В июле этого года депутаты Лысьвенской думы утвердили новую концепцию муниципальной программы «Благоустройство территорий Лысьвенского городского округа» на 2015-2017 годы. Цель понятна: создание комфортной среды проживания в Лысьве. В разделах программы (подпрограммах) есть ремонт объектов благоустройства, освещение и озеленение, содержание мест захоронения. И деньги на всё это заложены приличные – почти 165 млн рублей.
Но это пока всего лишь перспективный план на бумаге. А в обычной жизни проблемы благоустройства возникают постоянно. Неслучайно в портфеле наказов у депутатов Думы они занимают львиную долю.
Поэтому в депутатской гостиной в этот раз мы решили поговорить на тему «Благоустройство и градостроительство». Почему всё-таки эти вопросы остаются в городском сообществе самыми актуальными и горячими? Депутаты Игорь ШЕВЧУК, Алексей АНАНЬИН, Владимир ПЕСТОВ считают: на то есть причины объективные и субъективные.
Сколько людей – столько мнений
- Просвещённые избиратели знают: все наказы по благоустройству проработаны и внесены в разные программы. Есть ответственные со стороны администрации за их исполнение, и два года, как нас уверяют, работа идёт согласно этим документам.
Программы есть, а число жалоб на состояние дорог, освещение не сокращается. И общей картины благо-устроенности и комфортности у жителей не складывается. Почему?
Владимир ПЕСТОВ:
- Программы расписаны не на один год. Это во-первых. Во-вторых, они выполнены с учётом комплексного подхода к решению проблем благоустройства. Например, не осветить конкретно какой-то дом, о чём просит избиратель, а осветить улицу. Она в программе такого-то года, и при вёрстке его бюджета на эти цели закладываются средства.
Игорь ШЕВЧУК:
- А их, как правило, остро не хватает. Были бы деньги, администрация бы сделала всё. Но их нет, поэтому приходится выполнять работы по благоустройству точечно.
Что такое благоустройство? Человек выходит из дома и сразу попадает в городскую среду и уровень её благоустройства – тротуары, дороги, освещение, урны, зелёная зона и т.д. Считаю, эти вопросы были, есть и будут всегда, потому что сколько людей - столько мнений. Кого-то всё устраивает, а кого-то – наоборот.
- Всё это так. Но за два с половиной года деятельности Думы и администрации какие объекты можно назвать, о которых бы говорила вся Лысьва? К примеру, площадь Цветов – крупный объект благоустройства и украшение центральной части города. Тротуары на улицах Смышляева, Гайдара, Сушина, Шмидта – безусловно, это хорошо, и люди, живущие в тех районах, довольны. Но в День города народ, идущий в парк по ямам и колдобинам тротуара на улице Мира – от ул. Садовой до парка – ругался: это же центр города! Как вообще расставляются приоритеты при выделении денег?
Алексей АНАНЬИН:
- У нас действует целевая программа по благоустройству, в которую включены наказы избирателей. Кстати, за два года по ней сделано немало. К примеру, дорога и тротуар на ул. Сушина. Там никогда не было тротуара, а район расстраивается, дети идут в школу. Тротуар там был просто необходим, и люди об этом говорили не один год. В вопросах благоустройства город потихоньку двигается, но хотелось бы этот процесс ускорить. Надо признать: администрация здесь недорабатывает. Некоторые проекты переносятся из года в год, ими никто не занимается.
Игорь ШЕВЧУК:
- Можно составить программу на три года, можно на 10 лет. Но подкрепить финансами все «хотелки» невозможно. Денег сейчас хватает на то, чтобы поддерживать в более-менее нормальном состоянии то, что имеем. Самый глобальный проект, который реализуется в Лысьве, – строительство спортивного комплекса с бассейном. На него расходуется много средств.
Владимир ПЕСТОВ:
- Деньги нужны и на выполнение программы по переселению людей из ветхого жилья. Дома для этих целей строятся. Но Лысьва – город дотационный, и мы вынуждены участвовать в тех проектах, которые дотируются из бюджетов разных уровней. Город просто не может себе позволить какой-то крупный проект. Выиграли в своё время краевой конкурс, получили деньги – появилась площадь Цветов. В прошлом году появился Театральный сквер. Сейчас большая работа проводится на проспекте Победы по его расширению. Надеюсь, лысьвенцы видят, что уже сделано на его левой стороне. Со временем это будет настоящий благоустроенный проспект.
Больше программ - больше денег
- Всё упирается только в деньги?
Алексей АНАНЬИН:
- Не только. Есть проблемы в организации и управлении. Возьмём уборку тополей. Спилить старое дерево стоит немалых денег. Поэтому убирают их медленно, избиратели жалуются. Чтобы ускорить процесс, можно привлечь специализированную организацию. Можно разработать специальную программу и по ней работать. То же самое - по наружному освещению. У нас нет нормальной программы по освещению города. Ею занимаются, но время-то уходит. Или взять урны. Разместили их вдоль ул. Мира и пр. Победы, но, считаю, сделано всё не по уму, потому что зимой пойдёт бульдозер и их снесёт.
Владимир ПЕСТОВ:
- Нехватка средств – это одно. Но хотелось бы, чтобы в администрации больше внимания уделялось участию в краевых и федеральных программах, которые сегодня есть, и есть возможность войти в них на условиях софинансирования. Активность в привлечении денег на территорию сейчас крайне важна.
Несколько слов по тополям. Мы много раз говорили на эту тему. Работу выполняют коммунальные предприятия согласно муниципальному заданию. По отчёту коммунальщиков, все тополя, включённые в этот заказ, убираются.
- В бюджете на 2014 год средств на благоустройство по сравнению с 2013 годом заложено больше. Это хорошо. Однако смотришь итоги исполнения бюджета - там часто идёт недоосвоение средств. Как это понять и как расценить? Депутаты таким вопросом озадачиваются?
Алексей АНАНЬИН:
- Конечно. И у нас такой же вопрос возникает к администрации.
Игорь ШЕВЧУК:
- Есть причины объективные и субъективные. Объективные - это действующее законодательство. Согласно ему сначала надо выделить деньги, потом составить проект, отправить его на экспертизу. Далее - конкурс, определение победителя и заключение контракта. Представляете, какая цепочка?! От начала «розыгрыша» денег до производства работ проходит несколько месяцев. Деньги получили весной, а к работам приступили осенью. Это ещё неплохой вариант. Бывает хуже.
Алексей АНАНЬИН:
- Эти вещи надо бы планировать за полгода вперёд. Но вопросы благоустройства у нас обычно всплывают весной. Бывает, стоит дорога не один год, средств на её ремонт никто не планировал, а она после зимы стала просто непроезжей. Снег вытаял, проехали, посмотрели, расчёты сделали, конкурс разыграли, а конечный результат - ремонт только к осени получили.
На Западе, насколько мне известно, ситуация другая. Там поставщик-подрядчик определяется лет на десять и более, и он отвечает за все участки вверенных ему дорог. У нас схемы долгосрочных контрактов не работают. В бытность Думы городского поселения, депутатом которой я был, мы пытались эту схему внедрить. Разыграли 9 млн рублей на содержание дорог на три года – по 3 млн в год. Но сейчас экономическая и политическая ситуации сложные, и подобная схема не работает.
Игорь ШЕВЧУК:
- В настоящий момент это и невозможно: сегодня цена за доллар одна, завтра другая. Сегодня тонна асфальта стоит столько, завтра цена выросла. Попробуй уложись в запланированные средства. Подрядчикам получаются невыгодны долгосрочные подряды.
- Это причины объективные. А в чём субъективные?
Алексей АНАНЬИН:
- Практика показывает: в нерасторопности отдельных чиновников и в недостаточном контроле за прохождением разного рода бумаг. Это добавляет «масла» в бюрократический котёл. Чуть контроль ослаб - и исполнение застопорилось.
- За два с половиной года как часто депутаты на пленарных заседаниях, в комитетах и комиссиях обсуждали вопросы благоустройства?
Игорь ШЕВЧУК:
- В повестке дня в разделе «разное» они поднимаются практически на каждом заседании. Портфель наказов депутатов в основном состоит из таких вопросов, и при встречах люди чаще всего ставят проблемы именно такого плана. Конечно, депутаты отслеживают, как выполняются планы благоустройства и освещения и в целом по городу, и в своих округах.
Обиженных быть не должно
- В целом как бы вы оценили работу администрации в данном направлении?
Алексей АНАНЬИН:
- Город стал чище. Центральные улицы уже выглядят нормально. Косарей по городу ходит больше. Но чтобы дойти до каждого пустыря, надо технику приобретать, потому что производительность у неё гораздо выше, чем у человека с косой. Но вопрос опять упирается в финансовые возможности.
Владимир ПЕСТОВ:
- В целом, считаю, администрация работает нормально. Мы ей все наказы отдали, и она их «профильтровала». Программы в целом выполняются. Другое дело - то, что делается, не так явно бросается в глаза всем горожанам. Но когда речь идёт о благоустройстве, всегда будут недовольные. Понимаете, у нас есть наказы, которые практически невозможно исполнить. Допустим, есть просьба избирателей сделать благоустроенную площадку на таком-то участке. Но оказывается, выполнить наказ нельзя, потому что там проходят сети или эта земля уже отмежёвана.
Игорь ШЕВЧУК:
- Насколько мне известно, в администрации принято решение в вопросах благо-устройства работать пропорционально. К примеру, одну дорогу привели в порядок в центральной части города, другую - на окраине. Сделали ул. Смышляева - уложили в асфальт ул. Сушина. Обиженных быть не должно.
Алексей АНАНЬИН:
- Они все равно есть, потому что кто где живёт, тот и видит изменения. Сегодня жители улицы Сушина очень довольны, а жители Октябрьского недовольны, потому что за их дороги ещё не брались. Но на все объекты реально не разорваться. Если на одну окраину деньги выделили, то на другую их уже не хватило.
Игорь ШЕВЧУК:
- Знаете, на сегодняшний момент главная проблема даже не в благоустройстве. Худо-бедно эти работы выполняются. Депутаты более обеспокоены энергообеспечением в предстоящий отопительный сезон. У ООО «Теплоэнергоремонт» долгов - выше крыши. Кстати, и в вопросах благоустройства к нему есть претензии - он не восстанавливает за собой раскопки. Этим приходится заниматься управлению ЖКХ.
Владимир ПЕСТОВ:
- Если работа плановая и раскопки плановые, то в смете заложены средства на восстановление. В наших случаях часто ситуация бывает другой. Сети муниципальные, ответственность за их ремонт лежит на собственнике. А они изношены процентов на 80, и глобальных вложений в эту инфраструктуру нет. Поэтому восстанавливать раскопки «Теплоэнергоремонту» приходится за счёт бюджета. А таких денег в казне просто нет. Это, действительно, проблема большая, и она намного глубже, чем может показаться на первый взгляд.
Алексей АНАНЬИН:
- Есть ещё один вопрос, касающийся системы контроля и наказания за раскопки на улицах города. Мы поднимали вопрос о том, что в администрации должна быть группа, которая бы следила за этим, составляла акты, на основании которых виновные, кто не приводит территорию после раскопок в порядок, несли бы заслуженное наказание. Получается, все грехи приходится брать на себя администрации. У нас это повально: раскопают, а убрать за собой не спешат, потому что никто за это не наказывает.
Мы задавали вопрос администрации. В ответ: нет людей, в структуре не предусмотрено.
- А управление ЖКХ? Там же много сотрудников...
Игорь Шевчук:
- Мне часто приходится бывать у них по долгу службы. Они там погрязли в бумагах. Специалист по благоустройству говорит: вот вчера ответил на 20 писем, сегодня мне по срокам надо ответить ещё на 15. Изо дня в день сплошные вопросы и ответы...
Вспомните, что у нас творилось на улице Мира. Зимой раскопали – сделали. Через неделю опять раскопали – переделали. Весной восстановили, летом ещё раз восстановили. Сейчас осень, опять восстанавливать нужно. Недосмотрели?
- Уважаемые депутаты, кто виноват и что делать?
Алексей АНАНЬИН:
- Недоработка администрации. Когда мы на ремонт дороги на улице Мира выделяли деньги, депутаты вопрос задавали: мол, асфальт положим, а под ним старые водопроводные сети. Нас уверили: мы их будем ремонтировать. В итоге никто их не поменял, а улицу заасфальтировали. Спрашиваем главу: почему сети не поменяли? В ответ: мол, посмотрели, сети в нормальном состоянии. Зимой эти «нормальные сети» показали, какие они на самом деле. Для чего мы вбухали в это дело деньги, я до сих пор не понимаю.
Игорь Шевчук:
- Глава понимал, что ул. Мира – центральная, на ней проходят городские мероприятия, праздники. Поэтому и принял такое решение.
С дворами не всё так просто...
- В этом году впервые, не дожидаясь краевой программы, думцы выделили деньги на приведение в порядок придомовых территорий на условиях софинансирования с собственниками. В девяти дворах уже идут работы. На ваш взгляд, какова перспектива этой муниципальной программы в следующем году? Вёрстка бюджетов следующего года проходит в очень сложных экономических условиях.
Алексей АНАНЬИН:
- Депутатский корпус только «за». Однако надо смотреть и на то, что происходит в крае. Понимаете, бывают какие ситуации. В крае запускают программы, мы в них входим, а в начале первого квартала выясняется, что денег нет, программы свёртываются. И нам приходится бюджет перекраивать. Запланировать что-то на перспективу весьма сложно.
Игорь ШЕВЧУК:
- Относительно увеличения суммы на благоустройство дворов при принятии бюджета.Всё зависит от того, что покажет практика этого года. Дело в том, что среди собственников МКД нет единства. В одном подъезде говорят: надо вкладываться и делать, в другом заявляют: мол, нам не надо, платить не будем. Пример - дом № 28 на улице Кузьмина. Вошли в программу, а потом жильцы пошли на попятную: мол, дорого. То же самое на улице Металлистов, 21-а. На собрании проголосовали «за», но вдруг одной женщине всё это не понравилось. Начала ходить по квартирам, агитировать: дескать, обманывают. В итоге снова собирается собрание, которое всё-таки решило: будем приводить в порядок дворовую территорию.
Владимир ПЕСТОВ:
- Программу обязательно поддержим и будем выделять на неё деньги. Но надо посмотреть, что у нас получится в этом году.
Алексей АНАНЬИН:
- Действительно, это первый опыт. Что он покажет - так и действовать будем дальше. В вопросах благоустройства по-прежнему очень важным и злободневным остаётся культура горожан. Как объяснить ситуацию, когда водитель выбрасывает в окно машины окурок или пустую пачку от сигарет? Люди возмущаются: мол, в городе много мусора. Но процентов на пятьдесят гадят сами. Могут выбросить пакет с мусором в урну, хотя до контейнера дойти - пара шагов. Рядом урна, а фантик от конфет бросят всё равно на тротуар...
- Тема культуры поведения на улице – особая. Наша газета постоянно об этом пишет. Увы, у многих, наверное, на генном уровне заложено это бескультурье и цинизм по отношению к окружающим. Но есть службы, которые следят за чистотой и порядком на наших улицах...
Игорь ШЕВЧУК:
- Они есть. Посмотрите: на комбинат благоустройства денег выделяем всё больше и больше. И он работает. Но если бы 10 человек не выкинули окурки и мусор в неположенном месте, комбинат бы не содержал такое количество уборщиков, и они занимались бы более полезным делом - тем же благоустройством тротуаров.
- Деньги на благоустройство выделяются, и с каждым годом суммы увеличиваются. На ваш взгляд: эффективно ли они используются?
Алексей АНАНЬИН:
- Процентов на 15-20 эффективность их освоения повысить можно.
Игорь ШЕВЧУК:
- Много бумажной волокиты. Вместо конкретного дела на это теряется немало усилий и времени чиновников. Увы, таковы сегодня законы.
Корни споров – в земле
- Несколько слов о градостроительной политике в городе. Дума утвердила новый генплан развития города. Как часто после его принятия вам приходится на комитетах и в комиссиях рассматривать тему, связанную с градостроительством? Или сегодня все принципиальные вопросы сняты?
Алексей АНАНЬИН:
- На Думе периодически возникают и вопросы градостроительства, особенно по окраинам города. Самым шумным был вопрос о незаконном выделении земельных участков под строительство на Катаевом Угоре. Вы об этом тоже писали.
Все вопросы градостроительства связаны с земельными делами. Таких случаев, как возведение торгового здания на пересечении улиц Смышляева и Металлистов, пока не наблюдается. Но есть такое явление, как стремление пригородить себе пару метров земли. По большому счёту, проблема в том, что у нас нет полного учёта земельных участков. Их немало и в центе, и на окраинах, где найти хозяев не могут. Работа идёт, но крайне медленно.
Игорь ШЕВЧУК:
- Возьмём застройку в Заболотной. Лет 20 назад там были выделены участки под ИЖС. Большие территории. Кто-то их оформил, кто-то нет. Участки пустующие, найти тех, кому они выделены, непросто. В результате - здесь дома, потом поле, потом снова дома. Как в этом случае решать вопросы инфраструктуры? В общем, споров по земельным делам много.
Владимир ПЕСТОВ:
- Ещё момент. Немало было разговоров о том, чтобы выработать какое-то общее направление в застройке хотя бы основных улиц города. Однако сделать это крайне сложно, ибо этого не позволяет российское законодательство. Возьмите недавний пример с пермскими предпринимателями. Администрация в интересах соблюдения архитектурного стиля пыталась регламентировать установки павильонов по единым правилам. Проиграла в суде.
Алексей АНАНЬИН:
- Сейчас есть генплан, который всё-таки навёл порядок в вопросах выделения участков. Но «самоволки» остались. Вот свежий пример: поставил товарищ киоск на улице Чапаева. Сколько по этому поводу шумели жильцы, письма писали, в том числе и в Думу. Сейчас, вроде, хозяин сам согласился его убрать. Чтобы искоренить подобное, считаю, необходим всё-таки жёсткий контроль со стороны соответствующих служб администрации.