В канун уходящего 2013 года тихо, мирно и незаметно для рядового лысьвенца был принят главный финансовый документ округа – бюджет. Финансисты администрации вместе с депутатами несколько месяцев работали над его редакцией. Считали, пересчитывали, спорили, доказывали, согласовывали, сомневались, убеждались...
В середине декабря точка была поставлена, и скупая строка в «Искре» сообщила об этом читателям. Так что же ждёт жителей округа в новом, «лошадином», году, на что им рассчитывать и какие планы строить? Павел Глоба ответа на эти вопросы точно не дал бы, а глава округа Виталий ШУВАЛОВ и председатель Думы Виктор КОМАРЕНКО наперёд знают, к чему надо готовиться. В пресс-клубе «Искры» мы попросили их поделиться планами и прогнозами развития событий в 2014 году.
Вектор бюджета – социальный
- Виталий Валерьевич, бюджет округа принят. Многие читатели отслеживали, как принимались бюджеты на федеральном и краевом уровнях. Обстановка неспокойная, наблюдается какая-то депрессия в обществе, экономические прогнозы не очень хороши. Каков основной вектор бюджетной политики местной власти в наступившем году и на плановый период 2015-2016 годов?
Виталий ШУВАЛОВ:
- Что касается состояния экономики и перспектив на 2014 год, вы правы: ситуация действительно непростая. В своём обращении к депутатам ещё до рассмотрения бюджета я обозначил: его параметры будут зависеть не только от наших возможностей, но и от состояния экономики в крае и в России в целом. Сегодня эта тенденция нашла подтверждение в конкретных действиях, о которых я скажу чуть позже.
Да, бюджет напряжённый, но он сохранил основное - свою социальную направленность. Это первое. Второе - нам удалось обеспечить финансирование всех мероприятий, в том числе инвестпроектов, программ, над которыми начали работать в 2013 году, с тем, чтобы они могли быть реализованы в 2014 и в ближайшие 2015-2016 годы.
Вы знаете: в 2013 году мы вошли в большие и серьёзные проекты по улучшению ситуации в округе в целом.
Первый – программа по расселению аварийного и ветхого жилья на 2013-2015 годы. Общий объём финансирования составляет более 150 млн. рублей – деньги местного (более 30 млн. рублей), федерального и краевого бюджетов. Для нас чрезвычайно важно привлечение федеральных средств на территорию.
Проблема переселения из ветхого жилья серьёзнейшая. Более 50% обращений лысьвенцев на приёме, который я провожу каждый понедельник, связаны именно с вопросами жилья. Очень надеюсь, что программу продлят до 2017 года, а мы обязательно продолжим в ней участвовать.
Вторая программа – привлечение молодых кадров в социальную сферу: образование, здравоохранение, культуру, спорт. В ушедшем году мы её разработали, приняли и заложили средства на три года. На 2014 год – порядка 11 млн. рублей. Думаю, все прекрасно понимают: без привлечения молодых специалистов – врачей, педагогов, работников дошкольного образования, культуры, тренеров - говорить о благополучном развитии округа, о комфортном проживании в нём не приходится.
Третья – создание нормальных, я бы сказал, человеческих условий проживания на селе. В первую очередь обеспечение наших селян водой. Ситуация здесь аховая, и мы стараемся её исправить. На 2014 год заложили 19 млн. рублей на приведение в нормативное состояние сетей водопровода на территории всего Лысьвенского округа. Несмотря на сложности бюджета, мы должны реализовывать эти три большие и серьёзные программы.
- Их исполнение пойдёт по схеме софинансирования с краем?
Виталий ШУВАЛОВ:
- По переселению из ветхого и аварийного жилья – федеральные средства, а две другие – средства местного бюджета. Решение кадровых проблем и водоснабжения на селе мы полностью взяли на себя.
Не так страшен дефицит, как его малюют
- Почему после предварительного рассмотрения бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов депутаты предложили разработать альтернативный вариант? С чем это связано? И какие моменты вызвали наиболее острые споры?
Виктор КОМАРЕНКО:
- Бюджет – дело коллективное, и у него, как правило, несколько периодов рассмотрения, в течение которых могут меняться и сценарные условия. Первоначально условия, прописанные нам в крае (а администрация была обязана их представить), нас не устроили. Депутаты сразу поняли: при таком развитии событий большинство наших программ либо будут недофинансироваться, либо остановятся. Решили искать другие пути и продолжить диалог с краевым правительством о дополнительных возможностях финансирования проектов, которые у нас есть. Поэтому и предложили администрации разработать альтернативный вариант.
- Первоначально в основных характеристиках бюджета дефицит оценивался в 20,2 млн. рублей. При окончательном варианте он увеличился на два с лишним миллиона. На какие цели пришлось поднимать планку дефицита, и за счёт каких источников он будет покрываться в следующем году? Ведь краевые субвенции Лысьве в размере 1 млрд. 98 млн. рублей остались неизменными.
Виталий ШУВАЛОВ:
- Субвенции остались, но дотацию сегодня нам уже снизили с 12% до 9%, а это 6 млн. рублей. В связи с тем, что прогнозируемые доходы края тоже снижаются, дотации всем муниципалитетам уменьшены. Вот вам первая ласточка.
Что касается увеличения дефицита бюджета. Сумма добавлена на капитальный ремонт дорог. Дефицит планируем покрывать за счёт кредитов, если, конечно, до этого дойдём. Возможно, в результате исполнения бюджета на каких-то статьях расходов получится экономия, тогда и не потребуются заёмные ресурсы. Возможно, появятся дополнительные источники доходов – на это сегодня тоже рассчитываем.
Сам по себе дефицит не так страшен, как может показаться на первый взгляд, и использование заёмных средств – явление нормальное. Другое дело, если кредиты тратятся на проедание – это недопустимо и неправильно. Если заёмные средства вкладываются в инфраструктурные проекты, в развитие округа, это нормально.
Виктор КОМАРЕНКО:
- Я внёс бы маленькую деталь. Эти займы краткосрочные, на покрытие кассового разрыва. Раньше нам запрещали ими пользоваться, и мы были связаны, как говорится, по рукам и ногам. Сегодня многие крупные территории используют займы для того, чтобы начать проект. Берут заём, начинают работы. Потом подходят бюджетные деньги, кредит возвращают и работают дальше.
Искусственное уменьшение доходов
- В 2014 году, как явствует из пояснительной записки разработчиков альтернативного проекта, доходы округа могут уменьшиться на 3,8% по отношению к 2013 году.Каковы причины: пессимистический прогноз экономики округа в целом, изменения нормативов налоговых отчислений в бюджет округа, низкая собираемость налогов - транспортного, земельного, на имущество - или что-то другое?
Виталий ШУВАЛОВ:
- Собственные доходы уменьшатся, причём искусственно, за счёт снижения нормативов отчислений НДФЛ на 15%.
Виктор КОМАРЕНКО:
- Есть и причины уменьшения: у нас забрали на краевой уровень зарплату работников дошкольных учреждений.
Виталий ШУВАЛОВ:
- Существует понятие «дотационная территория». Но откуда берётся эта дотационность? Завтра нам изменят норматив налоговых отчислений в доходную часть, и муниципалитет искусственно станет более дотационным. Повлиять на это невозможно. Уровень налоговых отчислений в бюджет – не полномочия муниципалитетов. По каким-то причинам снова уменьшат норматив – станем ещё более дотационной территорией.
Ставка на промышленность
- В отчёте городской Думы за 2013 год нас заинтересовала одна цифра. Комитеты Думы в течение года провели много обсуждений по самым разным проблемам. Но меньше всего - по промышленной политике округа: только два заседания, даже план года не выполнили. Это связано с тем, что нет интереса к данной теме, потому как промышленность у нас находится в таком состоянии, что не знаешь, с какой стороны к ней подойти? Или промышленники и местная власть живут каждый сам по себе? Или эта тема неинтересна вам вообще? По логике, в доходной части бюджета именно промышленность должна играть первую скрипку...
Виктор КОМАРЕНКО:
- Отдельно комитет по вопросу промышленной политики действительно собирался два раза. Но эта тема звучала практически на всех совместных заседаниях комитетов Думы, так что вы не правы. Вопросы промышленной политики интересны и депутатам, и администрации округа.
Вы же знаете, что Лысьва провела первый экономический форум муниципалитетов, и мы готовились к нему совместно с администрацией. Рядовому гражданину трудно оценить, какая масштабная работа была проведена. И форум получил высокую оценку на краевом уровне как действительно очень мощное мероприятие, грамотно организованное и проведённое с большой пользой для других муниципалитетов. По его итогам разрабатывается стратегия развития округа и промышленности, и мы активно привлекаем к этому делу предпринимателей и работодателей. Результат? Сегодня в Лысьву уже обращаются сторонние предприниматели с вопросами: какие инвестплощадки у вас есть, какие у вас условия проживания, где наши дети будут учиться, где наши работники будут отдыхать и т.д.? Они понимают: без сотрудничества с местной властью и без решения социальных проблем инвестор производство не наладит.
- При формировании доходной части обычно идут ссылки на предполагаемые доходы наших крупных предприятий – АК ЛМЗ, «Полистила», «Электротяжмаш-Привода». Но в Лысьве есть малый бизнес, есть предприятия среднего бизнеса. Почему-то они никак не отражены в аргументирующих источниках доходов...
Виктор КОМАРЕНКО:
- Мы пользуемся официальной статистикой. Те, кто добровольно с нами сотрудничает, участвуют в формировании доходной части. С теми, кто до сих пор, как говорится, варится в собственном соку, сложнее.
С недоимкой шутки плохи
- Виталий Валерьевич, транспортный, земельный, имущественный налоги поступают в окружной бюджет. Но, по данным налоговой службы, недоимка по ним велика. Недосбор серьёзно напрягает местную казну? При вёрстке доходной части на 2014 год эта ситуация учитывалась?
Виталий ШУВАЛОВ:
- Думаю, всем понятно, что налоги нужно собирать в полном объёме. Такая задача поставлена перед налоговой службой, и администрация содействует ей в этом вопросе. При формировании доходной части бюджета возможность недосбора налоговых поступлений, конечно, не учитывается. К сожалению, есть люди, которые с большой неохотой платят налоги. Раньше, к примеру, транспортный налог был обезличенным, непонятно, куда он шёл. Сейчас он поступает в муниципальный дорожный фонд и расходуется на ремонт и содержание лысьвенских дорог.
Виктор КОМАРЕНКО:
- Хочу добавить: есть краевой закон о дорожном фонде Пермского края. Там остались программы, в которых мы можем участвовать, причём на очень интересных условиях софинансирования: наших средств 5%, края – 95%. Представляете, какой эффект может принести каждый рубль нашего муниципального дорожного фонда?
Про землю и «белые пятна»
- Приватизация муниципального имущества – ещё один источник пополнения доходной части. Что-то ещё осталось в казне от имущества? Вроде, всё крупное уже продали?
Виталий ШУВАЛОВ:
- Действительно, с каждым годом муниципального имущества, которое можно было бы продать, становится меньше. Его уже можно пересчитать по пальцам. Но, как показывает практика, спрос есть далеко не на все объекты, выставляемые на торги. В 2013 году, к примеру, пытались продать помещение на ул. Ленина, 7, цокольный этаж. Предлагали и сейчас предлагаем: приходите, покупайте. Однако интереса к нему ни предприниматели, ни те, кто хотел бы что-то развивать на этих площадях, не проявляют. Есть помещение на проспекте Победы, 19, в общежитии. Продаём гаражи, а крупного муниципального имущества просто нет.
В настоящий момент активно работаем по продаже земельных участков, по их сдаче в аренду. Это очень большая и серьёзная работа. Нет пока полной картины по городу, где и кому принадлежат отдельные земельные участки. У нас огромный частный сектор с «белыми пятнами». Есть люди, получившие землю по разным справкам и постановлениям ещё в советское время. Они приходят и заявляют права на земельный участок. Объясняем: его необходимо оформить как положено. Раз земля не оформлена, понятно, что жители не платят ни аренду, ни налог на землю под домами и гаражами. А это серьёзная доходная часть бюджета. Комитет имущественных отношений занимается проблемой с тем, чтобы выявить все неоформленные участки и определиться, что с ними делать дальше.
Но из 10 земельных участков, выставленных на торги в прошлом году, продали только шесть. Причины? Возможно, мы чего-то не учли, не довели информацию до населения. А может, люди боятся: как это - прийти и купить землю с аукциона?
В прошлые годы бюджет получал хорошие доходы от продажи земли под промышленными объектами. Предприниматели по доброй воле переводили их в собственность. Кто хотел это сделать, сделали. Сегодня крупных земельных арендаторов уже не осталось.
В 2013 году планировали получить от продажи имущества и земельных участков 6 млн. 330 тысяч рублей. К сожалению, план не выполнили по причинам, о которых я сказал выше. Тем не менее, в новом году доходы от продажи, аренды имущества и земли, по прогнозам, должны вырасти на 14% - до 7 млн. 150 тысяч рублей. И в целом доходная часть от использования муниципального имущества в 2014 году должна увеличиться.
- А что администрация намерена покупать в новом году?
Виталий ШУВАЛОВ:
- Покупать? Вы имеете в виду приобретение ЦТД «Привод»? Что касается этого вопроса, в настоящий момент мы находимся в стадии продуктивных и конструктивных переговоров с собственником – «Электротяжмаш-Приводом». Обговариваем условия и сроки покупки объекта в муниципальную собственность. По предварительным договорённостям, которые оформлены в виде протоколов, в 2014 году сделку должны завершить.
Раз мы уж перешли к расходам, давайте по порядку. В наступившем году мы должны завершить крупные инфраструктурные проекты, начатые в 2013 году: ремонт школ № 16 и 2, ремонт манежа, строительство ФОКа. Эти объекты требуют пристального внимания администрации и немалых ресурсов.
Расходов много, а денег в обрез
- Расходная часть обычно вызывает больше всего споров исполнительной и представительной власти. При обсуждении нынешнего бюджета между депутатами и его разработчиками были такие моменты? Вошли ли в документ предложения лысьвенцев, прозвучавшие на публичных слушаниях по бюджету?
Виктор КОМАРЕНКО:
- Все обсуждения велись вокруг содержания программ. На публичных слушаниях лысьвенцы предлагали: мол, хотим это и это. Но поступившие предложения - вопросы не бюджета, а целевых программ. В большинстве своем они были направлены в администрацию для проработки и включения в эти документы.
Что касается расходной части, больших споров не возникало. Администрация всё отработала тщательно, и каких-то передвижек средств с одной статьи на другую просто не потребовалось.
У нас сложился замечательный механизм, который показал свою эффективность. Дума и администрация заключают соглашение, и оно идёт приложением к бюджету. Мы приняли бюджет и подписали приоритетные мероприятия. Они должны в первую очередь попадать в реализацию, если появляются дополнительные средства. В прошлом году было намечено порядка 70 таких мероприятий, администрация во многом и с большой эффективностью исполнила этот приоритетный перечень. Кроме того составлен перечень наказов избирателей – их пожелания, имеющие высокую общественную значимость для территории. Наказов много. Предварительная оценка их стоимости показала: чтобы исполнить всё, потребуется более 270 млн. рублей. Деньги немалые. Поэтому каждый год совместно с администрацией разрабатываем приоритетный список и отслеживаем его исполнение. Здесь мы с ней абсолютные союзники.
- Отдельный вопрос, Виталий Валерьевич, о выполнении майских указов Президента РФ. Какова картина их реального исполнения применительно к бюджету округа? Будут ли повышаться зарплаты бюджетникам в новом году?
- Указы однозначно надо выполнять. Вопрос в другом. Мы не можем взять и прекратить финансирование проектов, бросив все средства на выполнение майских указов. Да, я двумя руками за повышение зарплат бюджетников, увеличение благосостояния, доходов, совершенствование здравоохранения, образования, повышение доступности жилья и т.д. Но надо соблюдать баланс и рассчитывать на свои возможности. Относительно повышения зарплаты могу сказать: средства на эти цели в бюджете заложены. У работников учреждений дополнительного образования в новом году она должна вырасти на 46% к средней зарплате 2013 года и составить 21791 рубль. У работников муниципальных учреждений культуры рост планируется на 74% - до 17678 рублей. Что касается работников бюджетной сферы, с 1 ноября 2014 года их зарплата увеличится на 6,4%. Большего позволить, к сожалению, не можем, потому что должны выполнять и другие расходные обязательства.
- От каких-либо целевых программ всё-таки пришлось отказаться?
Виталий ШУВАЛОВ:
- Сократить объём финансирования пришлось, но отказаться от реализации уже запущенных программ – нет. Все они - по благоустройству дорог, по пожарной безопасности, по борьбе с наркоманией, терроризмом и прочее – сохранены.
Приоритеты остаются
- На какие приоритетные статьи расходов пришлось запланировать средств больше, на какие меньше?
- Приоритетные направления, заявленные в 2012 году, остаются, и они не должны меняться. Нельзя шарахаться из стороны в сторону. Все задумано и направлено на развитие территории. Первое - благоустройство. Наиболее крупный проект – реконструкция мемориала Славы. На его реализацию запланировано 4 млн. рублей. Подготовка к 70-летию уже началась, и наша святая обязанность сделать всё возможное для увековечивания памяти наших земляков. Продолжится благоустройство сада им. 30 лет ВЛКСМ, о котором немало писали и говорили.
В минувшем году Лысьва выиграла конкурс «Центр культуры Пермского края-2014». Здесь, считаю, очень удачно сработали: привлекли краевые деньги, плюс появилась возможность привести в порядок территорию дома графа Шувалова, отремонтировать в нём один зал, где можно будет проводить выставочные мероприятия.
Несмотря на то, что бюджет напряжённый, все инфраструктурные объекты будут профинансированы. Суммы поменялись – да. Немного меньше средств заложили на ремонт дорог. Но ничего, закончим начатые объекты - и будем двигаться дальше.
Посмотрите, сколько сделали в ушедшем году! За счёт средств капремонта отремонтировали дороги на улицах Мира, Строительной. За счёт текущего ремонта привели в порядок перекрёстки – очень опасные участки дорог. На следующий год планируем ремонт участка дорог и тротуаров на улице Сушина, Смышляева. Будем проектировать ремонт дороги - соединение улицы Ленина через ул. Перовской, мимо парка с выездом на ул. Мира. Разрабатывается программа софинасирования по ремонту дворовых территорий. Часть средств соберут жители, часть выделит муниципалитет. Таким образом, будем восстанавливать территорию дворов.
- А история с капремонтом улицы Вашляева уже закончилась?
- Нет, не закончилась. Там возникли проблемы с проектом. Он до сих пор не прошёл экспертизу. Ремонт этой дороги будем проводить, как только решатся вопросы с проектом. Мост на улице Революции тоже попадает в программу ремонта. Он необходим в связи со строительством модуля на «Полистиле». Проект есть, его стоимость - 33 млн. рублей. В общем, в новом году насыщенная дорожная программа.
Виктор КОМАРЕНКО:
- Сейчас заказываем проект разработки дорожной сети в целом по городу. Будут просчитаны и показаны приоритеты развития наших дорог. Это позволит и городу, и промышленным предприятиям нормально развиваться.
- Виталий Валерьевич, а какие планы по строительству жилья?
- Нынче, вы знаете, один дом под расселение из ветхих и аварийных сдали. На будущий год ожидаем ещё один - на улице Мира. В п. Орджоникидзе застройщик приступил к возведению дома. Квартиры в нём будут предназначены в том числе и для переселенцев из аварийного жилья.
Что касается муниципального жилья, готовим объект на ул. Гайдара, 21. Там тоже намерены расселить жителей аварийных домов, не попавших в программу 2013-2015 гг. Активно привлекаем на территорию застройщиков-инвесторов. В связи с реализацией инвестпроекта ЗАО «ЛМЗ» планируется строительство многоквартирного дома. «Камская долина» снова проявила интерес к Лысьве. Земельную площадку мы готовы выделить хоть сейчас. Если помните, у них возникли проблемы с продажей квартир в девятиэтажке на проспекте Победы. Там квартиры были большой площади и стоили дорого. Сейчас застройщики пересмотрели свою политику, готовы вернуться и строить жильё эконом-класса.
А когда нам было легко?
- Проектов много, программа большая, а денег немного. Ваш прогноз развития событий и исполнения принятых обязательств?
Виктор КОМАРЕНКО:
- Спокойной и сытой жизни у нас действительно не было. Но сколько угодно примеров, когда у одних кризис, всё рушится, а другие горем не убиваются, ищут выход - и находят. Надо быть готовым к любым внешним негативным изменениям, уметь держать удар и всегда помнить о Лысьве, которую никто кроме нас самих не сделает лучше, привлекательнее и комфортнее.
Виталий ШУВАЛОВ:
- Мы внимательно отслеживаем тенденции в экономике - и на краевом уровне, и на федеральном. Естественно, опасения есть. Можно сесть, опустить руки и ждать, когда пройдут эти тяжёлые времена. Но, скажите, когда нам было легко? Считаю: надо ставить перед собой серьёзные и амбициозные задачи, которые заставляли бы и меня, и моих подчинённых, и депутатов 24 часа в сутки думать, как реализовать эти сложные планы. Уверен: без постановки таких задач мы будем делать в два раза меньше. Это недопустимо. Пользуясь случаем, хочу еще раз поздравить лысьвенцев с Новым годом. Только вместе мы сможем добиться всего, что наметили и запланировали в наступившем году.
В разговоре принимали участие Елена Орлова, Валентина Кокшарова, Игорь Михайлов, Фёдор Прокофьев, Марина Решетникова. К печати материал подготовила Валентина Кокшарова
Социальные комментарии Cackle