В октябре жители многоквартирных домов, получив счета на оплату коммунальных услуг, были шокированы суммами, которые выставили к оплате за отопление ресурсоснабжающие организации. Посыпались жалобы в администрацию, управляющие компании и редакцию. Народ недоумевал и возмущался: «за что?» и «почему?». Ответить решила администрация округа, организовав пресс-конференцию для журналистов. Её тема - изменение системы расчёта за отопление в нынешнем отопительном сезоне.
Для чего нужен прибор учёта?
Зам. главы по развитию инфраструктуры Наталья КИСЕЛЁВА кратко объяснила ситуацию:
- В прошлом году краевое правительство на основании постановления российского правительства приняло постановление о применении на территории края при расчёте платы за тепло порядка, утверждённого правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, вступившими в силу с 1 сентября 2012 года. Согласно ему размер платы граждан за отопление рассчитывается исходя из среднемесячного за отопительный период объёма потребления, определённого по показаниям общего прибора учёта тепловой энергии или исходя из нормативов потребления, если в доме такового нет. На основании показаний приборов учёта за предыдущий расчётный период весь потреблённый объём теплоресурса делится на 12 месяцев и равными платежами предъявляется потребителю каждый месяц. Такой механизм до сегодняшнего момента в Лысьве не применялся.
По словам замглавы, после того как на территории была проведена проверка надзорными органами и отмечено, что Лысьва не выполняет краевое постановление, решили исправить нарушение с началом отопительного сезона. Поэтому за сентябрь, несмотря на то, что фактические услуги оказывали всего полмесяца, у жителей некоторых многоквартирных домов оплата за отопление получилась значительно выше, чем в сентябре прошлого года.
- Люди недовольны: мол, зачем мы ставили приборы учёта? Но в расчёт берётся объём потреблённой тепловой энергии именно по показаниям приборов учёта и распределяется на 12 месяцев. Поэтому прибор учёта нужен, - пояснила Наталья Владимировна.
Директор УК «Сервис-Плюс и ЛКК» Светлана ТАТАРЕНКОВА обозначила свою позицию относительно возникшей коллизии:
- Раньше управляющая компания была исполнителем коммунальной услуги. Мы в своё время вместе с собственниками приняли решение: начисление на отопление производить по фактическому показанию приборов учёта.
Сейчас исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. Она определяет порядок расчёта на отопление. Это первое. Второе - сложилась определённая судебная практика, согласно которой решение общих собраний в этой части неправомерно. Сегодня его определяет постановление правительства субъекта Федерации: либо по факту, либо по 1/12. В Пермском крае установлен порядок оплаты за тепло по 1/12, т.е. круглогодично. И ООО «Лысьва-теплоэнерго» в октябре предъявило за сентябрь плату за отопление по среднемесячному объёму за 2012 год. Мы проанализировали ситуацию, и стало понятно: порядок равномерности оплаты для населения выгоден.
Другое дело, что оно временно и действовать будет до конца 2014 года.
Переходы сложны для всех
Сфера ЖКХ уже на протяжении двадцати лет – поле бесконечных экспериментов, от которых устало не только население, но и все, кто работает в этой отрасли. Постановления, изменения в действующее законодательство на федеральном и региональном уровнях сыплются как из рога изобилия.
Люди, установив на собственные средства общедомовые приборы учёта, привыкли платить за ресурс по фактическому потреблению. Летом тепла нет – нет и оплаты. Холодной зимой платили больше, тёплой – меньше.
В 2012 году появилось постановление федерального правительства № 857, согласно которому региональные власти должны были определиться, какой схемы придерживаться на территории всего края: либо вносить плату круглый год, но равными долями, либо платить по фактическому потреблению, т.е. в отопительный сезон. Краевые власти и губернатор решили: для населения плата за тепло по 1/12 будет выгодней. И приняли соответствующее постановление.
Надо сказать, муниципалитеты не бросились сразу ломать сложившуюся систему оплаты. В Лысьве тоже не стали «огороды городить». Но летом несколько человек написали жалобу в надзорные органы с просьбой проверить правильность начисления платы за ОДН горячей и холодной воды. Проверили всё, в том числе и начисление за тепло, и выявили: в Лысьве не исполняется краевое постановление. В итоге с началом нового отопительного сезона ресурсоснабжающие организации вынуждены были перейти на круглогодичную оплату. Отсюда народный гнев, возмущения, жалобы.
Со временем люди, пошумев, привыкли бы к новой схеме. Возможно, убедились: она для семейного кошелька выгодней. Но тут новый сюрприз: в сентябре 2013 года появляется новое постановление федерального правительства, которое вносит коррективы в ранее действующее и фактически отменяет круглогодичную оплату за тепло.
И Лысьва невольно попадает в эти правовые «ножницы». В городе много людей, отслеживающих правовое поле в сфере ЖКХ. После публикации в газете объяснения специалистами ООО «Лысьва-теплоэнерго» причины перехода на оплату за отопление по 1/12 в редакцию пришёл Алексей Смирнов с папкой всех этих постановлений: мол, всё - федералы отменили этот порядок, надо произвести перерасчёт.
Как толковать все эти юрколлизии? Мы позвонили Светлане Татаренковой. Она коммунальной юриспруденцией занимается не один год.
По словам Светланы Валерьевны, закон обратной силы не имеет. Да, постановление на федеральном уровне принято и вступило в силу, но постановления краевого правительства никто не отменял, и срок его действия на территории края – до конца 2014 года. Поэтому этот год и следующий Лысьве придётся его исполнять, т.е. вносить плату за тепло и зимой, и летом. А по итогам расчётного периода делать корректировку по поставкам объёма теплоресурса на дом и его оплаты. Так прописано в правилах предоставления коммунальных услуг. И эти правила придуманы не в Лысьве и даже не в Перми, а в Москве, точнее – в Белом доме правительства. Так что коммунальная «чехарда» имеет продолжение.
Надо сказать, после того, как проверяющие в акте указали на нарушение норм краевого законодательства лысьвенскими ресурсниками, руководители округа пытались в министерстве ЖКХ края убедить не ломать сложившуюся практику оплаты отопительных услуг. Тем более, что переход на новую систему временный. Бесполезно, ответ был один: вы нарушаете законодательство.
Гендиректор ООО «Управление ЖКХ «Лысьва» Александр ЧЕБЫКИН на встрече с журналистами тоже высказал своё отношение к происходящему:
- Рядом с нами Свердловская область, население которой рассчитывается за ресурс по факту, - такое решение принято на уровне их правительства. Мы понимаем: эти переходы довольно сложны и населением воспринимаются в штыки.
Что касается управляющих компаний, для них остаётся всё как есть. Мы проводили и будем проводить политику экономии ресурса и политику контроля за его потреблением. Но год надо пережить как стихийное бедствие.
Социальные комментарии Cackle