Почему в прошлом году так и не начали строительство спортивного комплекса с бассейном? Почему отказались от капитального ремонта дороги по ул. Вашляева? Эти и другие вопросы, связанные со строительством, наши читатели стали задавать чаще после того, как были значительно перенесены сроки строительства многих лысьвенских объектов.
- С чем связана такая задержка? – спрашиваю у начальника управления капитального строительства Дмитрия РЕШЕТНИКОВА.
То СанПиН, то терроризм...
- Причина, по большому счёту, одна: частые изменения законодательства и требований к местным властям, проектировщикам и строителям, - рассказывает Дмитрий Михайлович. - Например, до 2010 года Министерство транспорта требовало минимум документации, после потребовалась проектно-сметная документация. С конкурсом на строительство дороги по ул. Вашляева-Чайникова в городском поселении до новых изменений не успели – потребовалась уже экспертиза проекта.
Ещё сложнее идёт подготовка к строительству школы с детсадом на 15 мест и библиотекой в Канабеках. Проект выполнили в начале 2009 года. С появлением новых требований возникла необходимость экспертизы. Пока она проходила, появились новые СанПиНы по детским садам. Внесли изменения… Следом коррективы пришлось вносить из-за постановления правительства «О борьбе с терроризмом». А в прошлом году принят новый СанПиН по школам, в котором изменились требования к площадям и вентиляции. Сложно было определиться с проектировщиком, так как изменились требования и к ним. «Правила игры» меняются постоянно!
Не повторить чусовскую историю
- Читателей даже не столько причины задержек интересуют, сколько сроки начала строительства социально важных объектов. Возможно, они ещё отодвигаются и из-за отсутствия средств?
- Что касается школы в Канабеках, здесь проблем с деньгами нет: на сегодняшний день выделено 15 млн. рублей. Закладку фундамента планируем начать в четвёртом квартале этого года. Если не будет новых законодательных неожиданностей, начнётся и возведение коробки здания.
Идёт к завершению подготовительная работа по капремонту автодороги на ул. Вашляева и Чайникова. Финансовая «ёмкость» проекта - 40 млн. рублей. Там сделают не просто асфальтовое покрытие, но и приведут дорогу в нормативное состояние: расширят, построят тротуары и перенесут коммуникации. Мы понимаем, что после ремонта по ней начнётся движение большегрузного транспорта в город - через железнодорожный вокзал и мост через Лысьву. Мост, кстати, тоже требует капремонта. Готова заявка на его проектирование.
А самый главный наш объект – спорткомплекс. Проектировщики устраняют замечания, и в апреле мы ждём положительного заключения экспертизы. Параллельно готовим заявку на инвестиционный проект. Ориентировочная стоимость комплекса составит порядка 250 млн. рублей. На этот год запланировано освоить 65 млн. Не хотелось бы повторить судьбу Чусового, где подрядчик не справился со своей задачей, и пришлось искать другого. Внимание к этой стройке будет самым пристальным, а начать её планируется уже летом.
Как карагайцы собираются чистить наши дороги?
- Насколько мне известно, в Лысьве нет организации, способной выполнить строительные работы объекта такого масштаба. Значит, риск «купить кота в мешке» всё-таки остаётся?
- К сожалению, некоторые виды работ – например, освоение свайного поля – нашим организациям не по силам. А 94-й закон не даёт нам возможности прописать квалификационные требования к подрядчику. Поэтому риск, конечно, остаётся. Могу привести в пример ремонт в школах № 6 и 7. Заявившиеся там по контракту иногородние организации к работам так и не приступили. Управлению образования снова придётся объявлять конкурс. Разумеется, оно подаёт на эти предприятия в арбитражный суд, чтобы их внесли в список недобросовестных подрядчиков. Но это всё, что сегодня можно сделать по закону. А время-то уходит!
Мы отправляли свои предложения по поводу изменений в законодательство, защищающих нас от недобросовестных подрядчиков. Вышел проект нового закона, который в июле должен быть принят. Если это произойдёт, мы уже в конкурсной документации сможем выдвигать требования к участникам. И главным критерием будет не цена вопроса (кто запросил меньшую цену), а качество работ, квалификация работников предприятия.
Ждём этого закона как манны небесной. Насколько он важен, можно убедиться на другом примере. Мы объявили аукцион на содержание 26 километров дорог к разным деревням района. На конкурс заявились пять организаций, в том числе две из Соликамска и одна - из Карагая. Как они будут чистить дорогу, скажем, к деревням Чебота и Грязнуха?! Я просто не понимаю! Три заявки мы отклонили, и участники подали жалобы в Федеральную антимонопольную службу. Мы вынуждены объявить новый аукцион. Кстати, 26 марта он состоялся, в нём участвовала только одна иногородняя организация, а выиграло аукцион всё-таки Лысьвенское ДСУ.
Объёмы увеличились в разы
- Огромная проектная и конкурсная работа, как правило, остаётся за кадром. Люди судят о работе строителей так: растёт здание – значит, работа движется. Можно привести примеры, чтобы лысьвенцы поняли: отдыхать вам не приходится.
- Начну с того, что создание УКСа в 2007 году было уже большим шагом. УКС – организация бюджетная, а значит, все работы по технадзору, по составлению проектно-сметной документации для бюджетных учреждений мы выполняем бесплатно, в отличие от работавшего до этого «Лысьвастройзаказчика» - хозрасчётного предприятия. Только представьте, какая это экономия для бюджета.
Самый, наверное, наглядный пример – подготовка сметной документации на ремонт объектов здравоохранения, образования, культуры, спортивно-оздоровительных. Только учреждений образования в этом году ремонтируется более тридцати! До 2007 года детсады капитально не ремонтировались вообще. Раньше за год в соцсферу вкладывалось от силы 40 млн. рублей, а сегодня – более 200 млн. рублей. Объёмы просто огромные!
С учётом постоянных изменений требований к проектированию можете себе представить, чего нам стоит уложиться в установленные сроки? Чтобы ощутить этот объём, предлагаю лысьвенцам просто заглянуть в школьные классы, в садики, в больницу – всё меняется на глазах, и на все перемены нужны проекты. Без них строители не имеют права приступить к работе.
Сегодня мы подготовили конкурсную документацию по капремонтам школ № 2 и 16, в работе документы по легкоатлетическому манежу с игровым залом, реконструкции электросетевого хозяйства в центральной части города. «Пермгражданпроект» уже занимается проектом системы водоснабжения, который должен быть готов во втором квартале. Идут работы по многим нашим проектам: газификация Вторых Карпат, Липовой и микрорайона Травянка. Перечислять можно очень долго.
Плохо, когда цель одна, а карманы разные
- Это всё относится к городу. Но ведь много проблем и на селе, причём проблем, важных для всех лысьвенцев. Например, многих интересует продвижение вопроса строительства дороги до Кына…
- Конечно, и село не забываем. Выполнили проект на ремонт моста в с. Кын и на автодорогу и уже получили положительное заключение. Летом планируем начать ремонт четырёх километров дороги от Кормовища в сторону Кына (общая стоимость работ - 34 млн. рублей). А всего на ремонт 26 километров (до деревни Кумыш) потребуется 315 млн. рублей. Новый мост в Кыну обойдётся в 6,8 млн. рублей. Отработали замечания по проекту клуба в п. Кын. Надеемся, во втором квартале получить положительное заключение экспертизы и тогда сразу подадим заявку на инвестпроект. На этот год запланировано 12,5 млн. рублей - этого хватит на нулевой цикл.
На очереди – проектирование клуба в Рассолёнках, водопроводных сетей и нового здания больницы в Кормовище. На экспертизе находится проект моста через Шакву в Канабеках. Будет ремонтироваться мост через Аитовку в Аитково. В этом году там будет введён в эксплуатацию клуб. И это только основные объекты.
- Вскоре поселениям предстоит стать единым округом. Даст ли объединение какие-то преимущества вашему управлению? Не окажется ли село на вторых ролях?
- Сегодня всё строится по принципу софинансирования. Район и рад бы вложить дополнительные средства в ремонт того же моста в Аитково, но не может, так как увеличение своей доли невозможно для Новорождественского поселения. Так что село только выиграет в этом плане.
Единое руководство - это и единая политика. Можно составить план и хотя бы пять лет идти в одном направлении. Взять то же жилищное строительство, которое относится к прерогативе горпоселения. Выделить землю под строительство индивидуальных домов в п. Калинина – идея района. Проект рассчитан на 40 домов, к половине проведены газ и электричество. Если смотреть в целом, то районные власти брали во внимание незагруженность школы № 12. Чтобы её загрузить – надо строить жильё. А это подразумевает развитие инфраструктуры. Если сделать дорогу, то и пассажирские перевозки организовать больше желающих найдётся.
Сдали же всего шесть домов. Почему? Потому что у горпоселения иные приоритеты. Им проще и дешевле расселить людей из аварийного жилья, приобретя квартиры на вторичном рынке жилья. И на данный момент это правильно. Намерения у всех благие, а карманы разные. Бюджета горпоселения на всё просто не хватает, вот и приходится расходовать его на выполнение первоочередных задач. В результате планировать что-то получается плохо. Надеюсь, с объединением эта проблема решится сама собой.