Председатель городского суда Юрий Воронов встретился с представителями лысьвенских СМИ. Предполагалось, что разговор пойдёт о взаимодействии суда со средствами массовой информации, однако он быстро вышел за рамки этой темы. Журналистам было важно услышать мнение председателя суда о том, как меняется правовое сознание граждан, насколько активно они прибегают к защите своих интересов в суде и т.д. Председатель ответил на все вопросы.
Люди пошли в суд
- По совокупности гражданских дел, рассматриваемых судом, вероятно, можно определить «болячки» общества. Какая сфера жизни лысьвенцев чаще всего оказывается предметом судебных разбирательств? И можно ли говорить о некой социальной напряжённости, вызванной такими проблемами, из-за которых людям приходится обращаться в суд?
- Я бы не сказал, что у нас множатся социально значимые дела какой-то определённой направленности. Они очень разные. Однако если говорить об уровне доверия к правосудию, то, например, в 2009 году тот же состав Лысьвенского городского суда рассмотрел 1247 гражданских дел, а в 2013 году – 1558. Увеличение небольшое, но есть.
- Самосознание людей возросло и теперь они чаще, чем прежде, идут в суд, чтобы отстоять свои интересы?
- В какой-то степени, да. Понимание того, что свои права человек может доказать в суде, действительно, повысилось. Но всё-таки, думаю, главная причина здесь в том, что в России перестали существовать институты, которые работали раньше, в советский период. Их было немало: коммунистическая партия, профсоюзные комитеты, товарищеские суды и т.д. Они имели весомую значимость – всё это работало на человека, его интересы были защищены. Надо признать, они решали многие вопросы, в том числе в трудовых коллективах. Органы исполнительной власти тоже работали, реагируя на запросы конкретных людей. Пришёл период, когда всё старое отвергли, а проблем во взаимоотношениях людей меньше не стало. Они пришли в суд.
Степень доверия к суду и его востребованность, безусловно, возросли. В том числе и потому, что изменились полномочия прокуратуры. Сегодня она не решает вопросы, которые находились в её подведомственности, к примеру, 20-30 лет назад. Люди идут в суд, потому что знают: здесь их услышат и разберутся, они могут представить свои доказательства и получить судебную защиту.
- В том числе и в острых вопросах, связанных с трудовыми отношениями?
- И в трудовых делах – тоже. В частности, о восстановлении на работу. В 2010-м году таких дел рассмотрено 11, в 2011- 7, в 2012 - 9, в 2013 - 6. За первое полугодие текущего года мы ещё не рассмотрели ни одного подобного дела. То есть, их объективно становится меньше. Предпринимателю, организации, учреждению невыгодно увольнять работников по незаконным основаниям. Можно делать вывод, что работодатели отслеживают практику судов в рассмотрении подобных дел. Специалисты предприятий делают выводы и ошибок, нарушающих права граждан, при увольнениях допускают всё меньше.
Другая категория дел – по оплате труда. Ситуация здесь тоже меняется. В 2010 году, в кризисный для страны период, мы рассмотрели 120 дел, в 108 из них вынесено положительное для работников решение. В 2011 году таких дел было 16, в 2012 – 14, в 2013 – 11. В первом полугодии нынешнего года рассмотрено только одно дело. Это говорит о том, что люди уверены: их права будут восстановлены. С другой стороны, предприниматели, руководители предприятий или чиновники тоже понимают, к чему приводит нарушение трудового законодательства.
- И всё-таки вы сами как оцениваете степень доверия граждан к суду?
- Не скажу, что сегодня достигнуто 100-процентное доверие к суду, но оно укрепляется. Судебные разбирательства таковы, что довольных ими просто не может быть, поскольку в них всегда участвуют две стороны, а решение выносится в пользу одной из них.
Решения обжалуются, но...
- Часто случается, чтобы вышестоящая судебная инстанция не согласилась с решением Лысьвенского суда?
- Бывает такое. И связано это со спецификой нашей работы. Бывает, когда нормы закона или отдельные его положения трактуются одним образом и в этом направлении нарабатывается определённая судебная практика, а затем возникают изменения. Либо Конституционный суд признаёт те или иные положения несоответствующими Конституции РФ, либо выносятся решения Верховного суда России или Европейского суда по правам человека, и судебная практика серьёзно меняется. В связи с этим начинают приниматься совсем иные решения. Практика учитывается всегда: она обобщается, доводится до сведения коллективов судов, и это приводит к изменению решений судов.
Количество обжалуемых дел отражает качество работы судов. Оно у нас в целом весьма достойное. Если брать уголовные дела, то их за 2014 год нами рассмотрено 206, обжаловано 92. Качество судопроизводства составило 93%. В судах Перми, например, оно составляет 93,9%, в Пермском крае - 92,1%.
По гражданским искам у нас рассмотрено 654 дела, обжаловано 63, качество - 94%. По районам Прикамья оно составляет 89%, в целом по краю – 90%.
- Сколько вообще судей в Лысьвенском суде?
- У нас в штате 12 судей, включая председателя суда.
- Сколько дел приходится рассматривать одному судье, к примеру, в месяц?
- Всё зависит от категории сложности. Если это уголовное дело, то за месяц в производстве каждого судьи получается не менее 10-15 уголовных дел, не считая различных материалов. Судьи, занимающиеся гражданскими делами, за месяц рассматривают 20-25 дел, плюсом к этому у них в работе находится множество административных материалов.
Если говорить в целом о нагрузке, то количество гражданских дел возрастает. Число уголовных дел снижается, но работы от этого меньше не становится: материалы поступают к нам очень плохого качества, при этом практически все дела крайне непростые.
- Вы сказали «плохого качества». Что здесь имеется в виду: работа следственного комитета, органов дознания?
- Качество предварительного расследования остаётся низким. К сожалению.
- Мировые судьи – как действует в Лысьве этот судебный институт?
- Мировых судей у нас пять. Они, так же как и мы, рассматривают гражданские и уголовные дела. К их компетенции отнесены дела небольшой сложности. Если это гражданские дела, то с исковыми требованиями до 50 тыс. рублей. Если уголовные, то они связаны с преступлениями небольшой тяжести. Они занимаются делами об административных правонарушениях, в том числе нарушениях правил дорожного движения. В случае несогласия граждан с решением мирового судьи, наш суд выступает в качестве апелляционной инстанции.
- Вашему суду приходилось отменять решения мировых судей?
- Чаще всего их решения признаются правильными и остаются без изменений. Но работа есть работа. Бывает, что оценка, которую дал мировой судья, в апелляционном суде изменяется. Он выносит либо иное решение, либо меняет частично. Но это обычная судебная практика, здесь нет ничего предосудительного.
Если мы говорим о правовом сознании граждан, то оно медленно, но всё-таки растёт. Люди стали чаще обращаться в суд за защитой своих прав, в том числе трудовых, имущественных и т.д.
Будут дела - будем рассматривать
- Известно, что в защиту интересов граждан в суд обращается прокурор. Бывает такое, что его иски оказываются неподержанными в суде?
- Подавляющее большинство обращений прокурора получают положительное решение суда. Он обращается в суд для решения проблем, которые затрагивают интересы отдельных категорий граждан. Например, было время, когда ряду работников образовательных учреждений Лысьвы не выплачивался уральский коэффициент. Работодатель не мог решить этот вопрос без судебного решения, с исками в суд обратился прокурор. Решение было принято, права граждан восстановлены. Работников скорой помощи не обеспечивали спецодеждой и инвентарём – также было обращение прокурора в суд, иски удовлетворены. Нередки прокурорские обращения в суд в интересах несовершеннолетних - о предоставлении жилья детям, оставшимся без попечения родителей и нуждающимся в получении жилья.
Бывает и такое, когда суд отказывает прокурору в удовлетворении иска. Его требования, как и требования любого другого истца, не могут быть принятыми безоговорочно. Суд рассматривает дело, и если не представлены документы в обоснованность тех или иных требований, то положительное решение может не состояться или быть удовлетворено лишь частично.
- Много ли в суде рассматривается так называемых экономических преступлений, участниками которых оказываются руководители, чиновники?
- Может быть, я вас удивлю, но в Лысьвенском городском суде такой категории дел нет. Это вопрос, наверное, надо задавать не мне. Мы не занимаемся расследованием дел, не устанавливаем наличие или отсутствие состава преступления – на это есть правоохранительные органы на территории Лысьвенского округа, которые должны выявлять такие факты, если они имеют место быть, в том числе хищения государственных или муниципальных средств и т.д. Будут – будем рассматривать.
Материалы встречи к печати подготовила Елена Орлова
Социальные комментарии Cackle