В любой проблемной ситуации, возникающей в городе и на селе, люди, как правило, идут в редакцию «Искры» и, выплёскивая гнев на журналистов, задают одни и те же вопросы: что об этом думает глава, куда смотрит, что предпринимает?
И действительно, что думает глава и что предпринимает для того, чтобы в череде больших и малых проблем Лысьва не превращалась в захудалый городишко, а уверенно двигалась вперёд? Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, мы пригласили главу города Виталия Шувалова в пресс-клуб «Искры». Он охотно согласился пообщаться с журналистами.
В команде – единомышленники
- Работа главы города во многом зависит от его команды. Сформировать её - дело непростое, ведь это должны быть единомышленники, готовые работать на город по 24 часа в сутки. Судя по тому, что вам уже пришлось сменить одного из заместителей, проблемы здесь есть. Сегодня можно говорить о том, что ваша команда сложилась и в неё вошли единомышленники, «заточенные» на развитие Лысьвы?
- Действительно, кадры решают всё. Должен сказать, что возможность работать в администрации есть у всех лысьвенцев, желающих трудиться для города. Необходимо создавать серьёзный кадровый резерв по всем направлениям деятельности городской администрации с учётом профессионализма и деловых качеств каждого человека. И заниматься этим мы будем основательно.
Именно профессионализм был главным критерием в подборе претендентов для работы в городской администрации, в том числе на должности заместителей. И эта задача была не из лёгких. Довольно длительное время рассматривались различные кандидатуры из разных сфер деятельности. Окончательно команда сформировалась только в январе, с приходом заместителя главы по инфраструктуре и ЖКХ.
Люди подобрались разные. Они не были одним целым в какой-то структуре или сфере деятельности, однако их профессиональные качества дают основание надеяться: я действительно могу на них полагаться. Сегодня мы понимаем друг друга. Заместители понимают, что от них требуется, они действительно, как вы сказали, «заточены» на развитие городского округа. Они знают, какими ресурсами мы располагаем на территории, что нужно делать, чтобы жизнь в городе менялась в лучшую сторону.
Подвижки уже есть, и я надеюсь, они заметны жителям. Планы у нас достаточно серьёзные, даже амбициозные, исходя из тех обязательств, которые я взял на себя, баллотируясь на должность главы. Так что на ближайшие пять лет работой мы обеспечены по самую макушку.
- За период, в течение которого вы возглавляете городской округ, в Лысьве произошло несколько чрезвычайных ситуаций. Первая - аварии на городском водоводе: люди неделю оставались без воды, не работало несколько детсадов. Вторая - ситуация с коммунальными платежами, с начислением за ОДН, с «Пермэнергосбытом». Люди задают вопросы: где обещанный единый рассчётно-кассовый центр? Администрация молчит. И третье – это благо-устройство. Мы знаем: по городу вы ходите пешком и не можете не видеть, что здесь ничего не меняется. Даже улица Мира, которая в прежние времена была образцово-показательной, сегодня имеет жалкий вид. Всю зиму тротуары плохо расчищались от снега, не подсыпались. Вас как главу не напрягает такое состояние дел?
- Категорически не согласен с утверждением, что ничего не меняется. Давайте начнём с улицы Мира. Я действительно хожу по городу пешком и чаще всего именно по ул. Мира, поэтому могу объективно утверждать: она и от снега расчищалась,и тротуары на ней подсыпались. Более того, если я вижу, что уборка произведена некачественно, тут же связываюсь с комбинатом благоустройства, чтобы навели порядок. Небрежности на главной улице города недопустимы.
Теперь об авариях на сетях водоснабжения. Крупные аварии действительно были, они происходят сейчас, и, безусловно, их будет ещё немало. К сожалению, износ сетей составляет более 70%, и говорить о том, что аварии прекратятся, значит лукавить. Наша задача в этих условиях пока такова: организовать работу так, чтобы они устранялись максимально быстро – от 4-х до 12-ти часов.
Однако всё чаще возникают ситуации, когда на месте аварии обнаруживаются трубы в таком состоянии, что при малейшей попытке их залатать они начинают «сыпаться». Рабочим приходится вскрывать довольно протяжённые участки трубопроводов, производить их замену. Всё это требует времени, и оперативность действий здесь зависит не столько от администрации города, сколько от обслуживающей организации.
До недавнего времени решить эти проблемы было невозможно. По концессионному соглашению сети были переданы частной компании, а она оказалась неспособной выполнять его условия. В настоящее время решение суда о расторжении соглашения вступило в законную силу, сети возвращены муниципалитету. Считаю, что с учётом того, как обслуживались сети в последние полтора года, это было единственно правильное решение.
Сейчас есть уверенность, что мы сможем наладить работу по обслуживанию и ремонту сетей таким образом, чтобы, если даже количество аварий не сократится, то времени на их устранение уходило бы меньше. А дальше надо вырабатывать чёткую политику по отношению к тому, как мы будем восстанавливать инфраструктуру города. Либо это будет участие в краевых и федеральных программах, либо будем привлекать инвесторов, но уже с учётом горького опыта передачи сетей в частные руки.
Третья проблема – власть и коммунальные платежи. Она в какой-то степени связана с тем, что затянулся поиск сильного специалиста на должность заместителя главы по инфраструктуре и ЖКХ. Вы говорите, что власть молчит. Мы не молчали, а нарабатывали пути решения наболевших вопросов. 14 января к выполнению обязанностей в этой должности приступила Наталья Владимировна Киселёва. Она пришла к нам из пермской городской администрации, и у неё есть опыт работы именно в этой области. Уверен: это поможет нам более оперативно начать разматывать клубок проблем в сфере ЖКХ.
В течение весны будем заниматься и созданием единого рассчётно-кассового центра. Это необходимо сделать для удобства осуществления платежей, особенно пожилыми людьми. Для них важно, чтобы оплачивать жилищно-коммунальные услуги можно было в одном месте, и при этом с них не взимались комиссионные сборы.
О взаимодействии с управляющими компаниями и о начислении платы за расходы на общедомовые нужды (ОДН). Может быть, наша позиция здесь недостаточно озвучивается в СМИ, но она предельно чёткая: мы отстаиваем интересы жителей. Однако требование о начислении платы за ОДН исходит из постановления правительства. Лично у меня отрицательное отношение к такому порядку расчёта потребления ресурсов, когда добросовестные плательщики, имеющие счётчики, вынуждены платить в том числе за воровство, за потери, за плохую работу управляющих компаний.
Как с этим бороться? С постановлением правительства – никак. Разбираться нужно с размером ОДН. Во-первых, он не должен превышать предельный уровень, установленный в Пермском крае. Если возникают сомнения в расчётах, можно обращаться к заместителю главы по инфраструктуре и ЖКХ либо в отдел управления жилищным фондом, который создан в том числе и для разрешения спорных ситуаций в сфере ЖКХ.
Во-вторых, внутридомовые проблемы, из-за которых возникают высокие платежи за ОДН, - это предмет для совместной деятельности администрации, управляющих компаний и собственников жилья. Ничего другого здесь не будет придумано. Государство постепенно, шаг за шагом снимает с себя ответственность за содержание жилья.
В городе немало домов, где плата за ОДН составляет минимальные суммы, но есть и такие, где она значительно превышает фактическое потребление ресурсов собственниками жилья. У нас есть немало положительных примеров, когда старшие по подъездам, председатели советов домов вместе с представителями управляющих компаний ходят по квартирам, выявляют разного рода нарушения в потреблении ресурсов. И это даёт значительные результаты. То есть здесь надо работать всем: и жителям, и УК, и управлению ЖКХ городской администрации.
- Управляющие компании скептически отнеслись к постановлению губернатора о предельных нормах ОДН, поскольку оно носит рекомендательный характер. Шума идёт много, в том числе и на федеральном уровне, но, скорее всего, люди не успокоятся, снова начнут возмущаться...
- И мы будем снова им помогать. Единого рецепта для всех здесь нет. Задача стоит только одна - нужно менять сознание людей: никто за нас не будет бороться за наши «коммунальные» права. Мы прорабатываем вопрос об организации обучения председателей домовых комитетов способам решения проблем, возникающих у жителей домов с управляющими компании. Этими вопросами мы будем заниматься планомерно и основательно.
Не в обнимку и не «одобрям-с»
- Успешность территории во многом зависит от того, насколько продуктивно работают обе ветви власти – исполнительная и представительная. В новой истории Лысьвы отношения между ними были разными: и жуткая конфронтация была, и «в обнимку» жили. Как теперь складываются взаимоотношения администрации с Думой городского округа?
- Действительно, у нас были разные составы Думы. Я сам был депутатом Земского собрания и понимаю, какое значение имеет для города продуктивное взаимодействие двух ветвей власти. Если депутаты и глава не то чтобы «в обнимку», но «одобрям-с» по всем вопросам - это не самый лучший вариант для развития города и его жителей.
Нынешний состав Думы, по моему мнению, самый работоспособный за последнее десятилетие. Видно, что люди пытаются вникнуть во все вопросы, порой даже в те, которые относятся к компетенции исполнительной власти. И при этом они исходят не из каких-то личных корыстных интересов, а из благих намерений: помочь разобраться, высказать свою точку зрения. Это радует, хотя и заставляет более скрупулёзно готовиться к каждому заседанию. Я начал строже спрашивать с подчинённых за подготовку всех материалов к заседаниям Думы, к тому, чтобы депутаты получали ответы на все возникающие у них вопросы.
В целом взаимоотношения администрации с депутатским корпусом я оцениваю как конструктивные и направленные на достижение единых целей. Никаких подводных камней, противостояния или желания вставить палки в колёса исполнительной власти я не чувствую. Все начинания, которые рождаются в Думе, направлены на развитие Лысьвы. Безусловно, каждый из депутатов пытается решить вопросы в интересах своего округа и своих избирателей, и на этой почве нередко возникают споры. Но это нормальный подход: для того люди и избирали своего депутата, чтобы он защищал именно их интересы. Наша задача - всё это скомпоновать, объединить пожелания всех избирателей и выработать общее решение. Пока это удаётся. Я считаю, что Дума достаточно профессиональна, и это позволяет нам продуктивно решать все вопросы.
- Все понимают: город не может жить и развиваться без достойной казны. До нас дошла информация, что доходная часть бюджета городского округа уступает и соседнему Чусовому, и Губахе, и даже Кизелу. Мы изучили бюджеты этих территорий и ничего подобного не обнаружили, но возник вопрос: вы сравнивали такой показатель, как бюджетная обеспеченность на одного жителя? То есть сколько казённых денег приходится на одного человека? Как здесь выглядит наша Лысьва?
- Бюджетное финансирование в Пермском крае для таких территорий, как наша, - подушевое, то есть дотационное, а значит, база для развития у всех одинаковая. Другой вопрос, кто и как использует и увеличивает доходы бюджета и как привлекает иные источники, в частности, участвует в краевых и федеральных программах? Здесь мы выглядим достаточно достойно, хотя, безусловно, есть над чем работать.
Бизнес и власть: вместе идти вперёд
- Предприниматели всё чаще сетуют, что с приходом новой команды им стало уделяться меньше внимания. Раньше их часто собирали, консультировали, знакомили с новыми требованиями законодательства, в том числе и налогового. Теперь такого нет. Ваше отношение к этому сегменту нашей экономики?
- Я возьму себе этот вопрос на изучение: проанализирую, что здесь происходит, сколько проводилось семинаров, встреч и мероприятий раньше, и почему эта работа ослабла сейчас. Спасибо за вопрос - это сигнал для меня. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы малый бизнес оставался без поддержки администрации. Задача стоит другая: развивать взаимоотношения и взаимопонимание между властью и бизнесом, в том числе и малым.
- А как вы сами оцениваете отношения бизнеса и власти?
- Хороший вопрос. Однозначно на него не ответишь. Считаю, что у нас нет противостояния и непонимания. Мы постоянно общаемся с представителями бизнеса. По крайней мере, я такую необходимость для себя вижу. Потенциал для развития экономики в городе достаточно большой, и мы видим, как меняется ситуация на площадке «Привода», есть возможности более эффективного использования площадки АК ЛМЗ, наметились положительные сдвиги на ЛЧПФ.
С промышленниками мы идём в одном направлении, но острой проблемой остаётся уровень заработной платы на предприятиях. Мы видим, что промышленность в Лысьве развивается, а заработная плата растёт несущественно. Она ниже, чем в среднем по Пермскому краю, и такое положение дел никого не устраивает. Руководители понимают, что оплата труда персонала должна быть достойной, но подрастает она пока только на уровень инфляции. Это не делает чести ни предприятиям, ни городу. Работа в этом направлении ведётся постоянно, но справиться с этой задачей промышленники пока не могут.
В целом же взаимопонимание с представителями крупного и среднего бизнеса достигнуто. Есть желание общаться, помогать друг другу. Первые шаги в этом направлении предпринимаются. Состоялся семинар, где шла речь о стратегии развития городского округа. В нём приняли участие предприниматели, представители бизнеса и власти. И мы пришли к мнению: у нас есть общее понимание того, как должен развиваться городской округ, и нам есть над чем работать. Я заинтересован, чтобы у нас было взаимопонимание.
- При прежней администрации была создана группа по выработке промышленной политики в Лысьве. Она действует или оказалась невостребованной?
- Встреча рабочей группы состоялась, мы определись, как дальше действовать. Собираться для галочки не вижу необходимости. Считаю, здесь должно быть решение вопросов, вызванных жизненной необходимостью. Есть проблема – собираемся, решаем и работаем каждый по своему направлению.
- На ваш взгляд, насколько эффективно администрация входит в региональные и федеральные программы и реализует деньги, которые приходят из этих источников?
- Задача здесь поставлена однозначно: войти во все программы, в которых мы можем участвовать своими средствами, чтобы привлечь в Лысьву максимум краевых и федеральных денег. Речь идёт о дополнительных деньгах для развития городского округа. В краевом бюджете создан региональный фонд софинансирования, в котором для каждой из территорий предусматривается конкретная сумма средств, а местные власти уже сами решают, на какие цели направить эти деньги. Лысьве на 2013 год в фонде предусмотрено 83 млн. рублей. Этими деньгами город может участвовать в краевых программах в пропорциях, установленных краевыми властями. Но, кроме этого, есть ряд федеральных и краевых программ, реализация которых осуществляется на основе софинансирования федерального и краевого бюджетов с местными бюджетами. Возможности этих программ мы используем по максимуму – выделяем из городского бюджета всё, что можно, чтобы получить краевые и федеральные средства для решения городских проблем.
- И много таких программ, по которым можно получить дополнительные средства?
- Более двух десятков. «Качественное здравоохранение», «Молодая семья», расселение людей из аварийного и ветхого жилья, капремонт многоквартирных домов, пожарная безопасность, приведение в нормативное состояние объектов соцсферы, развитие спорта, борьба с наркоманией, жильё для детей-сирот, охрана природы и т. д. Программ действительно много, и наша задача - с их помощью получить дополнительные средства и решить большие и малые проблемы Лысьвы.
- Какие из них самые финансово ёмкие?
- Строительство физкультурно-оздорови-тельного комплекса.
- Известно, что в 2012 году по программе обеспечения жильём детей-сирот Лысьве выделялось 40 млн. рублей, но полностью они не использованы, и 20 млн. рублей пришлось вернуть в краевой бюджет. Почему такое произошло?
- Это очень серьёзная проблема для нашей территории. Для детей-сирот мы обязаны закупать однокомнатные квартиры площадью в 33 кв. метра. Причём цена квадратного метра жилья, по которой они приобретаются, определяется на краевом уровне, и мы не можем купить квартиру по цене выше, чем она установлена. И здесь возникает непреодолимый тупик: такого количества однокомнатных квартир и по такой цене в городе просто нет. К примеру, мы проводили несколько аукционов, но вместо 17-ти квартир приобрели только 7.
Понимая, что аукционами эту проблему в Лысьве не решить, мы пошли по другому пути. Краевое правительство подтвердило, что деньги (а это краевые средства) на приобретение квартир для детей-сирот Лысьве снова выделяются. У нас нашёлся вариант, при котором инвестор строит многоквартирный дом, а далее муниципалитет покупает у него готовые квартиры для детей-сирот. Эта работа уже началась.
Кстати, краевые власти тоже озабочены этой проблемой. Они пошли ещё дальше. Со следующего года уже не будут отправлять деньги муниципалитетам, а начнут строить жильё для детей-сирот на территориях Пермского края. Мы в свою очередь будем обязаны предоставить земельный участок под такое строительство. То есть они выделяют деньги своему подрядчику - он строит жильё на нашей территории - дети-сироты получают квартиры. И это правильно. Не надо давать деньги муниципалитетам на покупку квартир – это только подогревает их цену на вторичном рынке. Жильё надо строить!
Это же наши женщины в роддоме рожают!
- В Лысьву приезжала министр здравоохранения Пермского края. Результаты этого визита есть? Удалось решить вопросы, связанные с ремонтом роддома, инфекционного отделения, поликлиники на ул. Революции?
- Прежде чем министр здравоохранения побывала в Лысьве, мы с нею и в Перми встречались несколько раз, и по телефону беседовали о наших проблемах. Удалось убедить её приехать к нам, чтобы она своими глазами увидела, в каком состоянии находятся объекты здравоохранения. Визит был полезным и для неё, и для нас. Достигнуты чёткие договорённости о том, что в текущем году мы должны начать ремонтировать роддом – сметы для этого готовятся. В перечень подлежащих ремонту и строительству объектов вошли Кормовищенская сельская амбулатория (модуль) и Невидимковский ФАП.
Определена позиция по инфекционному отделению: либо это будет строительство нового здания, либо капитальный ремонт здания, где раньше размещалось отделение неврологии. Но решение о том, что у нас должно появится новое инфекционное отделение, принято.
Надо понимать, что роддом и инфекционное отделение – это краевые учреждения, и содержать их в надлежащем состоянии обязана краевая администрация. Меня там даже спрашивали: это не ваши учреждения, чего вы за них так бьётесь? Но это же наши женщины в роддоме рожают! Почему мы должны ждать, пока краевые власти решение примут?!
Побывав в поликлинике на ул. Революции, 34, министр убедилась: средства на её ремонт выделять надо. Итог визита таков: роддом будет ремонтироваться в этом году, остальные объекты – в течение ближайших трёх лет. Понимание достигнуто, средства в краевом бюджете на эти цели будут предусмотрены.
- Вероятно, на министра произвёл впечатление и тот факт, что Лысьва - одна из немногих территорий, где начинает развиваться государственно-частное партнёрство в социальной сфере? В Лысьве на деньги бизнеса построено здание для центра гемодиализа, в то время как в Пермском крае это направление находится в зачаточном состоянии.
- До поездки в Лысьву мы с министром эту тему тоже обсуждали. Но пока она не увидела, что это такое, - не верила, что люди что-то построили, а теперь говорят: у нас всё готово, мы здесь открываем центр гемодиализа. Она, вероятно, думала, что они денег начнут просить. Поэтому честь и хвала нашим предпринимателям: они на свои средства построили медицинский центр, и теперь требуется только одно: войти в программу, обеспечивающую лечение больных, и открыть центр. Крайне удивившись этому, она сказала: «Ничего не остаётся, как открывать центр гемодиализа».
Село: выйти из порочного круга
- В своё время жители сельских поселений надеялись, что с образованием городского округа у них будут решены застарелые проблемы водоснабжения, энергообеспечения, состояния дорог, в том числе их расчистки в зимнее время. Но если дороги своевременно очищались от снега, то, например, транспортная проблема до сих пор остаётся актуальной. В частности, автобусного сообщения из Лысьвы до Аитково и Новорождественского так и нет, сельскими водопроводными сетями никто не занимается. Какую-то часть проблем уже удалось решить? Что планируется в ближайшее время?
- При объединении поселений в городской округ ставилась задача не только сохранить, но и увеличить финансирование сельских территорий. Мы этого добились: в бюджете для них заложен необходимый объём средств.
Из множества сельских проблем, которые необходимо решать в первую очередь, я выделю всё-таки водоснабжение. Состояние, в котором находятся сети, заставляет нас признать: водоснабжения там нет. В течение многих лет в эту сферу ничего не вкладывалось, и эту несправедливость надо исправлять. Для этого было создано БУ «Сельский водоканал», в бюджете предусмотрены средства на проведение капитального ремонта сетей на селе.
Проблема в том, что на селе очень высокие тарифы на воду, а нормального водоснабжения из-за того, что сети изношены, нет. Получается порочный круг: люди не хотят платить за воду из-за того, что она не поставляется, в то время как тариф очень высокий. А тот, кто обслуживает сети, не может поставлять воду, потому что ему не на что и нечем их ремонтировать. Несмотря на то, что тариф высокий, он всё равно далёк от экономически обоснованного, поскольку не покрывает затрат на обслуживание сетей. Без бюджетных вливаний из этого круга не выйти. Попыток реанимировать водоснабжение на селе было немало, но все они заканчивались плачевно. Был СУВХ - обанкротился, был частный оператор - не смог удержаться из-за убытков. Выход один - восстанавливать сельские сети за счёт бюджетных средств и постепенно решать эту проблему. План капитального ремонта сетей утверждён, работа уже началась.
Вторая задача - стоимость воды на селе. Мы рассчитываем: будут восстанавливаться сети - снизятся и потери, и тарифы на воду как минимум не будут расти, а в идеале, возможно, и снизятся. Полагаю, эту задачу при соответствующем бюджетном финансировании допустимо решить в течение 3-4-х лет.
Автобусное сообщение. Такая проблема есть, причём она касается не только Аитково и Новорождественского, но и Канабеков. Перевозчик, работавший на этом маршруте, отказался от него: невыгодно. И причин тому две. Первая: автобус ходил нерегулярно, и люди, не надеясь на него, уезжали на попутных машинах. Получалось, когда автобус появлялся на остановке, пассажиров там не было, и он разворачивался и уезжал. Вторая - работа на этом маршруте не относится к разряду прибыльных, и перевозчики не берутся за его обслуживание. Выход из этого замкнутого круга найден.
Сейчас готовится конкурсная документация на пассажирские перевозки в городском округе, и, чтобы закрыть все маршруты, на этот раз городские и сельские лоты были объединены. То есть позиция такова: гарантированно получая прибыль на городских маршрутах, перевозчик обслуживает и сельские маршруты.
- В условиях конкурса не предусматривается требование о том, чтобы на маршрутах работали нормальные автобусы, а не «Газели», небезопасные в эксплуатации и неудобные для пассажиров?
- Вопрос правомерен, и заявить такое требование, наверное, можно было бы. Но как быть, если на деле у перевозчиков их не окажется? Во всём нужна разумность.
Надо строить жильё!
- Впервые за много лет принята программа по молодёжной политике, а также программа по развитию кадрового потенциала. Главное направление - привлечение и укоренение молодых специалистов в Лысьве. Однако, чтобы они сюда приезжали, нужно обеспечить их жильём. Как будут решаться эти вопросы?
- Жильё – самая большая проблема для Лысьвы. Многие годы оно вообще не строилось, и город не мог ни людей расселить из аварийного жилья, ни специалистам что-то предложить. Мы решили эту ситуацию в корне изменить. Программа кадрового потенциала, а она касается именно молодых специалистов, действительно, принята и внесена в программу социально-экономического развития городского округа. В ближайшие три года за счёт этой программы мы сможем отчасти решить проблему обеспечения кадрами в нескольких сферах - здравоохранении, образовании, спорте и культуре. Она предусматривает меры, направленные на приобретение жилья, субсидирование найма жилья, процентной ставки при получении жилищных кредитов и т. д.
Кроме этого, у нас действует программа «Молодая семья», в которой с полным правом могут участвовать и молодые специалисты.
- Многие полагают, что стоимость жилья на рынке недвижимости в Лысьве очень высокая. Вы с этим согласны?
- Всё относительно. Если сравнивать с Кизелом, то жильё у нас дорогое, если с Пермью - то дешёвое. Считаю, что цены на вторичном рынке жилья всё-таки «перегреты». И это обусловлено спросом: жилья не хватает. Мы поставили задачу: строить его как можно больше. У нас есть возможность предоставить площадки под застройку двум-трём инвесторам, желающим строить коммерческое жильё экономкласса. Думаю, что оживление на строительном рынке в Лысьве начнётся уже в этом году.
- Тема выделенных для строительства площадок связана с проблемой генерального плана Лысьвы. Люди видят какую-то хаотичную застройку, видят, что в частном секторе начинают располагаться предприятия, - это их возмущает. Они хотят знать, куда будет двигаться Лысьва в своём развитии, и всё чаще спрашивают о генеральном плане. А его до сих пор нет.
- Проект генплана практически готов, началось его обсуждение. В марте собирался наш общественный совет, на котором поднималась эта проблема. В апреле состоятся публичные слушания по генеральному плану. Приглашаю всех принять самое активное участие в его обсуждении.
Если говорить о площадках для жилищного строительства, то местные инвесторы направили заявки под комплексную застройку Южного и Первомайского посёлков, где должны строиться дома с полной инфраструктурой, коммуникациями.
От дефицита детсадов - к дефициту школ?
- Выше мы говорили о молодых семьях. Сегодня все понимают: детских садов не хватает. Но надвигается и другая проблема: дети подрастут - не будет хватать школ. Предпринимаются ли меры к тому, чтобы восстановить школы № 18, 12 и строить новые, ведь по новым образовательным стандартам со следующего года дети должны учиться только в первую смену?
- Школьная проблема получает остроту, и не только в Лысьве. Она очень серьёзна, и в связи с этим школы № 12 и 18 в ближайшие годы могут вернуться в обычный статус. Мы уже к этому подходим. Однако первый этап строительства – это детский сад в Первомайском посёлке. Строить его будет инвестор, а затем мы будем покупать его за счёт средств бюджета.
Следующий этап - строительство школ. Если появится федеральная программа, которая позволит строить их за счёт федеральных средств, то, безусловно, мы будем строить их столько, сколько будет возможно. Но если оценивать ситуацию реально, то пока речь может идти о строительстве только одной школы. Надо полагать, если в образовательный стандарт ввели требование об односменной работе школ, то, вероятно, о чём-то думали: где детей учить, куда парты ставить? Будем надеяться, подумают и о том, когда и на какие деньги будут строиться новые школы.
- Пока решение примут, другая проблема возникнет, и так - по кругу...
- Для того и власть, чтобы решать проблемы. Иногда кто-то из моих подчинённых сетует: мол, здесь проблема, там проблема…. Я говорю: а мы тогда для чего?! Мы для того здесь и поставлены, чтобы решать эти проблемы.
- Школы № 2 и 16 закрыли на ремонт. На дворе - март, а работы так и не начались. Известно, что в проекте ремонта школы № 16 произошли изменения. Не получится ли так, что там просто стены покрасят? В проект ремонта этой школы не вошёл спортзал. Не случится ли так, что школу отремонтируют, а лицензию она не получит из-за того, что у неё аварийный спортзал?
- Не перекладываю ответственность на предшественников, но должен сказать: решение о закрытии школ на ремонт было принято прошлой властью - в мае 2012 года. Я пришёл в июне, когда школы в принципе уже готовились к переезду. Можно было бы отменить это решение, но сомнений в том, что здесь всё пойдёт не так, как планировалось, у меня на тот период не возникало. Когда ситуацию изучили, оказалось, проектной документации на ремонт школ не было. Нам пришлось срочно объявлять конкурс на разработку проекта, а после этого - аукцион, связанный с поиском подрядчика, то есть проводить все обязательные процедуры, предусмотренные федеральным законодательством.
На сегодняшний день аукцион по школе № 16 состоялся, его выиграла пермская фирма «Сарко». Сейчас идёт проверка её состоятельности, и, если не произойдёт ничего экстраординарного, в апреле ремонт начнётся.
Аукцион по школе № 2 объявлен, до конца марта принимаются заявки, в апреле он будет разыгран, и есть уверенность, что в мае ремонт начнётся. Если, конечно, подрядчики-участники аукциона не начнут вставлять палки в колёса, пытаясь оспорить его итоги в антимонопольной службе. Будем надеяться, что этого не произойдёт.
Можно ли было оставить детей в школах на учебный год? Но, во-первых, замечания надзорных органов к условиям, в которых обучались дети, были очень серьёзными и не позволяли оставлять детей в этих зданиях. Во-вторых, если бы мы не начали ремонт сейчас, весной, то нам всё равно пришлось бы ждать до окончания учебы и выпускных экзаменов, а значит, сдвигать сроки ремонта ещё на один год.
О стоимости ремонта школы № 16. Здесь мы исходили не из желания, как вы говорите, просто «покрасить стены», а из разумности. Когда мы исследовали представленный нам проект капитального ремонта, у нас создалось впечатление, что проектировщик пошёл по принципу: всё снести и построить заново. Специалисты ещё раз обследовали школу и обнаружили, что в проект включены работы, проводить которые нет необходимости. В частности, дорогостоящее расширение фундамента школы. Теплоснабжение, электропроводка, туалеты, перепланировка - всё, что было в предписаниях надзорных органов и требовалось для комфортных и безопасных условий обучения детей, - в проект капитального ремонта включено и будет выполнено.
Ситуацию с ремонтом спортзала будем исправлять. Время для этого есть. 1 сентября 2014 года учащиеся должны сесть за парты в своих школах. Финансирование по обоим объектам в бюджете заложено.
- Прокуратура провела проверку школьных стадионов и вынесла предписания о недопустимости проведения занятий на лыжах на стадионах, если они не соответствуют безопасности несовершеннолетних, а также на пруду. Но у нас в стране все школы построены так, что рядом с ними расположены либо фонарные столбы, либо металлические конструкции. Получается, теперь нигде нельзя лыжные уроки проводить? В душном зале лыжами заниматься? Как вы это прокомментируете, и что будете предпринимать?
- Решение прокуратуры комментировать не буду – она выполняет свои надзорные функции. Есть озадаченность: а что дальше с этим делать? Для нас пока это большой вопрос. Будем работать с прокуратурой, искать какие-то компромиссные решения
- О реконструкции сада им. 30-летия ВЛКСМ. Читатели спрашивают: почему здесь в очередной раз делается всё наоборот: проекта нет, а работы уже начались. Все деревья вырубили, образовался пустырь. Начнётся выкорчёвка пней – по какой дороге и как будут всё это вывозить?
- Жалоб на этот сквер было много: всё заросло, страшно ходить, уберите. Мы убрали. Теперь будет проведён конкурс проектов, выделены средства на реализацию проекта. Постепенно мы наведём здесь порядок и, уверен, не войдём в противоречие с жителями в том, как обустроить эту площадку. С учётом того, что это место бывшего погоста, ничего грандиозного здесь не возникнет, но будет всё достойно: дорожки, освещение, красивые деревья. В этом году мы выкорчуем старые и посадим новые деревья, чтобы они начали расти. Обустройство сквера продолжим в 2014 году.
- Городская администрация планировала обследовать все спортивные дворовые площадки, составить на них дефектную ведомость, а также разработать проект на строительство новых спортплощадок. Что-то в этом направлении делается?
- Работа, в том числе по привлечению краевых средств по целевым программам, продолжается. Какие площадки, в каких дворах попадут в эту программу - всё это сейчас анализируется. Но первое, что мы сделаем, когда сойдёт снег, - построим спортивные площадки в виде стадионов. Одна появится в п. Орджоникидзе (стадион на гаревом поле): там будет заасфальтирована дорожка, создана нормальная игровая площадка, установлены ворота, турник. Другая - в п. Свердлова: стадион на пересечении ул. Лязгина и ул. Строительной.
- Будет ли муниципалитет участвовать в асфальтировании дорог на внутридомовых территориях многоэтажек?
- В этом году мы участвуем в краевой программе по асфальтированию внутриквартальных дорог и подъездов к многоквартирным домам. Лысьве выделено на это 31 млн. рублей. Аукционы уже объявлены, в мае асфальтирование подъездных дорог начнётся. В первую очередь в программу вошли внутриквартальные дороги: они, может быть, даже расположены вдоль домов, но находятся внутри уличных кварталов и соединяют между собой улицы и подъезды к многоквартирным домам. Главным критерием при выборе участков этих дорог было их состояние, интенсивность движения транспорта между улицами и людей на внутридворовых территориях, обращения и наказы жителей как мне, так и депутатам.
- На вас как на главу свалилась целая лавина проблем и вопросов. Время на отдых, на общение с семьей остаётся? Бывает ли такое, чтобы хотя бы минуту не думать о том, что происходит в городе?
- Когда находится время, я провожу его либо с семьей, либо занимаюсь спортом и, безусловно, пытаюсь отвлечься от того, чем «болеет» город. Но постоянно ловлю себя на том, что голова занята именно городскими делами. Наверное, это нормально.
Вопросы задавали Елена ОРЛОВА, Валентина КОКШАРОВА, Игорь МИХАЙЛОВ, Елена КОЖЕВНИКОВА, Ирина КЕТОВА, Фёдор ПРОКОФЬЕВ. Материалы пресс-клуба к печати подготовила Елена ОРЛОВА.
Социальные комментарии Cackle