Прочитала в субботней «Искре» письмо Алевтины Губиной «Не трогайте классику!» и вновь убедилась: сколько людей, столько и мнений. Во мне открытие театрального сезона и спектакль «Горе от ума!» вызвали противоположные эмоции.
Начну с картин современных пермских художников. Да, они необычны, не совсем понятны, но как хорошо, что они появились в нашем театре! Многие ли смогут поехать в Пермь, чтобы ознакомиться с современной живописью? Согласна с автором письма: картины серии «Апокалипсис» Юлии Пермяковой мрачные, тёмные, неяркие. А как ещё передать ужас и страх этого события? Розовыми цветочками? Зато какие трогательные детки на картинах Егора Субботина «Корова» и «Письмо боженьке»! Они вызывают самые добрые чувства. Мне показалось, картины помогли зрителям отвлечься от повседневных забот и настроиться на восприятие театрального искусства.
В фойе играла лысьвенская группа «ТвояПер-ваяГраната». Ребята имеют самое непосредственное отношение к нашему театру. Без их участия просто невозможно представить спектакль «West Side Story». Наверное, их музыка нравится не всем, но называть её «неприятной на слух» я бы не стала.
К открытию сезона был приурочен первый выпуск газеты «Наш театр». В нём - интервью с режиссёром Гульнарой Галавинской, в котором она рассказала о своём видении пьесы. Глядя на фотографии в программке, зрители могли предположить: их ожидает необычная постановка. Так и случилось.
Не могу согласиться с мнением А. Губиной, что режиссёр испортила классическое произведение Грибоедова. Разве она своевольно изменила текст пьесы или выбросила из неё какие-то сцены или персонажей? Я тоже шла смотреть пьесу о противостоянии фамусовского общества и «лишнего человека» Чацкого - так мы в школе проходили. Но режиссёр иначе расставила акценты – и перед зрителями развернулась история о несчастной горькой любви. Разве это ужасно?
Спектакль меня потряс! На мой взгляд, очень интересная постановка. Артисты, как всегда, играли замечательно. Они не так часто танцуют в спектаклях, а тут некоторым пришлось участвовать в почти балетных сценах, в том числе и в сцене, открывающей спектакль, которая так не понравилась автору письма. Наверное, там можно было разглядеть эротику, но вряд ли из-за этого нельзя водить на спектакль старшеклассников! Вспомним только, что наши дети видят по телевизору или в кинотеатре. По-моему, эта сцена была поставлена красиво и тактично.
Конечно, А.С. Грибоедов вряд ли представлял себе такое начало спектакля, но ведь режиссёр неоднократно говорила: она не ставила целью передать эпоху начала XIX столетия. Этот спектакль и о нашем времени.
Очень интересно и необычно представлено фамусовское общество. Сколько сил и времени понадобилось труппе, чтобы так отлаженно, синхронно сыграть сцену в доме Фамусова! Это отдельный мини-спектакль с настоящими фокусами. Становится понятно, как легко на таких балах складывается общественное мнение. И как быстро отторгается из этого общества «опасный человек» Александр Андреевич Чацкий!..
Об игре каждого артиста, принимающего участие в спектакле, можно сказать много хороших слов. Замечательный артист Александр Миронов действительно не произнёс в спектакле ни единого слова, но я что-то не помню, чтобы у князя Тугоуховского были какие-то осмысленные реплики в пьесе. Зато немые сцены актёра были очень выразительны!
Роль Чацкого – несомненная удача артиста Игоря Безматерных. И сцена, где он, по словам А. Губиной, «раздетый, разутый, бьётся словно в припадке», потрясает до слёз! Чацкий мучается, страдает от предательства любимой девушки, даже что-то кричит - а вокруг фланируют гости Фамусова, постукивая ложечками о тарелочки… Они абсолютно равнодушны к его чувствам, к нему самому, а ещё вчера были его друзьями... Вот уж где «мильон терзаний»!
Очень понравился Кирилл Имеров в роли Молчалина. Ему удалось создать отталкивающий, временами даже вызывающий брезгливость образ. Наверное, он непросто дался такому обаятельному артисту.
Замечательно сыграла Елена Елькина. В финальной сцене Софья ничком лежит на сцене, испытывая унижение и разочарование! В этот момент её искренне жаль, хотя она сама принесла много горя главному герою пьесы.
Прекрасно играет малюсенькую роль Хлёстовой заслуженная артистка России Клавдия Савина. Её реплика о том, что ей ли не знать, что «в чужих усадьбах происходит», вызвала дружный смех в зале – очень узнаваемо! На лавочках возле наших подъездов сидит много таких персонажей.
Какой породистый, чванливый Скалозуб получился у Вадима Пугачёва! И девка-арапка в исполнении Александры Ефимычевой по воле режиссёра стала полноправным персонажем пьесы.
Мне не всё было понятно в спектакле: например, для чего в нём звучал французский язык. Соглашусь с Алевтиной Губиной, что музыка иногда заглушала слова героев, но мне она не показалась агрессивной и жёсткой. Она подчёркивала внутреннее состояние персонажей пьесы.
Спектакль «Горе от ума» в постановке Гульнары Галавинской получился интересным и неожиданным. Над ним очень много работали и артисты, и постановщики. И он заслуживает того, чтобы его посмотрели как можно больше зрителей, в том числе и школьников, которые изучают «Горе от ума» на уроках литературы.
Елена Прокофьева, тоже зрительница
Социальные комментарии Cackle