Лысьвенцам предстоит выбрать главу и депутатов городского округа
03.03.2012Валентина КОКШАРОВАГорячая темаИтак, 20 февраля в споре «быть или не быть лысьвенской территории городским округом» поставлена точка: быть! Все разногласия вокруг вопроса об изменении статуса отдельно взятой муниципальной единицы позади. Прецедент не только в Пермском крае – в целом по России - создан. Идея раздела властей не везде себя оправдала.
Однако, чтобы каждый из нас, лысьвенцев, стал жителем полноценного городского округа, нам всем вместе предстоит прежде сформировать органы управления: избрать его главу и депутатский корпус. Об этом и не только - наша беседа с главой района Виктором КОМАРЕНКО.
- Первым делом, Виктор Алексеевич, хочу поздравить Вас: судебный спор с прокуратурой закончился миром – и путь к преобразованию открыт…
- Не «Вас», а нас всех надо поздравить! Думаю, в данном решении заинтересованы, прежде всего, жители района. С 2005 года многие были не согласны с тем, что Лысьву раздробили на поселения, и считали: развиваться она должна как единая территория.
- Но каких усилий это стоило…
- Любой опыт полезен. Знаю, многие нас упрекали: мол, сколько решений напринимали, сколько копий поломали, а результата нет. Когда в законодательстве нет чётко прописанной нормы, другого пути, кроме как искать решение в суде, у нас не было. Почему? Потому что в любой момент кто-то может заявить: вы не так читаете закон. Неудивительно, что до сих пор в городе есть мнение: дескать, надо было проводить референдум или голосование. Сейчас мы на все эти мнения имеем решение судебных органов.
Да, мы создали прецедент, и многие следили за развитием ситуации в Лысьве. Нам звонят по сей день, интересуются ходом событий, ибо в регионах ситуация аналогичная.
Совершенно верно: мы прошли нелёгкий путь и прошли его до конца. Хватило терпенья, сил. Немало территорий брались за это дело, но на первых стадиях им ставили барьер, и они отказались: нет так нет. Вся эпопея с судами позволила нам ещё раз, более подробно, взвесить риски, связанные с социальной стороной преобразования. Мы ещё раз изучили законы о социальных гарантиях наших граждан. Сейчас уверены: никто из лысьвенцев не теряет льгот и не будет ущемлён в своих правах. Это первое.
Второе. Мы ещё раз посмотрели требование градостроительного законодательства на предмет того: если мы заявляемся как единая территория, то и планировать свои действия должны как единая территория. Некоторые формулировки в региональном законе сейчас прописаны более точно, чтобы они не допускали какого-то иного трактования или домысливания. Всё согласовали с прокуратурой, и 16 февраля депутаты Заксобрания сразу в двух чтениях приняли поправки в закон, который, кстати, и называться стал по-другому: не «Об объединении поселений…», а «Об образовании нового муниципального образования…». Прокурор отозвал свой иск, мотивируя тем, что Законодательное собрание в добровольном порядке устранило все замечания и разногласия.
- Понятно. Сейчас у лысьвенцев другой вопрос: как дальше будут развиваться события?
- После опубликования поправок они вступают в законную силу, и можно сказать: у нас действует закон «Об образовании нового муниципального образования – городской округ». У краевой избирательной комиссии есть время организовать работу по нарезке округов для подготовки выборов депутатов Думы и главы городского округа. Конкретную дату назначит территориальная избирательная комиссия.
- Согласитесь, Виктор Алексеевич, любые выборы - довольно сложный процесс и для действующей администрации, и для ТИКа, и для населения. Предположительно они должны состояться в мае, и к 1 июня в Лысьвенском городском округе появятся новые органы местного самоуправления – глава и Дума. Выборы депутатов нынче будут проходить по иной схеме: по одномандатным округам и по партийным спискам - по аналогии с выборами депутатов краевого парламента. На ваш взгляд, это не усложнит формирование представительного органа городского округа?
- Депутатский корпус будет состоять из 20 человек: 10 мандатов получат те кандидаты, которые победят в одномандатных округах, 10 – представители партий и объединений, которые есть на территории.
Такая схема для небольших территорий не очень удачна. Об этом сейчас говорят те, кто прошел через такой формат. Есть даже обращения к президенту РФ и к премьеру Путину, чтобы не включали в закон требования избираться по партийным спискам в небольших муниципальных образованиях.
Тем не менее в законе № 131 прописано: при численности в округе до 80 тысяч человек число депутатов должно быть не менее двадцати, и не менее 50% из них - избрано по партийным спискам.
- В Лысьве три реальных партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР. Считаете, могут появиться и другие?
- Думаю, появится и первичная организация «Справедливой России». Парламентские партии обязательно будут использовать шанс получить мандат в муниципальном парламенте. Другой вопрос: используя его, не пройдут ли в Думу люди, которым в первую очередь важно преследовать какие-то свои интересы, свой имидж, а не заботы о развитии округа и улучшении качества жизни его жителей? Но хочу сказать: какие люди придут в новые органы власти - будет зависеть от избирателей. Партии партиями, а в списках кандидатов будут конкретные имена, и надо внимательно смотреть, кто борется за депутатский мандат и с какой целью, каковы их достижения и что они предлагают. Пора бы уже нашим избирателям перестать верить в лозунги и смотреть на реальные программы и дела.
Хотел бы ещё раз обратиться к тем, кто пойдёт на выборы: давайте, прежде всего, с уважением относиться к нашим избирателям. К сожалению, есть люди, верящие в красивые лозунги, несбыточные обещания, и этим кандидаты очень умело пользуются. Идут с «обещалками»: сделаю то, выполню это, надо – и луну с неба достану. Популизм – страшная штука, но, к сожалению, доверчивые люди «ведутся» на него.
- Разделение района на поселения негативно воспринималось лысьвенцами с самого начала. Но самым, пожалуй, раздражающим фактором был рост числа чиновников. С образованием городского округа их станет меньше?
- Безусловно. Прежде всего, будут сокращены люди в дублирующих друг друга отделах и управлениях. А тех, кто исполняет конкретные госуслуги, непосредственно касающиеся населения, сокращать не будут. Это может негативно сказаться на качестве оказания муниципальных услуг.
- Вы имеете в виду социальные службы?
- Конечно. И не только. У нас есть структуры, которые занимаются строительством, капитальным ремонтом и содержанием дорог. Что касается финансовых, экономических подразделений, то здесь однозначно будет одна служба.
Проект структуры управления городским округом, я имею в виду администрацию, есть. Но детально он пока не проработан. Мы предлагаем администрации города создать рабочую группу, собраться вместе с районной и предметно проанализировать структуру нового муниципального образования. Сейчас этим можно заниматься вплотную. А когда лысьвенцы изберут новую Думу - представить ей на рассмотрение наши предложения.
- Хорошо. Предположим, в мае прошли выборы, избраны новый глава и Дума городского округа. Сформировали структуру администрации, начали работать. К этому времени принимается весь пакет документов о ликвидации поселений и района в целом?
- Все представительные органы прекращают свою деятельность с момента, когда начинает работу Дума городского округа. Администрации остаются работать, пока не будет утверждена новая структура. Понятно, что именно в этот период будут решаться и кадровые вопросы: кто, в каких отделах продолжит работу, а с кем придётся расстаться. Процессы болезненные, потому что речь идёт о сокращении служащих. Но о предстоящих изменениях чиновники знают. Всем было сказано: хотите доказать свой профессионализм - работайте лучше. Останутся наиболее эффективные.
Что касается упразднения района как такового, то здесь ответ однозначный: все муниципальные образования упраздняются одновременно – и поселения, и район. Хочу подчеркнуть: не ликвидируются, а упраздняются. Новая администрация по закону является их правоприемником. Поэтому ликвидации как таковой не будет. Решение об упразднении прописано в законе.
- Виктор Алексеевич, нынешняя весна, да и год в целом для Лысьвы и лысьвенцев будет непростой. Народ уже знает, что любые преобразования обязательно «отрикошетят» какой-нибудь проблемой. Риски есть. Готовы ли вы к ним?
- Риск всегда есть. Но конкретные пути преобразования прописаны в законе, и мы будем неукоснительно следовать им. Я бы добавил, что непростой будет весна: выборы главы и депутатов Думы городского округа потребуют от лысьвенцев взвешенности и очень серьёзного подхода к оценке будущих кандидатов. Самое опасное – поддаться на популизм и не увидеть за ним конкретных дел реальных людей.