Завтра спектаклем «Горе от ума» откроется 70-й сезон в театре драмы имени Анатолия САВИНА. Накануне премьеры наш корреспондент пообщался с режиссёром-постановщиком Гульнарой ГАЛАВИНСКОЙ.
- Гульнара, расскажите немного о себе. Как вы связали свою жизнь с театром и почему из актрис переквалифицировались в режиссёры?
- У меня много образований и все – театральные. Окончив актёрский факультет в Казани, я десять лет работала по професии. Но в 30 поняла: мне неинтересно играть 20-летних девушек. Так совпало: я увидела постановку Романа Виктюка «Саломея». Моё сознание перевернулось. Я поняла, что хочу сама ставить такие талантливые спектакли.
После «Саломеи» решила поступить в ГИТИС именно на курс Виктюка. После окончила театральный институт имени Б. Щукина. Мы были последним курсом Александра Поламишева. Оба они, кстати, ученики Марии Кнебель - воспитанницы Станиславского. Очень горжусь своими педагогами – великими мастерами режиссуры. Они мне привили истинную любовь к театру, и теперь театр занимает всю мою жизнь.
- А на личную жизнь остаётся время?
- Немного. У меня творческая семья. Муж – художник, расписывает православные храмы. Сейчас он в Украине расписывает мужской монастырь, дочь-балерина на гастролях в Китае. Московская квартира пустует...
- Гульнара, Вы - востребованный московский режиссёр. Как попали в провинциальный театр?
- Приехать в Лысьву мне предложил Олег Лоевский. Сказал: хорошему театру с талантливой труппой нужны интересные режиссёры. И я решилась. Когда выбирали пьесу, директор Сергей Смотрин настоял на классике. Город небольшой, зрителей немного, а подростки-школьники, изучающие «Горе от ума», нуждаются в такой постановке. Желание потребителя определило выбор. Хочу добавить: я очень люблю классический материал, это всегда качественная драматургия.
- Долго решались?
- Нет. Во-первых, доверяю Лоевскому. Во-вторых, мне это интересно. До этого дважды работала в Мичуринске. Уже шесть сезонов там идёт сказка «Все мыши любят сыр» и четыре года – «Гроза» Островского. Спектакль «Гроза», кстати, вошёл в золотой фонд телеканала «Культура» как спектакль-шедевр культурного наследия страны.
- Как вам Лысьва?
- Маленький, приятный городок. Есть церковь - я была на службе. Театр имеет красивое историческое здание, целых три сцены. Много профессиональных актёров, которые способны играть серьёзный классический репертуар. Старшее поколение вообще на вес золота. К сожалению, они у меня в спектакле мало заняты.
Работать мне комфортно и интересно. Очень мало времени на постановку: месяц и неделя. В Москве не так. Там каждый театр выпускает 1-2 спектакля в сезон, репертуар столь часто не меняется.
- Наш театр с недавних пор считается экспериментальным. Зритель привык к разным режиссёрским почеркам. Каким будет ваше «Горе от ума»?
- У меня за спиной две режиссёрские школы: ГИТИС и «Щука». И два мастера: Роман Виктюк и Александр Поламишев. Оба мастера учили меня: нельзя пересказывать сюжет пьесы – это имитация, дурной тон. Театр – это искусство, где и декорации, и музыка, и мизансцены, и текст должны говорить, досказывать идею и суть пьесы. Отыскивая свой язык, режиссёр не экспериментирует. Он пытается как можно глубже прочесть суть пьесы, расшифровать текст. Он учитывает три составляющих: время, автор и коллектив. Время - понятно: мы, современные зрители и актёры, говорим о сегодняшних социальных проблемах. Автор – Александр Грибоедов – жил двести лет назад. Коллектив - труппа лысьвенского театра. И здесь свои Чацкий и Скалозуб, своя Хлёстова...
В Перми героев Грибоедова перенесли буквально в наши дни. Мне интересно уйти в безвременье, соединить «тогда» и «сейчас». Зрители должны и увидеть в героях себя, и понять: персонажи жили до отмены крепостного права, а человеческие ценности и социальные проблемы в нашей стране практически не изменились. Зато ритм жизни поменялся. Мы быстрее говорим, соображаем, получаем больше информации. Чацкий говорит: «Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, вёрст больше семисот пронёсся». Сегодня 700 километров мы проедем за 4 часа. В этом разница между временами. Пытаться скопировать начало XIX века было бы неискренне - мы тогда не жили. Ни я, ни актёры лысьвенского театра, ни зрители не знают точно - какими были люди 19 века. «Горе от ума» в моей интерпретации – синтез нас сегодняшних и того времени. Прочтите монологи Чацкого – они современны и актуальны и сегодня.
- Каким вы себе представляете лысьвенского зрителя?
- Меня почти напугали: город маленький, зрители любят классику, многие спектакли снимаются после пяти просмотров... Для меня важно, чтобы зритель не просто посмотрел на костюмированный пересказ пьесы, а и о чём-то задумался. Мне хочется будоражить, провоцировать зрителя. Его ведь тоже нужно воспитывать, а не развлекать. Как говорил Гоголь: «Театр - это такая кафедра, с которой можно сказать многое народу».
- Тимур Насиров, будучи режиссёром нашего театра, сказал, что не понимает нашего зрителя. Мол, даже если спектакль не нравится, всё равно сидят до конца, а потом аплодируют стоя...
- А он к чему призывал?
- Вставать и уходить, если не нравится. Чуть ли не помидорами забрасывать актёров...
- Помидорами – точно не надо. В любом случае нужно досмотреть спектакль. Идея автора и режиссёра всегда раскрывается в финале. Спектакль – это духовный, интеллектуальный труд для смотрящего. Возможно, некоторых зрителей именно это пугает, так как они ищут развлечения. В антракте уходить нельзя. В первом акте идёт завязка действия, здесь зрителю нужно сосредоточиться. Во втором акте – энергичная развязка. Как правило, второй акт – подарок зрителю. Повторюсь, именно в финале - основная мысль постановки. Приходите завтра смотреть спектакль до конца! Надеюсь, он вам понравится...