Вот и нашему поколению, нашим детям и внукам довелось слушать военные сводки. Когда-то о войне мы узнавали от родителей, читали в книгах, смотрели кинофильмы. А сегодня война идёт в Украине... Донбасс для меня и моей семьи – вторая родина. Здесь прошли 20 лет жизни. Иногда в кругу друзей шучу: «20 лет в южной ссылке были самыми лучшими». Да это и понятно: когда тебе 25 и все дороги перед тобой открыты – жизнь прекрасна!
Дружковка трудовая, Дружковка героическая
...Середина 80-х годов прошлого века. На Дружковском машиностроительном заводе им. 50-летия Советской Украины вводятся в строй сразу несколько цехов. Это было продиктовано наращиванием темпов технического перевооружения угольной промышленности. Завод серийно выпускал породопогрузочные машины, стрелочные переводы, органные стойки и гидравлические крепы. 58 моделей машин и механизмов соответствовали лучшим мировым образцам, одиннадцати был присвоен Государственный знак качества СССР.
На международной специализированной выставке «Оборудование, машины, приборы и средства автоматизации для угольной промышленности», которая проходила в Донецке в 1975 году, крепы М-87 Дружковского машзавода признали лучшими в стране. Чтобы выпускать эту продукцию, нужны были специалисты высокого класса – фрезеровщики, токари, термисты, токари-карусельщики, сверловщики. Они приезжали на завод со всей страны.
Из Лысьвы прибыло более 30 молодых семей. Условия были заманчивы - благоустроенная квартира в течение нескольких месяцев и хороший заработок. Правда, было небольшое «но»: заключив договор на квартиру, требовалось отработать на заводе не менее трёх лет. Но после отработки, пожив в таком благодатном крае, многие не спешили уезжать. Дружковка с её чистыми, ухоженными улицами, красивыми домами, фруктовыми садами и виноградниками стала нам родной.
Мы жили, радовались встречам с друзьями, родственниками, воспитывали детей на подвигах молодогвардейца Олега Кошевого, писателя-фронтови-ка Аркадия Гайдара, разведчика Николая Кузнецова – все они погибли за Родину на Украине...
Многие лысьвенцы бывали в городе-герое Новороссийске, любовались памятником Неизвестному матросу, застывшему в бронзе на берегу Цемесской бухты. Немногие знают, что прообразом для него был Владимир Кайда. О подвигах бывшего токаря Дружковского машзавода ходили легенды. Пулемётчик, автоматчик, разведчик, он прославил себя в боях за Кавказ, Новороссийск, Одессу, Киев, Запорожье...
Моё знакомство с отважным моряком состоялось в мае 1975 года. Он стремительно вошёл в редакцию местной газеты и высыпал на стол… гильзы от патронов: «Это вам привет с Малой Земли - насобирал в окопах, где воевал». Владимир Кайда встречался с боевыми товарищами и Л.И. Брежневым в год, когда генсек вручал Новороссийску «Золотую Звезду» города-героя.
Красной строкой в историю Великой Отечественной вписана операция подводной лодки К-21. 8 августа 1942 года экипаж торпедировал хвалёный гитлеровцами линкор «Тирпиц». За эту дерзкую атаку правительственные награды получили многие члены экипажа К-21. Среди них - дружковцы: сигнальщик Г.Ф. Ашурков и трюмный машинист А.П. Лазаренко.
При освобождении польского города Коло от немецко-фашистских захватчиков парень из Дружковки Николай Носуля повторил подвиг Александра Матросова. Тяжело раненный комсорг роты Носуля грудью упал на амбразуру вражеского дзота. Он погиб, но за те минуты, пока молчал пулемёт, его товарищи смогли прорвать оборону фашистов. Было это 25 января 1945 года.
Как и в Краснодоне (Луганская область), в Дружковке во время войны действовала молодёжная подпольная организация «Ленинская искра». Фашисты оккупировали город 22 октября 1941 года, а буквально на другой день на его улицах появились листовки со сводками Совинформбюро. Подпольная организация прекратила свою деятельность в феврале 1942 года по доносу предателя. 28 февраля подпольщиков расстреляли. Сейчас в Дружковке есть улица «Ленинской искры», это имя носят городской парк и детский лагерь.
О подвигах дружковцев можно рассказывать много. Тогда вся страна встала на защиту Отечества.
Предателями были единицы
Два года Дружковка жила в оккупации. Но жители города не склонили головы перед захватчиками. С оружием в руках они сражались на фронтах, в партизанских отрядах. И только единицы запятнали себя сотрудничеством с фашистами. Никогда не забуду встречу с художником А.Я. Бондарем. Этот высокий, сухощавый пожилой человек всегда ходил по городу с низко опущенной головой. Чем и заинтересовал меня.
На открытие выставки самодеятельных художников по заданию редакции я пошла с удовольствием. Но получила предупреждение главного редактора Бориса Васильевича Хулапа: «О Бондаре много не писать, обойдитесь одной фразой». И вот «тайна» об этом человеке стала мне известна. Оказывается, по приказу коменданта города художник нарисовал Сталина в рваной одежде, в грязи, в лаптях, с нищенской сумой за плечами и кружащим над головой вороньём. И только на самом дальнем плане - небольшая полоска золотистой пшеницы и чуть пробивающиеся лучи восходящего солнца. Вот эта полоска и лучики солнца были «оценены» советским правосудием... сроком на пять лет. Не будь их, художник провел бы в ГУЛАГе все 25...
Надо ли говорить, с каким чувством я шла на открытие экспозиции?! Мне почему-то стыдно было смотреть в глаза старому художнику, встречать его взгляд. Никому не известно, при каких обстоятельствах была создана эта картина. Но этот поступок перечеркнул жизнь талантливого человека.
Были у меня знакомства и с другими людьми, которые в годы оккупации сотрудничали с фашистами. Все они говорили, что искупили свою вину, отсидев в тюрьмах по 15-20 лет. Ярко в памяти их образы не сохранились. А вот Бондаря, его картины помню...
В свидетельстве о рождении сына – Дружковка, Донецкая область
Приведу ещё один факт. В сентябре 1941-го оборудование Дружковского машзавода, главные специалисты и высококвалифицированные рабочие прибыли к нам, в Пермскую область, в Александровск. Видите, как тесно переплетены наши судьбы?
Массовый отъезд русских из Украины начался после 24 августа 1992 года - после провозглашения республики самостийной. Отношение местного населения к нам, приезжим, резко изменилось. Нередко можно было услышать: “Понаехали, позанимали наши квартиры. Смазывайте свои пятки нашим салом и драпайте в свою Москву!..”. Но таких людей были единицы. Вот они и их дети впоследствии и взрастили Майдан. А предпосылки к Майдану начались гораздо раньше. В конце 80-х-начале 90-х годов прошлого века в почтовых ящиках частенько можно было обнаружить листовки, восхвалявшие С. Бандеру, его сподвижников, украинский трезубец. Все экстремистские листовки заканчивались словами «Слава Украине!». Такую листовку могли вложить в сумку в магазине, на остановке общественного транспорта или просто сунуть в руки. Но разве мы могли тогда подумать, к чему всё это приведёт!
Не верю, что сегодняшние дружковцы приняли власть, которая из Киева раздаёт приказы расстреливать свой народ, детей, уничтожать жилые дома, школы, больницы.
Болит сердце за Людмилу и Николая Шкляр, Татьяну и Александра Тимошенко, Инну и Виктора Загумённовых – друзей, оставшихся в Донбассе.
Каждый день, с надеждой включая радио, телевизор, жду хороших новостей из Донбасса. Но сердце сжимает боль. Слышу страшные вести о том, что гибнут люди, разрушаются города Славянск, Краматорск, Горловка, Дебальцево, Иловайск, Авдеевка... Почему в сводках не звучит Дружковка? Какая роль отведена этому городку? Из неофициальных источников знаю - в Дружковке находятся представители Международного Красного Креста...
Пишу эти строки, а с экрана телевизора транслируют выступление президента Украины П. Порошенко: «Геноцид в нашей стране не пройдёт, мы стали сильными, умными…». Действительно «умные». Убивать свой народ, морить его голодом, лишить самого элементарного – воды, тепла, электричества. На это много ума не надо, просто нужно забыть о совести.
Год Майдану Киев отметил как день рождения. Донбасс и мы вместе с ним – как чёрную годовщину. Когда же ты, Украина, очнёшься от чёрного сна?
...А в свидетельствах о рождении моих сына и старшей внучки стоит: г. Дружковка, Донецкая область. Как же болит сердце за тебя, Донбас!
Ангелина Веретенникова, член Союза журналистов России
Социальные комментарии Cackle