Принято считать, что хранить средства на пластиковой банковской карте гораздо безопаснее, чем наличные. На самом деле кража денег с них становится распространённым преступлением.
«Рекомендуем вам отправиться к получателю»...
Вот пример. 13 октября Алексей Чащин хотел оплатить коммунальные услуги через систему «Сбербанк ОнЛайн». Как обычно, вошёл с помощью компьютера в Интернет и нажал кнопку, позволяющую вход в указанную систему. Её главная страница появилась на экране монитора, но неожиданно зависла. Он попытался заставить её работать и тут к своему ужасу увидел: она так «заработала», что кто-то буквально оставляет его нагишом - снимает с его счёта все деньги сразу. Он быстро набрал на мобильнике номер службы помощи банка и потребовал прекратить операцию.
- Это невозможно, - ответили ему, - потому что при списании денег используются ваши реквизиты. Следовательно, операция законна.
- Да нет в ней никакой законности: я в «личный кабинет» не входил и этих реквизитов на клавиатуре не набирал!
- Ничем не можем помочь, - сказали ему и повесили трубку. В ту же секунду на глазах Алексея Александровича более шестидесяти тысяч рублей растворились в виртуальном пространстве...
На другой день он направил письмо руководству пермского филиала Сбербанка. В заявлении сообщил: «Я не вводил обязательные для совершения платёжных операций секретные данные, а именно: идентификатор, пароль для входа и разовый пароль, который направляется в банк посредством SMS-сообщения. Стало быть, доступ в мой «личный кабинет» был совершён мошенниками с использованием хакерской программы».
Через десять дней банк ответил ему: «В результате рассмотрения вашего заявления было установлено, что 15 октября (почему 15, если обокрали 13? - С.А.) для входа в автоматизированную систему «Сбербанк ОнЛайн» были использованы идентификатор и пароль, полученные в соответствии с руководством по использованию системы по карте Maestro (почему Maestro, если у Чащина карта Visa? - С.А.) № 4276******9409, выпущенной на ваше имя. При проведении оспоренной операции использовался одноразовый пароль (17252538), направленный на мобильный телефон держателя карты № (912)5808706 в SMS-сообщении.
В соответствии со ст. 854 ГК РФ списание средств с карты Maestro № 6761****8599 (на неё ушли украденные деньги) может быть произведено только на основании распоряжения от держателя данной карты. Таким образом, ОАО «Сбербанк России» не имеет права на списание ошибочно перечисленных денежных средств со счёта получателя без его распоряжения. Для урегулирования спорной ситуации рекомендуем Вам обратиться непосредственно к получателю платежа, а в случае его отказа от возврата денежных средств – в суд общей юрисдикции с иском к получателю о взыскании последних...».
Клиенты вне закона
Стиль такого ответа можно назвать «сам дурак». Сбербанк ни на секунду не усомнился в непробиваемости своей электронной защиты. И, похоже, нисколько не сомневается в том, что А. Чащин «помог» кому-то обокрасть самого себя. Поэтому и пишет: мол, ищи мошенника сам и сам же требуй с него похищенное.
Почему кредитное учреждение ведёт себя таким образом, объяснил руководитель отделения по раскрытию неочевидных преступлений следственного отдела ОМВД по Лысьвенскому району майор юстиции Сергей Мехряков:
- В отличие от стран Евросоюза и США в России нет законодательства, защищающего интересы держателя карты. На Западе законодательно обеспечена гарантия возврата украденных с карты денег, если банк не докажет, что вы - соучастник похищения. У нас возврат денег зависит исключительно от доброй воли банка. Однако я не помню ни одного случая, когда бы он проявил её. Сейчас банк может изучать обстоятельства сомнительного перевода в течение 40 дней. За это время он попытается доказать, что в пропаже средств виноват держатель карты. И тогда пострадавшему придётся доказывать, что он не имел отношения к пропаже финансов. Но уже через суд.
В нашем случае следователь вряд ли сможет ему помочь. Он запросил у банка данные на владельца карты, на которую списаны деньги. Ему сообщили, что всё будет делаться через Москву, и на это уйдет масса времени. Кроме того, может оказаться, что хозяин карты – какой-то бомж. К нему подошли, предложили денег на выпивку и объяснили: получит их, если оформит банковскую карту на себя и отдаст «благодетелям». В этом случае установить, кто ею сейчас пользуется, невозможно.
- Недавно в Госдуму направлены дополнения в Гражданский кодекс, и они прошли уже первое чтение. Поправки предусматривают, что банкам придётся в течение суток возвращать клиентам сумму спорной операции. Только затем кредитные учреждения будут выяснять, кто снимал деньги, где, когда и как, была ли операция законной или мошеннической. Такой порядок может начать действовать уже с нового года...
- У банков очень мощное лобби в Государственной Думе. И очень может быть, пока поправки дойдут до последнего чтения, многие содержащиеся в них установки, создающие банкам проблемы, пере-иначат в их пользу.
Докажи, что ты не верблюд
Судя по сообщениям центральной печати, так называемый Национальный платёжный совет уже подготовил проект поправок в поправки к Гражданскому кодексу и Закону «О национальной платёжной системе». Из них следует, что кредитные организации в случае спорного списания средств с карт клиентов будут возвращать в течение 24 часов только до трёх тысяч рублей включительно. Вопрос о возмещении больших сумм будет решаться после проведения расследования, на которое банкам отводится минимум 14, максимум 30 дней. Правда, Наталья Бурыкина, глава комитета Госдумы по финансовому рынку, сказала корреспонденту агентства «Прайм»:
- Почему граждане должны доказывать, что они не виноваты, что у них украли деньги и что они не верблюды? Есть много систем защиты: SMS-сообщения, банковские ключи… Мне непонятен этот посыл: вы внесите в банк свои средства, заплатите нам за пользование банковской картой, а если у вас украдут деньги, то мы не виноваты...
Н. Бурыкина напомнила агентству, что данная инициатива Национального платежного совета противоречит мировой практике: в европейских банках все спорно списанные средства возвращаются клиенту в течение 24 часов, до окончания расследования. Поэтому будем надеяться, что поправки к поправкам в Думе не пройдут. Впрочем, ничего другого нам и не остаётся. Разве что поменять банк. Но где гарантия, что и у него не взломают систему защиты?
Кстати...
Корреспондент журнала «Деньги» тоже стал жертвой компьютерного воровства и попытался понять, как оно происходит. Объяснение получил из первых рук – от профессионального взломщика банковской защиты, который на основе своего «опыта» пишет сейчас кандидатскую диссертацию. Как выяснилось, существует целая индустрия краж через Интернет. Под занавес журналист спросил своего интервьюера: как можно обезопасить себя от них? «Не храните деньги на карте», - ответил тот.
Может, последовать его совету? Алексей Чащин, например, уже отказался от услуг Сбербанка, хотя тот и выписал ему новую карту. Перестанет ли он хранить деньги на картах других банков, покажет решение суда, в который он категорически намерен обратиться за защитой своих прав. Если они будут защищены, то, скорей всего, вернуться к так называемой сберкнижке он всё же не захочет. Пожелаем ему удачи.