Покупка телевизора в наше время – дело обычное. Она вызывает уже не столь бурный восторг, как это было в дефицитные советские времена. А иногда и вовсе напрочь портит покупателю настроение.
Недавно в редакцию обратился пенсионер и рассказал о беде, которая с ним приключилась. Купил он в одном из лысьвенских магазинов плазменный телевизор, а посмотреть его в своё удовольствие не может. Дело в том, что после часа-двух работы «плазмы» в комнате появляется резкий, неприятный запах.
- На другой же день мы обратились в магазин, - посетовал расстроенный мужчина. – Нам ответили, что запах пройдёт. Но этого не случилось. Очевидно, в магазине просто тянули время, чтобы не заменять нам телевизор в положенные по закону 15 дней...
Пришлось пенсионеру обращаться в отдел по развитию торговли и предпринимательства.
- Постарались покупателю помочь, - рассказала консультант отдела Людмила ЛУНЁВА. – К сожалению, в данном случае это очень непросто, ведь телевизор относится к категории сложных бытовых приборов, а значит, обмену и возврату не подлежит. Это возможно только после проведения экспертизы. Роспотребнадзор провёл её бесплатно. Никаких вредных веществ в лаборатории не выявили...
- Специалисты, действительно, не нашли вредных ингредиентов, - подтвердил пострадавший. – Но ведь проверяют только на четыре их вида, а вредных веществ гораздо больше!
Что же делать покупателю в таком случае? Специалисты по защите прав потребителей видят только два пути. Первый – отправить телевизор на экспертизу в Пермь. В этом случае техника однозначно придёт в негодность, так как для проверки берутся материалы, из которых она выполнена. И платить за экспертизу придётся покупателю. Обнаружатся ли в ходе проверки какие-то вредные вещества? Не факт. А значит, покупатель потеряет и телевизор, и деньги за экспертизу (для пенсионера - весьма ощутимые средства).
Второй путь – идти с заявлением в суд. Он может обязать хозяина магазина провести эту самую экспертизу за его средства. Но, если экспертиза не выявит никаких вредных веществ, то, кроме того, что телевизор придёт в негодность, покупателя ждут финансовые претензии со стороны хозяина магазина: он вправе потребовать оплаты покупателем стоимости проведённой экспертизы.
Получается, вероятность того, что пенсионеру заменят товар, на который он ухлопал две пенсии, весьма и весьма призрачна. Представляю, сколько людей сейчас негодует по поводу действий предпринимателя, который не желает войти в положение пенсионера! Но, уверен, что немало и тех, кто займёт сторону хозяина магазина. Кстати, он вовсе не против, чтобы вернуть деньги за телевизор или поменять его.
- Только на каком основании я буду это делать в ущерб себе? – сказал он. – Будет документ, подтверждающий, что техника вредна, и телевизор сразу же заменим. Такое случалось...
К слову, в отделе по развитию торговли и предпринимательства подтвердили, что ни к одному телевизору, поступившему в город в одной партии с тем, из-за которого разгорелся весь сыр-бор, претензий больше не было.
Если в нашем случае проблема у покупателя возникла специфическая и неоднозначная, то иногда бывает и такое, что в магазине отказываются обменять на самом деле некачественный товар. И порой лысьвенцы оказываются ни с чем только из-за незнания своих потребительских прав.
Социальные комментарии Cackle