Весной «Искра» рассказала об иске «посетителя» СИЗО Лысьвенского ОВД в международный суд по правам человека. И о том, что в Страсбурге его поддержали, а власти России согласились выплатить ему 4,5 тысячи евро на покрытие материального и нематериального ущерба и всех судебных расходов.
В тех заметках речь шла и о том, что ушлые зеки превратили своё пребывание в изоляторе в заработок, поскольку регулярно подавали иски в суд о нарушениях закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и требовали миллионных компенсаций. Но то были, так сказать, профессиональные сидельцы с богатым уголовным прошлым и перспективами на очередной срок. И вот – на тебе! – выискался такой «правдоруб» и среди административно арестованных, то есть получивший лишение свободы на несколько суток.
Он тоже предъявил судебный иск ОМВД по Лысьвенскому городскому округу, МВД России, ГУВД по Пермскому краю, Министерству финансов, Главному управлению федерального казначейства Министерства финансов. По его мнению, он содержался в камере в условиях, унижающих его честь и достоинство. Потому что в ней одновременно находились пять, а то и шесть человек.
Санитарная обработка при этом не проводилась. У него не было отдельного спального места, ему не выдавали постельное бельё. В камере отсутствовали стол, стулья, шкаф для индивидуальных принадлежностей. Санитарный узел не соответствовал требованиям приватности, не выдавались средства гигиены. Не было радиоточки, кнопки для вызова дежурного, естественного освещения, бака для питьевой воды. Кроме того, в камере вместе с ним содержались лица без определённого места жительства, больные инфекционными заболеваниями.
В результате всего этого он испытал моральные страдания, ему было оскорбительно находиться в подобных условиях, они унижали его. Это вызывало в нём постоянное раздражение, нервотрепку и депрессию. Просил взыскать с ответчиков 100 000 рублей компенсации морального вреда.
Претензии истца на содержание его в ненадлежащих условиях в судебном заседании подтвердились. В частности, представление лысьвенского городского прокурора, направленное в феврале текущего года на имя начальника ОМВД, почти слово в слово повторяло нарушения, на которые указал суточник. Однако, несмотря на то, что его страдания превышали неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, суд решил: размер компенсации, заявленный им, завышен. И взыскал в его пользу за счёт казны России 500 рублей в возмещение морального вреда.
В связи с этим возникают вопросы: может ли одна двухсотая часть того, на что претендовал сиделец, быть более унизительной для него, чем дыра в полу камеры вместо унитаза? Не захочет ли он тоже обратиться в международный суд, чтобы удовлетворить своё унижение сполна? И пожелает ли тот помочь ему в этом?
Социальные комментарии Cackle