Несколько лет не была в театре, но решила вновь посещать все спектакли, как когда-то. Естественно, пришла на открытие сезона. Лучше бы не ходила! От мысли, что на «Горе от ума» поведут школьников, становится страшно.
Много лет тому назад наш театр ставил этот спектакль. Это было удивительно! Его смотрели все, в том числе и учащиеся. Мой любимый артист Александр Миронов играл Фамусова. Шла в театр в предвкушении подобного чуда и на этот раз, но меня ждало разочарование.
Обо всём по порядку. В фойе мы увидели большие картины, примерно с окно размером. И такой же величины ужас на этих полотнах. Отчаяние, крик души, сплошь чёрные, коричневые цвета и ни единого светлого оттенка. Одним словом, апокалипсис. Неужели нельзя было найти другое место для этих мрачных работ? Нас как бы готовили к чему-то, я это чувствовала. Прислушалась к музыке, которую играли в фойе молодые люди: незнакомой и очень неприятной на слух. Подумала: существует столько хороших мелодий, так почему бы не выбрать что-нибудь красивое, воздушное? Ведь театр - это храм искусства, где мы должны соприкасаться с прекрасным.
Зайдя в зал, посмотрела на сцену. На ней – четыре колонны. Началось представление, которое не объяснить словами. Всё действие происходило среди этих колонн. Ещё были стулья, лестницы, на которые взбирались герои, и столик, с которым танцевала служанка Лиза. Она и лежала, и сидела на нём, и крутила его как верёвку. Разве это танец?!
Второй акт начался с того, что колонны положили на сцену и актёры стали ходить по ним взад-вперёд. При этом они совершали различные телодвижения – так режиссёр задумала изобразить бал. Страшнее этого была только сцена, открывающая спектакль. В ней Софья и Молчалин занимались любовью. Это было какое-то жуткое представление, танец на грани сумасшествия. И таких пошлых сцен можно вспомнить очень много.
Следует добавить: ни костюмов, ни мебели эпохи Грибоедова в спектакле не было. Жёсткая и агрессивная музыка заглушала слова героев. Чацкого вообще представили каким-то недалёким человеком. Сцена, где он, раздетый, разутый, с завязанными шарфом глазами, бьётся словно в припадке, - сущее недоразумение. Не был Чацкий таким! Это был умный и образованный дворянин. Он просто понял, что его любовь принадлежит к другому кругу, и выразил своё разочарование. И вообще, если ты не читал произведения, то точно не поймёшь его, сидя в зале. Так и хочется крикнуть создателям этого «шедевра»: не трогайте классику! Хоть что-то должно остаться чистым, неопошленным. «Горе от ума» - бессмертное произведение, в своё время потрясшее всю Россию, полное ярких афоризмов. Хотите показаться умными и современными? Создайте что-нибудь подобное сами, если получится.
Я смотрела на людей, выходящих из зала, и не видела в толпе светлых и счастливых лиц, какие бывают от соприкосновения с прекрасным. Вокруг царило молчание. Не хватает слов, чтобы выразить весь ужас от спектакля!
Мой любимый артист, талантливейший Александр Миронов, за всю постановку не произнёс ни слова. Остаётся лишь гадать, для чего он был нужен режиссёру.
Обращаюсь к учителям и родителям. Прежде чем вести на спектакль детей, посмотрите его сами, а потом решите: стоит ли смотреть им.
Алевтина Губина, зрительница.
Социальные комментарии Cackle