«Лысьве буду помогать, чем смогу, но лишний денежный мешок за собой не принесу!»
09.02.2012Елена КожевниковаВизитВ конце января стартовал новый губернаторский проект «Кураторы поселений», а уже в начале февраля краевые чиновники отправились по деревням и сёлам с первыми ознакомительными визитами. Куратор поселений Лысьвенского района - и.о. зампредседателя правительства Владимир ЦВЕТОВ - побывал в Кыну, Кормовище и Новорождественском в прошлую среду.
Леспромхоз есть, а дороги – нет
Первый пункт назначения краевого чиновника – станция Кын. Там Владимир Юрьевич познакомился с главой Андреем Ёлоховым, пообщался с депутатами. Уже после визита, делясь впечатлениями с прессой, он заметил, что Кыновское поселение произвело хорошее впечатление. Бюджет в 11 млн. рублей, который в большей степени обеспечивает поселению Кыновской леспромхоз, - солидная сумма для сельской территории. Единственной серьёзной проблемой этого островка цивилизации возле живописнейших мест реки Чусовой остаётся дорога. Как верно когда-то подметили пермские журналисты, приехавшие на одно из мероприятий в рамках проекта «Кын-реалити», - «ни один населённый пункт не может называться территорией культуры, пока к нему ведут такие дороги!».
- Сегодня можно говорить только о планах по рассмотрению этой проблемы, - поделился мнением Владимир Юрьевич. - Некоторые деятели искусства и чиновники поддерживают идею передачи дороги до Кына в региональную собственность. Но для этого необходимо провести большую работу, а главное - не ошибиться в решении. После такой передачи появятся те, кто захочет передать в региональную собственность многое...
И хотя куратор согласился, что строительство транспортной артерии может стать большой поддержкой для развития территории, многообещающих заявлений делать не стал.
Дальше Перми не выезжают
Объясняя принципы работы нового проекта, зампредседателя правительства края обратил внимание на то, что кураторам предстоит восполнить пробелы в знаниях госслужащих о проблемах поселений.
- У краевой власти появилось ощущение, что она несколько далека от народа, чувствуется некоторая оторванность. Если я, будучи ответственным за развитие территорий, встречаюсь с населением и депутатами поселений, захожу в бюджетные учреждения, то некоторые госслужащие дальше Перми не выезжают...
Ещё один момент, на который обратил внимание Владимир Цветов: недостаток финансирования поселений. При скудости бюджетов они не всегда могут войти в краевые и федеральные программы, а значит, не способны полноценно развиваться. В связи с этим краевые власти вынашивают планы создания фонда софинансирования расходов для поселений, но не в ущерб районным деньгам. Скорее всего, это будет отдельный фонд.
- Необходимо, чтобы львиная доля средств бюджетов поселений уходила не на зарплаты и культуру, а на наружное освещение, тротуары, водоснабжение, содержание кладбищ, грейдирование дорог, строительство игровых площадок. По-моему, это то, чем поселенческая власть должна заниматься в первую очередь, - справедливо заметил Владимир Юрьевич.
Мы идём в поселения не на год-два...
Кураторы от краевой власти назначены в каждое поселение – сельские и городские. Причём в проекте участвуют все чиновники - начиная от министров и заканчивая рядовыми специалистами. Распределяли их по принципу: чем крупнее поселение - тем крупнее чиновник. Однако учитывали и отраслевую специфику. К примеру, Кизеловское городское поселение, где уже много лет не решаются жилищно-коммунальные проблемы, взял «под крыло» и.о. министра жилищно-коммунального хозяйства Николай Уханов.
- Мне достался Лысьвенский район, и я буду работать пока с поселениями района. Будет городской округ - буду работать с городским округом, - уточнил Владимир Цветов. - Часто люди задают вопрос: не связано ли это нововведение с выборами? Это точно не выборный проект - мы идем в поселения не на год и не на два. Для нас это дополнительная связь с населением, а для поселений - возможность решить свои проблемы. Конечно, они иногда носят частный характер, но встречаются и системные недоработки. Надо их высвечивать и совместно находить решения.
Лысьве буду помогать, чем смогу, но, безусловно, лишний денежный мешок за собой не принесу! А вот обсудить правила распределения средств между муниципальными районами или поселениями можно. Если есть такая необходимость, то нужно говорить на эти темы, принимать общие правила по разделу финансового ресурса.
Ни стадиона, ни амбулатории
После выступления Владимира Юрьевича глава администрации района Александр ГОНЧАРОВ обозначил две самые главные проблемы Кормовищенского сельского поселения – школьный стадион и сельская амбулатория. Оба объекта требуют финансовых вложений.
Куратор согласился: ситуация с местной школой получилась некрасивая: объект был готов, а на спортивный комплекс средств не хватило. Первоначально на строительство спортплощадки подрядчик затребовал 3,5 млн. рублей, но позже выяснилось, что нужно вдвое больше. Владимир Юрьевич посоветовал судиться с подрядчиком, а уже потом вновь заходить в программу софинансирования расходов и с «чистого листа» приступать к строительству стадиона.
Неизвестна судьба и Кормовищенской больницы. Здание, в котором она располагается, ветхое. В прошлом году было проведено его обследование. Экспертиза показала: делать капитальный ремонт нецелесообразно.
- Пытались найти готовое помещение, чтобы привести его в порядок, вложив минимальные бюджетные средства, но не нашли. Пришли к выводу: лучше построить небольшой модуль конкретно для амбулатории, - подытожил Александр Гончаров.
Для строительства нужны средства, и здесь без помощи краевого бюджета не обойтись. Владимир Юрьевич попросил подготовить всю необходимую документацию, чтобы заняться вопросом предметно.
Проблем много, куратор один
Проект «Кураторы поселений» на совете глав был принят неоднозначно. Как точно подметил Владимир Цветов: «Некоторые воспринимают это нововведение, как вторжение краевой власти в тихие отношения между главой района и главами поселений». Безусловно, главы районов по-прежнему будут ответственны за всё, что происходит на их территории. Даже если в их полномочия не входит пресловутая коммуналка, то всё равно именно с главы района будут спрашивать за подготовку жилфонда к зиме. В некоторых районах отношения между главами двух по сути дублирующих структур - района и городского поселения - напряжённые. В этой связи и.о. зампредседателя правительства отметил:
- Главное, чтобы у власти хватило мудрости не сломать выстроенные отношения, не размыть центр ответственности.
Глава Лысьвенского городского поселения Виктор Михайлов, глава администрации Андрей Шилов и главы поселений высказали свои мнения о проекте губернатора. Они были единодушны: в части кураторства для них ничего нового не будет. Власти по-прежнему будут проводить отчетные собрания, деревенские сходы с участием специалистов администраций, а то, что на них будет присутствовать краевой чиновник, позволит ускорить решение многих проблем.
- Мы плотно работаем с районной властью, но есть такие вопросы, которые необходимо транслировать на краевое правительство, - высказал своё мнение Андрей Шилов. – Это и пресловутая «собачья тема», и новые проекты по благоустройству… В общем, проблем много. Именно с кураторством мы связываем надежды на подвижки в их решении.
В объединении есть рациональное зерно
Не обошёл вниманием краевой чиновник и тему объединения поселений в городской округ. По словам замглавы администрации района по развитию территорий Николая ТИМОХИНА, именно в кабинете главы Кормовищенского сельского поселения Ивана Вятчанина два года назад была впервые затронута тема объединения. Большая часть пути пройдена, но впереди - ещё одно большое испытание: правовую оценку действиям лысьвенских властей должен дать краевой суд.
- Мы живем в переходный период, который закончится 1 января 2013 года. Если округ всё-таки будет, то весной нам предстоит формировать новые органы власти, за год «свести» бюджет и начать жить по единому бюджету в новом административно-территориальном устройстве, - пояснил Николай Тимохин.
Владимир Цветов согласился: в объединении есть своё рациональное зерно. В 131-м законе изначально заложено дублирование полномочий районной и поселенческой властей и отчасти - конфликт между этими структурами. Однако противники округа высказывают опасения, что в связи с объединением власть отдалится от народа. Чтобы этого не произошло, в населённых пунктах будут созданы общественные институты – органы территориального общественного самоуправления (ОТОСы). Кроме того, на территориях сохранятся и административные центры, будут работать главы.
Депутаты Кормовищенского сельского поселения заволновались: мол, ликвидируют советы депутатов, да и своего представителя в Земском собрании у Кормовища нет. Будет ли услышан глас народа?
На это краевой чиновник ответил:
- Гражданская активность идет снизу! Если население будет граждански активно, оно донесёт свою позицию и через ОТОСы, власть услышит людей. А если население не заинтересовано давать наказы своему депутату, спрашивать с него, то какой смысл в работе таких депутатов? Что касается представительства депутатов в Земском собрании - многое будет зависеть от того, как «нарежут» округа. К этой работе нужно подойти очень тщательно.
Завершая тему, Владимир Цветов высказался предельно ясно и для сторонников объединения весьма оптимистично: «Большое желание на примере Лысьвенского района показать всему Пермскому краю, как надо экономить бюджетные деньги».
А то, что они будут сэкономлены, ни у кого не вызывает сомнения. Только на содержание чиновничьего аппарата городского поселения в год уходит 24 млн. рублей.
P.S. Посетив Кормовище, куратор отправился в село Новорождественское. По словам главы сельского поселения Светланы МИХАЙЛОВОЙ, там он встретился с местными депутатами. Их волновал вопрос новой структуры власти при организации городского округа. Прозвучал вопрос и о сотовой связи. Ответ на него депутаты получили обнадёживающий: уже в этом году в Новорождественском «оживут» мобильные телефоны.
Социальные комментарии Cackle