- Я родник обустроил, - на меня глядят добрые, с хитринкой глаза очередного посетителя. Седая бородка и старенький, потёртый пиджачок. Нечасто в «Искру» приходят с такими вестями. В основном - жаловаться или ругаться, а тут человек пришёл с известием, что подарил людям радость - новый источник воды.
Родниковая тайна
После работы встречаюсь с пенсионером Александром Филаретовичем МЕХРЯКОВЫМ у бывшего ПУ-55 - идём смотреть на дело его рук. Родник бьёт возле старообрядческой церкви в посёлке Орджоникидзе, рядом с речкой Гусиновкой.
- Сейчас для церкви берут воду из колонки, но это неправильно. Вода должна быть ключевая. Вот я и решил родник обустроить. Подумал: надо что-то полезное для людей после себя оставить. Батюшка Илья благословил меня, - неспешно, по капле выдаёт информацию Александр Филаретович.
Мы идём с ним по стадиону училища. На поле медленно кружит восьмёркой одинокий мотоциклист. Солнце слепит глаза. Вдали у высоких тополей виднеется зелёная крыша церквушки. Гладкий жёлтый забор закрывает основную часть строения. Видны красивые резные праздничные ворота. Территория вокруг обихожена - ни соринки.
- А вы сами в эту церковь ходите? - интересуюсь у провожатого.
- Это не наша вера. Беспоповцы мы. Без попа, значит, молимся и крестимся. А тут другая ветвь - австрийская, у них батюшка есть, - знакомит меня с нюансами разделения русского старообрядчества Александр. - Но я в эту церковь иногда хожу, да...
Внезапно его взгляд озаряется теплотой. Он стягивает белую кепку с головы. Навстречу идёт пожилой мужчина и так же, приветствуя, снимает головной убор.
- Здравствуй, Николай! Как здоровьице?
Встречный - словно двойник моего провожатого. Такая же бородка лопаткой, такая же белая кепка, такой же добрый, с толикой мудрой печали взгляд.
- Это бывший председатель старообрядческой общины Николай Яковлевич Чечкин, - шёпотом поясняет мне мой провожатый.
- Яблоки-то мои батюшке передали? - обращается к своему «двойнику» Александр. - Забыл сказать, что их сушить надо - Спас-то ещё не наступил...
Мужчины радостно беседуют о своих мирских делах, а я разглядываю дорожку, посыпанную гравием. Внезапно понимаю: становлюсь причастной к какой-то тайне. И, вроде, ни о чём особенном люди старой веры не говорят, но чувствуется в их словах и мыслях трепетное отношение к Богу. На мгновение кажется, будто он - незримый и светлый - присоединяется к нашей троице, стоящей на распутье дорог.
- Вот, девушку из «Искры» веду родник показать, - наконец обращает на меня внимание Александр Филаретович.
Николай Яковлевич кивает головой, словно одобряя нашу затею, делится мыслями:
- Родники, они все разные. Мы в детстве на покосе, помню, воду только из одного родника пили, хотя их много было. Почему так: из одного попьёшь - горло заболит, а в другом вода ледяная, а выпьешь - и сила прибавляется? Божья тайна...
Пусть как раньше – Зуевский
Наш встречный удаляется по одной дорожке, а мы следуем по другой – в сторону живительной прохлады. Вода чувствуется за поворотом. Минуем церковь и домики...
- Вот в этом старушка живёт, совсем одна, - заочно знакомит с местными жителями старовер. - Я когда родник копал, она приходила, хвалила меня. Говорит, мол, ты бы ещё мостки построил, чтобы ходить удобно было...
Трава на полянке выкошена. В кустах возле тополей оживление - смешки, вскрики. Две женщины и мужчина выпивают, сидя в траве. Одеты под стать своему амплуа - грязные джинсы и майки-«алкоголички». Отёкшие лица. Глядят на нас настороженно, будто мы претендуем на их территорию. Наконец, понимая, что мы без-обидны, начинают глупо улыбаться и шутить. До нас их слова не долетают. Шум воды словно отгораживает от потока хмельного угара. Александр Филаретович пробует воду и хвалит: «Холонняя!», смягчая по-детски окончание слова. От этого вода в роднике становится как будто прозрачнее и ласковее.
Мне тоже хочется зачерпнуть ладошкой именно «холонней» воды и от души напиться, ощутив сладковатый вкус студёной влаги. Наклоняюсь к роднику. Вода течёт тонкой струйкой, заламывая край древесной трубы. Один её конец упирается в деревянный куб. Его мужчина смастерил сам. Сам расчищал место, копал довольно глубокую яму, устанавливал короб.
- Ещё застёжку сделаю, с секретом, чтобы только я знал, как открывается, и чтобы никто не мог напакостить, - Александр Филаретович демонстрирует нехитрое устройство, поднимая крышку короба. - Здесь раньше был родник, но всё обветшало. Я когда яму копал, много сгнившего бруса достал. Говорю батюшке Илье: мол, давайте родник Церковным назовём, а он мне: «Нет, пусть будет как раньше - Зуевский».
Планы у моего провожатого большие: проложить дорожки, отвести лишнюю воду от родника, а если Бог даст, и купель смастерить.
- Время будет - буду облагораживать, - без хвастовства говорит Александр Филаретович. - Жаль только, если такие пьянчужки (кивок в сторону деревьев) всё погубят.
Такое вот право выбора
Напившись воды, обходим полянку. Мужчина замечает, что неплохо было бы прибрать территорию, убрать завалы спиленных деревьев. Но это ему одному не под силу. А главное, нужно получить анализ воды. Если её признают годной к употреблению, то будет стимул трудиться дальше.
- Вы напишите Сергею Васильевичу Михуте: мол, старообрядческая община ходатайствует за родник. Мы обращались в заводскую лабораторию, чтобы исследование провести, но там не берутся, - переживает за своё детище Александр.
Мы ещё долго не можем с ним расстаться. Он рассказывает мне о том, какая раньше на этом месте стояла замечательная деревня, показывает ещё один родник. Его в своё время обустроили коммунальные службы города и комитет по охране окружающей среды. Он добротный: бетонное кольцо, металлическая труба. Но одна беда: бьёт ключ из-под дороги, а староверы в этом вопросе щепетильны.
Место это, по мнению, Александра Филаретовича, необыкновенное: пять родников на одной поляне – хоть каждый обустраивай. Жаль только, не ценят люди природного богатства – кидают в воду мусор, бутылки. Речку Гусиновку школьники чистят каждую весну, но каждую осень она снова превращается в помойку.
Прощаемся на мостике. Передо мной – ступеньки вверх, на дорогу. Мужчина машет рукой. Сквозь густые кроны могучих тополей-исполинов пробиваются лучи. Будто тот, кто дал нам самое главное в этой жизни – право выбора, – улыбается.
По дороге домой всё ещё смакую ласковое слово «холонняя» и думаю: как всё-таки по-разному мы используем это право выбора. Кто-то пьёт в кустах, заливая «горькой» житуху, а кто-то бережно выкапывает землю, торя дорогу роднику, стараясь успеть быть полезным этому миру и людям.
Чтобы узнать, действительно ли есть интерес старообрядческий общины в новом источнике воды, мы пообщались с настоятелем русской православной старообрядческой церкви священником-иереем Ильёй ТИУНОВЫМ. На вопрос о роднике он ответил: всецело поддерживает эту идею.
- Об этом роднике уже давно говорили, но ни у кого до него не доходили руки. А Александр Филаретович помог его обустроить. Конечно, мы в этом источнике заинтересованы, сегодня берём воду из колонки, освящаем её для нужд церкви. Но вода из-под земли даже с точки зрения идеологического отношения к этому ресурсу ценнее.
Председатель комитета по охране окружающей среды и природопользованию Сергей МИХУТА также всецело поддержал инициативу пенсионера по обустройству родника и пообещал помощь в проведении анализа воды.
- Если люди заинтересованы в том, чтобы территория Лысьвы облагораживалась и на ней появлялись новые источники, комитет только «за». Приятно, когда инициатива исходит от самих лысьвенцев. Мы же готовы поддержать хорошие начинания, - заключил он.
Социальные комментарии Cackle