«Я оформила карту «Маэстро социальная» три года назад для перечисления пенсии. К карте подключили услугу «Мобильный банк». Средства перечислялись на карту исправно, нужды их снимать не было, поскольку я продолжала работать. В сентябре прошлого года решила впервые снять деньги и обнаружила, что их на карте нет. Подумала, что, наверное, когда-то сняла их сама, но по рассеянности запамятовала. В октябре на карту перевели 5 тысяч рублей. В ноябре она вновь показала нулевой баланс.
Я обратилась в Сбербанк, попросила представить отчёт об операциях, производимых с картой. В выданной мне распечатке было видно: средства с неё уходили на неизвестный мне мобильный номер сотовой сети «Билайн». Написала заявление в полицию, факты списания средств с моей карты расследуются. Расскажите читателям газеты ещё раз о способах мошенничества с банковскими картами и услугой «Мобильный банк», чтобы люди не попадались на удочку мошенников.
Татьяна Николаевна, пенсионерка».
Запрета на продажу утраченных мобильников нет
Прокомментировать письмо читательницы редакция попросила следователя следственного отдела при ОМВД капитана юстиции Игоря Кожевникова.
- Данный случай нетипичен, - сказал Игорь Владимирович. - Как объяснила Татьяна Николаевна, она выбросила сим-карту своего мобильника. А тот, кто её нашёл, был, видимо, человеком грамотным - быстро установил её номер, а потом определил, что к нему подключена услуга «Мобильный банк». И посредством неё перевёл деньги с банковской карты пострадавшей на счёт мобильника, сим-карта которого наверняка была приобретена им без регистрации. Как именно это происходило, я пока не знаю. Возможен и другой вариант: «симку» никто не находил, но её номер сотрудники «Билайна» передали другому лицу, поскольку Татьяна Николаевна картой долго не пользовалась.
Чтобы выяснить все обстоятельства и установить нового владельца «симки», я направил запрос в Пермь оператору «Билайна». Ответ может прийти через месяц или два. А может и вообще не прийти.
Выход в подобных случаях один: потеряли мобильник или его у вас похитили - идите сначала к оператору связи, потом в банк, просите, чтобы услугу отключили. Второе, что необходимо делать, - писать письма законодателям и требовать, чтобы приняли наконец-то закон, запрещающий оборот утраченных мобильников. Он запрещён во всём цивилизованном мире. Такой законодательный акт предлагался Госдуме для рассмотрения, но положительного результата до сих пор нет. В итоге утраченный телефон можно перепродать не раз. Со всей находящейся в нём информацией.
Мошеннических схем – десятки
Что касается мошенничества с банковскими картами, на сегодня известно несколько десятков таких схем. Подробно рассказывать о каждой - не хватит номера газеты. Поэтому остановлюсь вкратце на более распространённых. Одна из них - получение секретной информации, хранящейся на карте. Это возможно при сговоре мошенников с сотрудниками магазинов, гостиниц, ресторанов, других торговых и развлекательных заведений. Через них проходит большое количество операций с пластиковыми картами, информация о которых сохраняется в компьютерных базах данных или на слипах (бумажных документах, подтверждающих факт платежа). В итоге такого сговора информация о реквизитах карточек передаётся криминальным структурам.
Довольно распространён способ, когда криминальные структуры организуют собственные магазины. Цель подобных «торговых точек» проста - получить как можно больше данных о пластиковых картах клиентов. Часто мошенники используют для этого и интернет-сайты.
Ещё одним видом карточного мошенничества является так называемый фишинг (от английского слова phish - рыба). Цель такой «рыбалки» - получить данные о пластиковой карте от самого пользователя. В этом случае злоумышленники рассылают пользователям электронные письма, в которых от имени банка сообщают об изменениях, якобы производимых в системе его безопасности. При этом аферисты просят доверчивых пользователей возобновить информацию о карте, в том числе указать номер «кредитки» и её пин-код. Сделать это предлагается несколькими способами: либо отправив ответное письмо, либо пройдя на сайт банка и заполнив соответствующую анкету. Однако ссылка, прикреплённая к письму, ведёт не на ресурс банка, а на поддельный сайт, имитирующий работу настоящего.
Голосовая «рыбалка»
Разновидность данного преступления - звонки на сотовые телефоны граждан от «представителей» банка с просьбой погасить задолженность по кредиту. Когда гражданин сообщает, что кредита не брал, ему предлагается уточнить данные его пластиковой карты. В дальнейшем указанная информация используется для несанкционированных денежных переводов с карточного счёта пользователя.
Новый вид мошенничества - голосовой фишинг, позволяющий автоматически собирать номера карт и счетов. Мошенники моделируют голос автоинформатора, которым сообщают держателю карты: с его кредиткой производятся мошеннические действия, необходимо позвонить по названному номеру немедленно. На другом конце провода типично компьютерный голос отвечает, что вы должны пройти сверку данных, а для этого ввести 16-значный номер карты с клавиатуры телефона.
Как только вы вводите номер, «рыбак» становится обладателем всей необходимой ему информации и с её помощью лишает вас денег. Для того чтобы уберечь их, помните: банки и платёжные системы никогда не присылают писем и не звонят на телефоны своих клиентов с просьбой предоставить им номера счетов или пин-коды. Если такая необходимость возникнет, вас попросят приехать в банк лично.
Как обезопасить себя от «ловцов денег»?
Единственный реальный способ снизить вероятность мошенничества с пластиковой картой – это соблюдать нехитрые правила безопасности.
Сотрудники банков призывают своих клиентов внимательнее относится к своим картам: не доверять их третьим лицам, не оставлять без присмотра, не записывать пин-код в легкодоступных местах и тем более - на карте. Обязательно ставьте образец своей подписи на обратной стороне карты сразу же после её получения. И никому не сообщайте её пин-код! Его не вправе требовать ни работники банка, выдавшего карту, ни обслуживающий персонал банкомата.
Ещё один совет - ни в коем случае не упускайте карту из виду, расплачиваясь в ресторанах или магазинах. А лучше попросите, чтобы её пропустили через импринтер (аппарат для осуществления электронных платежей) в вашем присутствии. Не расплачивайтесь кредиткой в сомнительных заведениях и обязательно храните у себя копии чеков. Проверяйте движение денег на вашем карточном счёте. Незамедлительно сообщайте в банк о потере или краже платёжной карты. Расследовать преступление по «горячим следам» гораздо легче, чем через пару недель.
Важно!
Не оставляйте данные о себе и своей карте на тех сайтах, о которых вы ничего не знаете. Спросите об этих сайтах у друзей и знакомых, поинтересуйтесь в соответствующих конференциях, узнайте, где располагается организация, с которой вы собираетесь производить денежные операции. При этом обращайте внимание на различные сертификаты, подтверждающие безопасность расчётов через данный сайт. Если адреса нет совсем или он не вызывает доверия, то подумайте, а стоит ли это делать?
Не используйте для оплаты в сети Интернет карты, на которых находятся крупные суммы денег. Лучше завести для таких целей отдельную карту и переводить туда деньги по мере необходимости. При появлении подозрений о неправомерном списании денег со счёта немедленно обращайтесь в банк.
Социальные комментарии Cackle