Сегодняшняя ситуация с малым бизнесом в России напоминает сюжет с речной живностью, приманенной расчётливым рыболовом. Очень долго индивидуальных предпринимателей «прикармливали», приучая к мысли, что страна доросла до того уровня, когда любому можно уверенно вести легальный бизнес. Но один росчерк законодательного пера - и они, как та рыба, уходят в неведомую толщу - подальше от налоговых «крючков и неводов».
«Рыбу» надо не только «прикармливать»...
Декабрь прошлого года ознаменовался массовым выходом предпринимателей из бизнеса. Только в Пермском крае, по официальным данным, за декабрь 2012 года и январь 2013-го прекратили свою деятельность более 6000 предпринимателей. В целом по России с налогового учёта за это время снялись более 207 тысяч ИП. Не обошла эта проблема и Лысьву: за январь-февраль свернули деятельность более 300 предпринимателей.
А ведь как красиво всё начиналось! После мощного информационного «выстрела» о поддержке государством предпринимательства началась серьёзная работа, позволявшая начинающему бизнесмену встать на ноги. Появились фонды поддержки и развития предпринимательства. Так называемое микрофинансирование оказалось действенным: многим не хватало лишь небольшого денежного импульса, чтобы пуститься в собственное плавание.
И всем уже верилось, что у теневого бизнеса выбили опору из-под ног. Ведь в государстве пришли к пониманию, что «рыбу» надо не только «прикармливать», но и активно «разводить» её.
В 2010 году в Лысьве по линии центра занятости приступили к реализации программы «Содействие занятости безработных граждан». Не имевшие работы земляки, получив единовременную финансовую помощь на создание своего бизнеса, приступили к его развитию. Только за год в Лысьве благодаря такой поддержке появилось 86 ИП.
Многие представители малого бизнеса признавались: они начали доверять государству. А доверие имеет прекрасное свойство – превращать надежды в планы. Предприниматели – народ весьма осторожный и планами своих шагов к успеху очень редко делятся. А тут народ открывал газету, а там один во всеуслышание о приобретении комбайна рассказывет, другой – об увеличении поголовья скота, третий - о скором приобретении оборудования...
Восстановлена ли справедливость?
Но человек предполагает, а Бог располагает. В данном конкретном случае в роли Создателя выступили чиновники Минтруда. Очевидно, такое право они почувствовали после того, как обнаружили несоответствие между годовыми платежами в Пенсионный фонд самозанятого гражданина (14 300 рублей) и наёмного работника (112000 рублей). Как тут откажешься от желания восстановить справедливость?
О мелких предпринимателях, которые сами выполняют несколько работ (директор, бухгалтер, продавец и т.д.), почему-то никто не вспомнил, как и о так называемых стартапах*, которые в первые два-три года вынуждены много вкладывать в развитие бизнеса, получая минимальный доход. А уж тем более никто не подумал о том, что пострадают пенсионеры, занявшиеся предпринимательством из-за невозможности прожить на пенсию в 8000 рублей.
Впервые об изменении налогового законодательства в отношении ИП речь зашла ещё три года назад, вызвав первые волны недовольства в среде частного бизнеса. В результате число смельчаков, решивших открыть своё дело при федеральной поддержке через ЦЗН, начало сокращаться. В 2011-м на это решились 76 лысьвенцев, а в 2012-м – только 33.
Впрочем, в лысьвенском ЦЗН надеются, что в этом году спада не произойдёт - сумма помощи увеличена с 59 тысяч до 107 тысяч 800 рублей. Это вполне позволит компенсировать возникшую дополнительную налоговую нагрузку (после всех отчислений эта сумма составит около 60 тысяч рублей). Соответствующее постановление правительства Пермского края подписано 14 февраля и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января этого года.
Аналитики отмечают: те, кто открыл свой бизнес по линии ЦЗН, как правило, его не сворачивают. Это подтверждают и официальные данные. По словам директора ЦЗН Николая КСЕНОФОНТОВА, секрет сего феномена прост: если начинающие бизнесмены сделают это в течение первого года своего предпринимательства, то будут обязаны вернуть выплаченные им государством деньги.
Грядёт ли «чистка» рядов?
О грядущем изменении в уплате налогов предприниматели знали. И всё равно для многих это повышение было громом среди ясного неба. Люди не могли поверить, что государство в одночасье может разрушить наработанное годами, убив тем самым доверие к власти. Расчёт разработчиков этой идеи на то, что налоговый прессинг заставит закрыть только те ИП, которые существовали лишь на бумаге, не оправдался. Это подтверждают лысьвенские специалисты-налоговики. По их данным, соотношение тех, кто занимался бизнесом, и тех, кто бездействовал, среди закрывающихся ИП примерно 50 на 50.
Не сыграла роль буфера и введённая с 1 января этого года патентная система налогообложения. Суть её в том, что приобретение патента освобождает предпринимателя от уплаты некоторых налогов. По мнению специалистов лысьвенского фонда развития предпринимательства, в большинстве случаев переход на патентную систему нецелесообразен для предпринимателей. По официальным данным, в Лысьве на неё за два месяца перешли лишь около 20 человек.
Первыми забили тревогу эксперты из Высшей школы экономики. Они заявили: подобные законодательные инициативы не смогут восстановить справедливость, а после их внедрения платить страховые взносы в ПФР будет некому. По их оценкам, при уровне доходов в 100 тысяч рублей в год налоговое бремя для ИП составит более 30 процентов. Для сферы услуг налог выливается в 33 процента, а для розничной торговли – аж в 54 процента. Бизнес будет вынужден уйти «в тень», а госбюджет потеряет при этом более 10 млрд. рублей. Эксперты уже предложили ввести в законодательство поправки, способные сохранить микробизнес.
Услышат ли их власти? Вряд ли. Трудно поверить, что инициаторы идеи настолько недальновидны, что не смогли предугадать, чем аукнется такой рост налогов. А даже если и «лопухнулись», то едва ли признают свою ошибку. Скорее, предложат «закрутить гайки», повысив суммы штрафов за несанкционированное ведение бизнеса и ужесточив контроль.
Президент объединения предпринимателей «Опора России» Александр БРЕЧАЛОВ в недавнем интервью «Известиям» заявил: проблема страховых взносов и пенсионных отчислений для ИП - вопрос номер один для возглавляемой им организации.
- Необходимо срочно вносить в соответствующие законы изменения о снижении налогов и признать, что эксперимент не удался. Думаю, к весне борьба за страховые взносы приобретёт формат войны, - сказал он.
«Опора России» начала собирать подписи под обращением за пересмотр ставок по страховым взносам. За две недели обращение подписали более 25 тыс. человек.
Как считают многие, в налоговых нововведениях чётко просматривается тенденция государства к укрупнению бизнеса. Особенно - в торговле. Именно в этой сфере в Лысьве закрылось больше всего ИП на фоне серьёзных поблажек, предоставляемых крупным торговым сетям. Государство, по сути, толкает надзорные органы к «чистке» предпринимательских рядов: ушедших «в тень» можно вытеснить с рынка, не дав возможности работать. Это может привести к социальному взрыву - без работы останется не одна сотня горожан, содержащих и себя и свои семьи. А другой работы в городе для них нет...
Спросим у предпринимателей
Виктор НОВИКОВ:
- Если учесть все нюансы, то с 1 января в общей сложности наши отчисления выросли не в два, а в три раза. Тем, кто твёрдо намерен продолжать деятельность официально, остаётся только скрипеть зубами и работать, надеясь на какие-то будущие поправки в законодательстве.
Куда пойдут те, кому становится совершенно невыгодно работать? Кто-то уйдёт «в тень», но многие просто закроют бизнес.
Сложнее всего тем, кто оказывает услуги: парикмахерам, мастерам мелкого ремонта. Система налогообложения должна быть другой. Ведь одинаковый налог платят и те, кто арендует 4 квадратных метра, и те, у кого несколько точек общей площадью больше ста квадратов.
Олег КИБАРДИН:
- В принципе, всё правильно: налоги надо платить. Понятно, что своё всегда жаль отдавать, но ничего тут не поделаешь. Многие до последнего надеются, что закон отменят. Я в это не верю. Считаю, что самый разумный выход – объединение. Мы, например, с сестрой объединились в одно ИП и не просто вышли из положения, а ещё и остались в прибыли.
Конечно, кто-то переживает о будущей пенсии. Но ведь предприниматели, как правило, всегда получают минимальную пенсию. Порой она у них даже ниже, чем у их наёмных работников. Так чего тут бояться? Меньше положенного минимума всё равно не начислят. Поэтому многие просто откладывают ежемесячно некие суммы на собственный счёт, создавая свою «накопительную часть» пенсии.
Александр МЕРКУРЬЕВ, директор Лысьвенского фонда развития предпринимательства:
- Почувствовав поддержку государства, многие легализовали свой бизнес. Немало сделано для этого и нашим фондом. Только микрокредитов (до 150 тыс. рублей «в одни руки») для малых предпринимателей выдано на 4,6 млн. рублей, проведены обучающие семинары, оказывается помощь в ведении бухгалтерии и составлении отчётности, подготовке бизнес-планов...
Жаль, что для некоторых ИП увеличение пенсионных взносов оказалось решающим фактором для отказа от предпринимательской деятельности. Но я вижу, что СМИ уже начали заострять возникшую проблему как на региональном, так и на федеральном уровне. Надеюсь, необходимые поправки будут приняты нашим правительством уже в первом полугодии 2013 года.
Владилен КАДОЧНИКОВ:
- В конечном итоге всё ляжет на плечи обывателя, ведь необходимость платить больше налогов отразится на себестоимости продукции. Однозначно вырастут цены на услуги перевозчиков. Только в начале января себестоимость нашей копчёной рыбы выросла на 3-5 процентов. Но поднимать на неё цену мы не можем из-за большой конкуренции с крупными торговыми сетями.
Вот и получается, что доход у нас стал меньше, а налогов мы должны платить больше. Единственное, на что мы можем делать ставку сегодня, - качество. Только качественный продукт позволит сохранить рынки сбыта. И при всём при этом сегодня мы остаёмся сидеть на пороховой бочке, так как не знаем, какие неожиданности жизнь преподнесёт завтра.
Социальные комментарии Cackle