20
Октября
2020
Сейчас
ИСКРАЛысьвенская общественно-политическая газета
Главная новость
230-летию Лысьвы – 230 строк Акции «Искры» Акция Армия Бизнес Благоустройство В огороде — с умом Вера Взлётка Визит Власть Война бывает разной Вопрос - ответ Вот это да! Выборы ГИБДД Горожане Горячая тема Два вопроса главе округа Декларация о намерениях Деловые новости День Победы Доброе дело Дороги Есть повод Есть проблема Жизнь Законодательное собрание Защити себя сам Здоровье Знай наших! Знакомьтесь Из неопубликованного Искре-100 Искре-95 Испытано на себе История Лысьвы История «Искры» История и современность Капремонт Коммуналка Конкурсы Консультации Конфликт интересов Красная строка Криминал Круглый стол Культура Лысьва и Чусовой... Лысьвенская библиотека Лысьвенский городской округ Лысьвенский музей Лысьвенский театр Людям о людях Медицина Молодёжь Мужикам МЧС Мысли вслух Мысли по поводу Не возьму в толк Новое в законе Образование Обратная связь Общественный совет Осторожно: мошенники! Отдохнём! Открытие Открытое письмо Парнасские забавы Пермский край Письмо в редакцию По слухам и достоверно Погода Подписка Подробности Покупки Политика Помогите! Поступок Потребитель Почта России Правопорядок Преодоление Пресс-клуб Прецедент Приколы нашего городка Проекты в действии Происшествия Прокуратура сообщает Прямой провод Психология Путешествия Рейд Рождение традиции Связь Село Семья Сказка Событие Социум Спорт Трагедия Традиция Фестивальная Лысьва Финансы Фотофакт Цены Человек года-2007 Человек года-2008 Человек года-2009 Человек года-2010 Человек года-2011 Человек года-2012 Человек года-2013 Человек года-2014 Человек года-2015 Человек года-2016 Человек года-2017 Человек года-2018 Человек года-2019 Человек года-2020 Человек и природа ЧП Экология Экономика Эстафета на призы газеты «Искра» Это мы, Господи... Эхо праздника
Рассылка
Ваш адрес
отказаться

4 ноября – День народного единства. Каково ваше отношение к этому празднику?

Лысьвенец – о путешествии по северо-уральской реке

26.01.2012Путешествия

Северный Урал простирается от северных склонов массива Тэл-Поз-Из до Конжаковского и соседнего с ним Косьвинского Камней. Главные вершины в этой части Уральского хребта - Тэл-Поз-Из – или «Гнездо ветров» (1617 м), заповедный Денежкин Камень (1492 м) и наиболее посещаемый Конжаковский Камень (1569 м). В прошлом году мы с друзьями побывали на Северном Урале и сплавились по реке Лозьве, знакомой многим лысьвенцам.

Как по санной трассе

Лозьва притягивает людей по двум причинам: её окрестности - красивейший уголок нетронутой природы Северного Урала, а из-за отдалённости от цивилизации в реке ещё осталась довольно крупная рыба - можно неплохо порыбачить.

Мы начинали свой сплав от «Базы Ильича». Отсюда идёт тропа к урочищу «Перевал Дятлова», которое до сих пор хранит страшную загадку: в феврале 1959 года девять туристов из Уральского политеха погибли невдалеке от него при странных обстоятельствах. Старшим группы был студент Игорь Дятлов.

Лозьва быстро бежит меж холмов, заросших густой тайгой. Разгоняясь на шумных перекатах, с силой бьёт в грудь высоким скалам. Но, охолонившись глубокими ямами и отпрянув неспешными плёсами, с настырностью, подталкиваемой затаённой злобой, она разбегается и вновь с грохотом обрушивается на очередной скальный выход. Это вечное буйство происходит под присмотром сибирских кедров, выделяющихся разлапистостью, пушистостью...

По реке с таким характером нашей команде «Любо!» предстояло пройти около 120 км до посёлка Вижай. На протяжении всего путешествия было видно, что океан тайги привлёк внимание в первую очередь, человека-потребителя.

Кстати...

Команда «Любо!»: Алексей ШЕРОМОВ, Павел ПАРШАКОВ, Андрей Штин, Алексей Чалов (все из лысьвы), Дмитрий Ведерников (Югорск) и Константин Дёмин (Чернушка).

В годы советской власти лесозаготовка здесь велась силами заключённых. Лагерь находился в п. Ушма – единственном на нашем пути населённом пункте. Когда-то он входил в систему Ивдельлаг, состоявшую из семи лагерей (учреждена приказом Сталина в 30-е годы прошлого века). Заключённые валили лес и молевым сплавом отправляли его вниз. Чтобы брёвна не застревали, а поворачивали вместе с течением, сооружались крепкие вертикальные стены-желоба из толстых деревянных брусьев прямоугольного сечения. Они скреплялись хитроумным способом, которого я ранее не встречал. Чтобы сдерживать напор воды и брёвен, со стороны берега конструкция отсыпана камнем на всю длину, порой достигающую 150 метров. Высота сооружения - до трёх метров. И так почти на каждом повороте петляющей реки!
Получается, что река текла как в жёлобе. Сплавляемый лес, словно по санной трассе, добирался до Ушмы. Невольно осознаёшь и уважаешь результаты этого людского труда, «спрятавшего» в искусственное русло целую горную северную реку! Лагерь перестал функционировать с конца 70-х. Стены-желоба сохранились, но их изрядно потрепал суровый северный климат.

Беда всех рек России – человек-хищник, захватчик, добытчик. Как только появляется доступ, река становится редкой на рыбу: крупная вычерпывается, мелкая - убивается. Список опустевших рек с каждым годом пополняется: Чусовая, Берёзовая, Вишера…Ещё 10 лет назад, сплавляясь по Чусовой до Кына, мы с пацанами восхищались тайменем, вышедшим на охоту вечерком. Шум и брызги от всплеска, создаваемого им при нападении на добычу, сравнимы с шумом прыгающего с вышки человека! А сейчас на ней что? Пойманный маленький хариусок считается величайшим успехом.

Поэтому и стали люди задумываться, как сохранить природные богатства. На Лозьве, например, появился контроль в виде ООО «Дикая природа Северного Урала». Директор общества - молодой учёный-биолог Алексей Сазанов - родом из тех мест. В Вижае, пока мы ждали машину для заброски в верховья Лозьвы, я долго беседовал с ним об организации. В аренду обществу отдан участок Лозьвы - от истока до села Полночное (Пристань). Основные цели – охрана и приумножение рыбных богатств. В реке оборудованы несколько инкубаторов, в которых выводится таймень. Например, недавно поступила заявка на малька из Тюменской области. Набран штат егерей. Есть лодки и машины повышенной проходимости. Один из источников содержания хозяйства - продажа путёвок на рыбалку.

Священная река вогулов

Лозьва - священная река у манси. Мы не раз встречали следы их существования: кое-где на берегу видели установленные на сваях на высоте двух-трёх метров деревянные кладовки. В них охотники-манси хранят необходимый для выживания в тайге минимум. На высоту поднимают для того, чтобы не смогли пошалить в закладке дикие звери. Встречались нам и сетчатые чуланы, предназначенные для вяления добычи. Все подобные места защищены изображениями вогульских идолов.

Манси в переводе с местного наречия означает «человек». Первые упоминания о манси обнаружены в исторических документах XIV века. Тогда этот народ называли вогулы. Сейчас манси компактно проживают в Ханты-Мансийском автономном округе, в Тюменской и на севере Свердловской областей. Народ манси назван в перечне малочисленных народов России, по отношении к которым государство взяло на себя особые полномочия (по обеспечению развития этих народов, сохранения их самобытности).

Благодаря этому мы не только повстречали коренных манси, но и остановились на ночь в их селении. Так, в 2007-2008 годах был построен национальный поселок для мансийских семей на месте бывшего лагеря в Ушме. По обе стороны Лозьвы - там, где в неё впадает р. Ушма, - появились семь срубов жилых домов и бань на русский лад. Уставилась в небо спутниковая тарелка будки-телефона. Согласно традиции новая деревня получила имя Висимтитпавыл (селение в устье реки).

Это интересно. Лозьва: география

Река берет начало берёт на хребте Поясовый Камень у подножия горы Отортен. Географически она протекает в пределах Западно-Сибирской низменности (административно – на севере Свердловской области) и, сливаясь с Сосьвой, образует Тавду (левый приток Тобола, бассейн Оби). По длине - почти как Чусовая (около 600 км).

Миниатюрный, как и большинство манси, Унтя Пеликов (мы прозвали его Андреем), у которого мы остановились, удивил нас своей гостеприимностью: предоставил нам баню и сарай с мягким диваном и кроватью. Ему 24 года, но выглядит он, как и большинство его соплеменников, намного старше. Возникла щекотливая ситуация, когда я спросил у Унти-Андрея, указывая на вышедшую из дома женщину-манси:

- Это твоя бабушка?
- Ты что! – возмутился он. – Это моя лесная женщина! Ей ещё 35-ти лет даже нету!

Наша команда уже неделю была в пути. Как желанна была жаркая банька у Унти!

Солнце скатывалось к изломленному уральским хребтом горизонту. Комаров и гнуса заметно добавлялось. Невдалеке мансийские ребятишки резвились на галечной отмели Лозьвы, забегая в кедах на босу ногу в студёную воду почти по колено. Две вогульские лайки с умными глазами растянулись, выставив вперёд передние лапы. Не раз встречавшиеся на своем веку в смертельной схватке с медведем, они, казалось, ждали чего-то... У задней стенки дома - пара широких лыж. Рядом - растрескавшиеся от солнца снегоступы. Зелёная надувная лодка валяется на берегу. Её спущенный баллон вывалил наружу так и неубранные после давней рыбалки снасти. Всюду - оленьи шкуры, птичьи крылья, рыболовные сети...

Мы долго беседовали с Унтей о его житье. Он рассказывал охотно и с гордостью. Эти люди полностью автономны, от государства ничего не просят, живут самобытно, берегут свою культуру, язык. Конечно, они имеют право на достойную жизнь. Хлопот, каждый раз откладываемых «на потом», много: от переоформления статуса безработного до получения разрешения на право хранения охотничьего оружия. Опираясь на свои глубокие национальные принципы, Унтя, как упавшая в Лозьву иголка кедра, плывёт по жизненному течению. Он говорил, что манси не борются с жизненными обстоятельствами, а подстраиваются под них и смело идут туда, куда несёт их очередным днём. Но всё же я уловил в его словах досаду на то, что когда-то пришлось его лесному народу уйти от цивилизации. Сначала на Чусовой, а сейчас и здесь житья спокойного нет...

Утром, когда наши лодки уже стояли на воде, к нам вышел Унтя. В сланцах на босу ногу зашёл в холодную воду и передал небольшой свёрток. В нём оказался редкий и полезный для здоровья золотой корень (уральский женьшень). Прощай, Унтя!

Горелый лес

С погодой нам повезло. Непрерывный дождь, переходящий в морось, шёл один раз и то всего лишь три дня. Время путешествия выпало на первую половину августа, но это не помешало ощутить первые заморозки 2011 года. Комаров и гнуса, как всегда, – тьма. В рационе постоянно была пойманная нами рыба. Варили, жарили, коптили и даже делали котлеты. Специально для этого брали с собой ручную мясорубку и муку.

Мы приближаемся к конечному пункту – п. Вижай на севере Свердловской области. В 1930-80 годах прошлого века он был населён в основном сотрудниками Ивдельлага. Общероссийскую известность он получил летом 2010 года, когда его полностью уничтожил пожар.

Это интересно. Лозьва: история

У историков Лозьва отметилась тем, что в её среднем течении был обнаружен клад - 40 антропоморфных фигурок бобров, птиц и других животных, выполненных методом плоского литья. В 1881 году на берегу реки в земле под корнями сосны его нашли манси. Возможно, здесь есть связь с кладом, найденным при строительстве Кыновского завода, когда в 1761 году в береговых осыпях реки Кын нашли бляхи-медальоны пермского звериного стиля и медведь «в жертвенной позе» стал символом Пермского края.

Прибывшее подразделение МЧС успокаивало население: мол, посёлок отстоят. Вся оставшаяся техника была согнана к Лозьве. Гидранты брошены в воду. Придёт или не придёт огонь? Пожар пришёл. Верховой быстрый, единой ярко-красной бескрайней огненной линией-фронтом он нёсся на посёлок. Через четыре минуты Вижай сгорел. Пожарные и местные жители спаслись на островке, напротив посёлка, перебравшись на него в самый последний момент. Люди выжили лишь потому, что низко прижимались к Лозьве и дышали через постоянно смачиваемые водой тряпки... Когда мы выезжали из Вижая домой, молча ехали через километры чёрного мёртвого леса, уничтоженного верховым пожаром. Завораживающее зрелище: не шумит листва, не поют птицы... Конечно, мудрая природа всё восстановит, но на это ей потребуются десятилетия. А человеку это будет суровым уроком.

Алексей ШЕРОМОВ, лауреат премии им. Занадворных.

В материале использованы:
1. Большая советская энциклопедия.
2. Краткая географическая энциклопедия. М. 1961 г.
3. П.Н. Степанов. «Урал». М. 1953 г.
4. Уральская историческая энциклопедия. Издательство «Академкнига», 2000 г.
5. «Урал. От моря Карского до Мугоджар». Екатеринбург. 2003 г.
6. Рассказы местных жителей, записанные автором в августе 2011 года.

 
 0
Социальные комментарии Cackle
перейти к списку статейверсия для печати
Смотрите также:

За неделю в редакцию поступил не один тревожный звонок из Первомайского посёлка по поводу сквера, заваленного грязным снегом, убранным с центральных улиц. Некоторые жители пришли в редакцию лично и были весьма эмоциональны, ругая коммунальщиков и природоохранные службы: дескать, ни законы, ни удобства жителей им не указ!
Яндекс.Метрика