Вечером 13 октября, в канун Покрова Святой Богородицы, прихожане одноимённого старообрядческого молельного дома деревни Захарово собрались на всенощное бдение. Молились до шести утра. А через три дня один из жителей деревни заметил: дверь в часовне почему-то открыта, хотя со времени всенощной туда никто не наведывался. Обеспокоенный, зашёл в помещение и обомлел: две внутренние двери сорваны с петель, а на месте икон, большинство которых было размещено на восточной стене, зияет пустота. Оповестил руководство прихода и полицию.
Вскоре оперативно-следственная группа установила: злоумышленники проникли в дом, взломав замок входной двери. Украли около шести десятков икон 18-19 веков. Вот что рассказала председатель старообрядческой общины Валентина Журавлёва:
- По большим праздникам в Захарово собираются старообрядцы со всего Урала, потому что храм не оскорблённый.
- Что означает это слово?
- В Большой Деревне у нас тоже есть молельный дом. Но в нём при советской власти чего только не было: и склад, и магазин, и клуб. Приезжающие к нам староверы его не признают - направляются в Захарово. Здешнему храму более ста лет, и в нём всегда только молились. Его ни при какой власти не закрывали. Но добираться сюда очень сложно. Поэтому наша община молится в Большой Деревне, а в Захарово совершает службы по большим церковным праздникам, три-четыре раза в год.
Я начала приезжать в этот молельный дом в 1996 году. Говорят, к тому времени его уже не один раз грабили. В мою бытность тоже пытались. Пару лет назад воры открыли две двери, а третью не смогли. На этот раз у них получилось – вывернули её вместе с навесами. Иконы все старинные, им цены нет. Я долго плакала, и не одна я, когда стало известно о краже. Наши прихожане собирали их более века. А оперативник мне сказал: «Давайте оценим каждую по тысяче». Разве это цена? Они же бесценны!
«Произошло настоящее варварство, - сообщила на городском сайте одна из посетительниц. - Для староверов это святое намоленное место. А если учесть, что там практически одни старички и старушки молятся, даже представить не могу, какая это для них трагедия...».
Между тем, в современном законодательстве нет такого понятия, как «осквернение святынь». Да и сама икона с точки зрения закона — такой же кусок дерева, как какой-нибудь табурет. Лишь иногда в полицейских протоколах икону застенчиво именуют «предметом особой культурной ценности». А в целом кража из церкви приравнена к хищению из нежилого помещения. И в Уголовном кодексе нет уточнения, что это место религиозного культа, что для многих оно священно.
Если, например, украдут аудиоплеер, можно купить новый. И даже лучше по качеству. А украденную старинную икону уже не купишь. И вообще больше никогда не увидишь. Потому что она единственная в своём роде. Такой вот нож в спину верующим...
А что же полиция? В пятницу майор полиции, исполняющий обязанности начальника уголовного розыска Вадим Савенков отказался рассказать, как ведутся оперативно-розыскные мероприятия: мол, работаем, а разглашать специфику закон не позволяет. Но попросил обратиться к читателям: если кому-то что-либо известно о местонахождении икон или о тех лицах, которые причастны к их хищению, звоните по телефонам 2-91-07 или 2-05-55. В понедельник до него дозвониться не удалось. А в следственном отделе ОМВД сообщили: никаких подвижек в раскрытии преступления пока нет.
Готовя публикацию, заглянул на сайт антикварного магазина на московском Арбате. Стоимость икон 18-19 веков там - от 45 тысяч до полумиллиона рублей...
Социальные комментарии Cackle