С каждым годом их остаётся всё меньше… Всё меньше в парадном майском строю сияющих на солнце орденов и медалей. Всё меньше добрых и по-особому искрящихся глаз с застывшими на ветру слезами. Редеют ряды ветеранов. Оттого ещё более дороги нам те, кто сумел дошагать до 67-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Война не окончена?
Страшно осознавать, но сегодня, в мирное время, война для некоторых ветеранов не окончена. Только это другая война - не та, оставшаяся в далёких сороковых, а более коварная и подлая. В ней участвуют те, ради которых проливали кровь на полях сражений наши ветераны. Эти нелюди (язык не поворачивается назвать их людьми) желают поживиться за счёт ветеранов войны, которым государство постаралось обеспечить достойную старость.
У многих ещё не изгладился из памяти случай, произошедший не так давно в Краснодарском крае, когда отморозки напали на дом 86-летнего ветерана Великой Отечественной войны Петра Животовского. Они жестоко избили его, подожгли дом, оставив мужчину гореть в нём заживо. Сильный духом человек, прошедший войну, сумел выжить, в очередной раз победив смерть. Но его история - не единичный случай. К сожалению, ветераны, чьи имена хорошо известны в маленьких городах и посёлках, становятся мишенью для подонков, грабителей и мошенников. И даже государство не способно защитить своих героев.
Чудо-ловушка для стариков
В преддверии Дня Победы неприятная история произошла и с лысьвенским ветераном Великой Отечественной войны, победителем акции «Человек года-2011» в номинации «Человек-легенда» Марией Родионовной СМИРНОВОЙ. Продавцы медицинских аппаратов-лекарей напросились в квартиру к одиноко проживающей женщине и обманным путём завладели 60-ю тысячами рублей.
- Это случилось в два часа дня 23 марта, - вспоминает Мария Родионовна. - В дверь ко мне постучались две молодые женщины, назвали мою фамилию. Я открыла им дверь, а поскольку стояла босиком, пустила в квартиру. Они быстро прошли в комнату. Одна села на стул, другая встала у дивана.
Незваные гости принялись расхваливать ветерану чудо-аппараты, от которых проходят абсолютно все болезни. Мария Родионовна ответила: мол, она ничего покупать не собирается, свои болезни знает и, когда надо, пьёт лекарства. Да и нужны ли пожилой женщине, которой скоро исполнится 91 год, какие-то приборчики, если она ничего не смыслит в том, как ими пользоваться? Однако женщины упорствовали. Видя, что бабушку не сломить, решили пойти на хитрость и попросили расписаться в бумагах, объяснив это тем, что так положено, раз они всё же рассказали потенциальному покупателю о своём товаре. Бесхитростная старушка поставила «закорючки» в указанном месте. Что тут началось! Женщины пошли в атаку: дескать, подписалась в листах – бери прибор, выкладывай деньги. Мария Родионовна мужественно оборонялась. Но и незваные гостьи не сдавались: позвали на подмогу своих товарищей. В квартире неожиданным образом появился молодой человек и пожилая дамочка, которые сразу «просекли» обстановку и насели на старушку по полной программе.
- Позвать на помощь соседей я не могла, все были на работе, - рассказывает Мария Родионовна. - Да и голову они мне так задурили, что у меня поднялось давление. Наглецы оттеснили меня к шкафу, и... я достала деньги. Они как увидели «красненькие» (пятитысячные купюры, - прим. авт.), сразу выхватили их у меня из рук. Там ещё и тысячные бумажки были...
Продавцы чудо-товара после полученного куша быстро ретировались, оставив на столе у ветерана четыре ненужные коробки: один медицинский аппарат «Дарсонваль» и три медицинских аппарата «Ультратон». Эти четыре коробки и стали уликами в деле, которое по заявлению родственницы Марии Родионовны - Надежды Ивановны Петровой - завели в отделе МВД России по Лысьвенскому району. Дело-то завели, но длилось оно недолго. Официальный вердикт органов: ветерану Великой Отечественной войны М.Р. Смирновой в возбуждении уголовного дела отказать за отсутствием события какого-либо преступления, предусмотренного УК РФ.
«Красная цена» - 700 рублей
В отчаяньи Надежда Ивановна обратилась в редакцию.
- Тётя Маруся копила деньги на зубной протез, хотела на праздники быть красивой, - делится женщина. - Я знаю, сколько денег у неё было, потому что за день до этого случая мы с ней ходили по магазинам. После нашествия распространителей «чудо-аппаратов» в конверте осталось всего 16 тысяч рублей, а было 75. То есть около 60 тысяч забрали чужаки. При этом они оставили товарные чеки на аппараты, в каждом значится сумма 9800 рублей. Даже если умножить её на четыре, то 60 тысяч никак не получается. Кроме того, мы посмотрели в Интернете: «красная цена» этим аппаратам всего две тысячи рублей, а на заводе-изготовителе их можно купить за 700. Вот так наживаются на наших ветеранах!
Женщина сообщила ещё одну не менее важную деталь: оказывается, в тот день пострадала не одна Мария Родионовна. Жертвами квартирных продавцов стали семь престарелых граждан. Ко всем пенсионерам приходят «по наводке». Эти выводы можно сделать из рассказа самой Марии Родионовны. Во-первых, продавцы назвали ветерана по имени-отчеству. Во-вторых, мужчина и женщина, ставшие подмогой своим дамочкам-товаркам, в то время, пока незнакомки обрабатывали Марию Родионовну, «работали» где-то поблизости. Они прибежали в квартиру к ветерану по телефонному звонку. Ещё и совести хватило укорять старушку в негостеприимности: дескать, в соседнем доме им бабушка и чаю налила, и денежек за аппараты отвалила.
Нет побоев - нет вины
По словам Надежды Ивановны, после заявления в полицию работники органов действовали оперативно: сняли отпечатки пальцев с приборов, взяли у ветерана показания. У пострадавшей стороны не было сомнения: бессовестных распространителей поймают. И действительно, Марию Родионовну вызывали на опознание, и одну женщину-продавца она опознала. В надежде на справедливость Фемиды Мария Родионовна и её родственница стали ждать исхода дела. Какового же было их удивление, когда из отдела ОМВД пришла бумага «Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела».
На двух листах подробно расписано, что за препараты «купила» пострадавшая, какими сертификатами они обладают и на каких предприятиях производятся. А самое главное - в нескольких скупых строках: «Смирнова М.Р. пояснила, что купила аппараты добровольно, без принуждения». Вот так! Сама, мол, ты, бабуся, виновата, и нечего на других пенять, коли на старости лет из ума выжила! Так, что ли, получается?
- Выходит, что так, - не скрывает возмущения Надежда Ивановна. - Нам следователи сказали: свидетелей нет, и побоев у бабушки нет, значит, никто её препараты покупать не заставлял. Но побойтесь Бога, какие побои?! Много ли надо 90-летней старушке, чтобы её запутать и запугать? На неё оказывали психологическое давление четыре человека!
«Я человек, не собака!»
Самое удивительное, что распространители медицинской «чудо-техники» не скрываются. Они тоже прислали ветерану письмо, которое можно расценивать не иначе, как плевок в спину. Некто директор ООО ИД «Пермский край» Е.М. Кадырова пишет: «Приобретённое вами изделие сертифицировано, относится к категории «приборы и аппаратура медицинские», соответствует установленному ГОСТу Российской Федерации и возврату не подлежит».
После этого письма - официальной насмешки над ветераном - Надежда Ивановна написала жалобу в прокуратуру. Ответ за подписью городского прокурора, советника юстиции Д.В. Кривоносова получен. В нём говорится: «Изучение материалов доследственной проверки показало, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела вынесено преждевременно, проверка проведена неполно. 20.04.2012 года постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное 2.04.2012 года, отменено, материал направлен для устранения недостатков проверки в ОМВД России по Лысьвенскому району».
Будет ли удовлетворено требование пострадавшей - вернуть ей деньги - неизвестно. По словам Надежды Ивановны, распространители хорошо подкованы юридически и «ловят» в свои сети доверчивых стариков. Зачастую самыми наивными оказываются именно ветераны. Пройдя войну, привыкнув делиться последней краюхой хлеба с любым человеком, они просто не ждут от людей подлости и обмана. Они не понимают, как можно не открыть дверь тому, кто назвал тебя по имени.
- Ведь я человек, не собака, - говорит на это Мария Родионовна. - Я вовсе не хочу этих людей сажать в тюрьму, пусть вернут мне деньги. Умирать буду, кто меня похоронит? Государство? На него надежды мало...
Социальные комментарии Cackle