15 марта в театре драмы случилась очередная замечательная премьера. Зритель познакомился с постановкой пьесы «Ретро». В 1982 году эту вещь на лысьвенской сцене уже ставил Анатолий Савин. Тюменский режиссёр Алексей Ларичев нашёл в лирической трагикомедии свои, сообразные времени, акценты.
О чём пьеса?
Овдовевшего пожилого кровельщика Николая Михайловича Чмутина дочь забрала из сельской местности к себе в Москву, справедливо полагая, что старому человеку трудно одному управляться с хозяйством. Но он чувствует себя чужим и одиноким в роскошной квартире. К тому же зять Леонид со стариком не в ладах. Он желает переселить деда со своих квадратных метров, но деликатно, так, чтобы тот оставался поблизости, под каким-никаким присмотром. Леонид придумывает его женить. Вот тут-то и появляются три московских старушки-невесты. Беда в том, что приходят они не каждая в своё время, как было намечено, а почти одновременно. Возмущённые соперницы настроены решительно! Но баталии престарелых невест предотвращаются самым естественным образом. Шампанское и свечи творят настоящие чудеса...
Не о времени - о людях
Пьеса «Ретро» написана московским драматургом Александром Галиным в 1979 году, на закате борьбы с вещизмом. По нынешним меркам, мягко говоря, неактуально. Но постановка Алексея Ларичева получилась абсолютно вневременной. Режиссёр сознательно увёл внешний бытовой антураж ХХ века на задний план. И рассказал нам историю не о времени, а о человеческих отношениях. В этой области всё стабильно вне зависимости от календаря и геополитики. От одинокого страдания до любви, от взаимонепонимания до взаимопроникновения самых близких людей отделяет порой всего один шаг. Но как же невероятно трудно его сделать!
Постановка начинается с пронзительной человеческой ноты – одинокий старик Чмутин (заслуженный артист России Александр Миронов) в луче света посреди тёмной сцены разговаривает с воркующим голубем... Где-то там, за его спиной, в символичной темноте - «достояние» его детей - антикварная роскошь московской квартиры. Суета, которая никогда не была нужна ему, прожившему простую жизнь. Работал кровельщиком («к небу ближе»), за славой и деньгами не гнался, держал голубятню… Он рассказывает про себя пернатому посланнику небес, а следовательно обнажает душу перед всем миром.
А что ему осталось?
Вроде бы любящая дочь давно его не слышит и не слушает. Она, успешная велосипедистка, когда-то начавшая свой одиночный заезд за более достойной жизнью, всё не может остановиться. Вымотанная внешней суетой, она и ребёнка завести не успела… «Высохла ты дочка», - горько роняет отец Чмутин в одном из диалогов с дочерью Людмилой (артистка Наталья Миронова)...
Зачастую у многих постановщиков пьесы Людмила – плоский линейный образ: стерва, для которой превыше всего достаток. Наталье Мироновой удалось создать иной характер: заложницу современного общества, которое диктует ей быть резкой и сильной. Но слова отца об отсутствии детей ранят её, и мы видим уставшую женщину, испытывающую глубокую личную трагедию...
Одним словом – трагикомедия
В «Ретро» отчётливы черты комедии положений: узнаваемая социотипичность героев, афористичные диалоги… Но постановщик позволяет себе отступить от хода оригинала пьесы ради игровой составляющей. Когда на сцену одна за другой выходят три «полуграции» (будущие невесты Чмутина) – начинается НЕЧТО...
Женское трио, исполняющее роли старушек, - взрывчатый сплав ярких индивидуальностей. Едва «познакомившись» с каждой, зритель мгновенно влюбляется в героинь – настолько сочны образы!
Вот типичная «женщина из очереди» - экс-медсестра психлечебницы Нина Воронкова (артистка Людмила Шуваева). Каскад лиричных и юморных ужимок в исполнении актрисы создает образ этакой тётки, бессознательно похоронившей в себе Женщину... Но как же остро прорывается ОНА сквозь толщу этого обиженно-напористого, вечно не удостоенного мужским вниманием существа!
Экс-балерина, некогда звезда богемного мира Роза Песочинская (заслуженная артистка России Клавдия Савина), - фейерверк полярных эмоций: от слёз грусти по ушедшим годам к безудержному веселью былых амурных побед. Феерично легкомысленная грация и трогательная беззащитность – всё в одном образе...
Великолепная нелепость, гремучая смесь интеллигентности пополам с комичной старомодностью - это об экс-профессорской дочке Диане Владимировне Барабановой (артистка Нина Ахтырская). Шикарная нотка в плюс к образу - дивный, густой, бархатный голос...
Водевильная сцена несвоевременно явившихся старушек, изворотливые дипломатические пируэты Леонида (артист Анатолий Лепихин) разы-граны просто безупречно. Когда женщины догадываются, что кандидаты в невесты – все они, а не избранная, и Чмутин вовсе не горит желанием жениться, что тут начинается! И трагедия, и комедия – одновременно. Зрителю в зале то нестерпимо смешно, то стыдно за двух молодых эгоистов, поставивших стариков в столь неловкое положение, то печально, когда в завязавшемся диалоге раскрываются одна за другой истории их судеб...
Уже не один
Однако всё это (как оказывается мудро поступил кажущийся эгоист Леонид!) неожиданно срабатывает в плюс. Да, сватовство Чмутина не состоялось. Он решает вновь вернуться в деревню. Но принуждённое знакомство обнаруживает так много общего у трёх милых старых дам и обаятельного старика! В итоге завязывается самая тёплая дружба. И кто его знает, возможно, ещё и любовь между старым кровельщиком и отставной балериной?
Финал постановки открыт – дамы дружно, не обращая внимания на реплики молодых, идут провожать своего нового приятеля… Билет на поезд и свёрток, заботливо приготовленный дочерью отцу в дорогу, остаются на столе... Куда едет Николай Михайлович Чмутин и едет ли? Это неважно. Важно, что он отправляется в свой завтрашний день уже не один.
И ещё на протяжении всей постановки совершенно осмысленным её участником является свет. Когда герои пьесы предаются воспоминаниям - он глушится, на первый план выдвигаются человеческие голоса. Высвеченные из темноты забвения жёлтым лучом софита, истории жизней стариков становятся пронзительней, острее...
Финальная сцена - четыре человека поднимаются на крышу многоэтажки. Их фигуры - пританцовывающие, веселящиеся - высвечиваются в фиолетовых сумерках мегаполиса... И символично вспархивают в светлеющую темноту два белых воркующих голубя. Словно шлют сигнал ввысь от счастливых стариков: «Спасибо, небо. Мы научились вновь жить, любить и верить в завтра...».
«В яблочко!»...
Еду домой после премьеры. В обычной лысьвенской маршрутке тесновато. А вокруг НЕЁ - словно незримый воздушный барьер. Мужчина с усталым лицом работяги в не совсем чистой зимней спецовке подтягивает ближе к себе потёртую спортивную сумку. Словно ужасно боится запачкать это, сидящее рядом, сиренево-серое, фетрово-кашемировое изящество лет сорока пяти. «Дыша духами и туманами», она грациозно, «за пальчики» стягивает с ладошки перчатку тонкой кожи... Достает мелочь, чтобы расплатиться с водителем… Вынужденно наклоняясь в низком микроавтобусе, неловко протискивается к выходу... Многократное «извините», даже когда на ногу наступают ей...
Лет через тридцать так легко представить её Розой Песочинской... А его – Николаем Чмутиным. Героями пьесы Александра Галина. И ерунда, что социальный флёр будет совершенно иным. Никакая цивилизация не изменит мир вечных человеческих чувств: страданий, любви, страсти, одиночества...
И поэтому «Ретро» - постановка про нас с вами. Про вечный антагонизм из серии «отцы-дети». Про изумительно красивых стариков, сумевших заново найти смысл жизни глубоко «за»... Про таких одиноких в своей прагматичной деловитости молодых. Слайды из обычной жизни обычных людей. Именно эта красноречивая обыденность, интерпретированная тюменским режиссёром и великолепной группой из шести лысьвенских актёров, заставила зрителей грустить, сердиться, смеяться, долго аплодировать стоя. А значит, случилось попадание «в яблочко». В эпицентр людских ожиданий.
Социальные комментарии Cackle