35 лет назад, 22 февраля 1980 года, в одной из комнат только что построенного в Лысьве здания автоматической телефонной станции открылась первая экспозиция музея связи. Уникального, единственного на Урале музея, сделавшего Лысьву известной далеко за пределами области. Свердловская киностудия сняла о нём сюжет, который прошёл в кинопрокате всего Советского Союза.
Учителем стал Сибиряков
Инициатором и создателем музея, его директором и экскурсоводом стал художник-оформитель Лысьвенского узла связи Сергей Васильевич Голышев (на снимке). Некоторый опыт организации музея у него был. В конце 50-х годов прошлого века он помогал Михаилу Андреевичу Сибирякову разбирать и систематизировать документы и экспонаты будущего музея ЛМЗ, затем оформлял его первую экспозицию. Голышев считал М.А. Сибирякова своим учителем.
А начинался музей в 1977 году. К 60-летию Октября начальник узла связи В.И. Куликов поручил Голышеву оформить иллюминацией административное здание. У Сергея Васильевича возникла идея организовать к юбилею в красном уголке выставку телефонных аппаратов «Связь за 60 лет советской власти». Потом появилась новая идея – создать музей.
Был у Голышева старый знакомый - наставник по шахматному судейству Николай Андреевич Каракулов. С 1924 года он работал почтальоном-уборщиком в одном из сельских отделений связи. Ездил по окрестным деревням на почтовой лошадке с колокольчиком и наганом системы Смита-Вессона.
Однажды Николай Андреевич пришёл к Голышеву с большим кожаным портфелем и достал кипу документов. Среди них были бланки дореволюционной России с перечёркнутым двуглавым орлом, на которых, скорее всего, из-за дефицита бумаги, от руки было написано название лысьвенского почтового ведомства.
«Это материалы будущего музея!»
Рассказывая о своей работе, Каракулов попутно упомянул, что в 1920-х годах в конторе связи работала почтальоном Наталья Гансовна Оххо, которая проживает сейчас в доме престарелых. Уже через два дня Сергей Васильевич слушал рассказ 92-летней женщины о давно минувших днях и разбирал её архив.
В 1920 году Наталья Гансовна с двумя детьми приехала из голодного Петрограда к тётке - известной в Лысьве акушерке Анне Матвеевне Оххо. Работая почтальоном, она активно занималась оборонной работой в Осоавиахиме, была чемпионкой района по стрельбе из мелкокалиберной винтовки. Об этом свидетельствует почётная грамота 1927 года, переданная в музей.
Однажды она встретила на улице двух мальчишек-беспризорников и взяла их на воспитание. Затем - трёх девочек из переполненного детдома. Всех поставила на ноги. Сыновья её погибли на фронте. Отдала Наталья Гансовна Голышеву для будущего музея бесценные документы. Это были фотографии, грамоты, письма, похоронная на 20-летнего приёмного сына Роланда Мяги, выпускника школы № 3. В мае 1983 года, несмотря на свои 95 лет, Наталья Гансовна побывала в Лысьве. А прожила она без малого 100 лет.
...В один из дней положил Сергей Васильевич на стол перед начальником узла связи стопку документов. Тот, просмотрев их внимательно, поинтересовался:
- А что это?
- Это материалы будущего музея связи, - ответил Голышев.
За знакомство с Тухачевским – на Урал
По замыслу Сергея Васильевича, музей должен был отражать не только историю почтовой связи, но и развитие электросвязи: телеграфной, телефонной, радио. Появились у него и добровольные помощники: комсорг узла связи Ирина Рогуля, бывший монтёр Виктор Белоногов, инженер эксплуатационно-технического узла связи Владислав Ковин. Они объехали не одну деревню в окрестностях Лысьвы и Берёзовки, отыскивая на чердаках, в чуланах то конскую упряжь, то старинные фонарь или керосиновую лампу. А ещё - телефонный аппарат начала века, весы, литой рукомойник, кожаный баул, в котором некогда ямщики возили почту. Всё это вошло в экспозицию музея.
Колоссальную работу проводил С.В. Голышев по поиску сведений о связистах Лысьвы 30-40-х годов. Директор народного музея Н.С. Столяров, работавший до войны механиком телеграфа, рассказал ему, что в 1937 году инженером телеграфа был Фёдор Макарович Адамов. Он ходил на работу в гимнастёрке высшего командного состава, на которой были видны следы вмятин от трёх ромбов на петлицах. Три ромба соответствовали воинскому званию комкора.
На запрос об этом человеке Голышев получил ответ из Центрального архива Красной армии. Оказалось, что Адамов был крупным специалистом в области связи, преподавателем Московской академии связи им. Подбельского. Воинского звания его лишили осенью 1937 года за личное знакомство с «врагом народа» Тухачевским и отправили в ссылку на Урал.
В 1941 году Фёдор Макарович ушёл добровольцем батальона связи на фронт, дослужился до звания подполковника, а в 1943-м был отозван с фронта на преподавательскую работу. Сообщили из архива и адрес Адамова, но адресата в живых уже не было. Дочь Адамова - Эра Фёдоровна - в письме Голышеву рассказала, что её отец был награждён орденом Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, прислала его документы и фотографии. С одной из них Сергей Васильевич написал картину «Арест комкора», ставшую экспонатом музея.
Образок от императрицы
Интересную историю разузнал Голышев о Гурьяне Лаврентьевиче Оборине, сельском почтальоне, служившем в 1935-1960 годы. Солдат Первой мировой Гурьян Оборин, раненный весной 1915 года под Ригой, лечился в госпитале, который посетила императрица Александра Фёдоровна. Из её рук боец Оборин принял подарки - образок Божией Матери и фото царской семьи. Хранил Гурьян эти реликвии всю жизнь, и они тоже стали экспонатами музея связи.
Узнал Сергей Васильевич и о том, что в 1927 году, когда у лысьвенцев появилась возможность слушать радио через наушники, первый, кому их вручили, был Пётр Алексеевич Козлов, рабочий завода, партизан Гражданской войны. Так в экспозиции музея появилась картина Голышева «Голос Москвы».
Всех, кто знал Сергея Васильевича, поражали его неистощимая энергия, пытливость мысли, разнообразие интересов и увлечений. К примеру, он умело писал исторические очерки. Один из них - об интернациональном батальоне венгров, оборонявшем станцию Кын, - был опубликован в венгерской газете, а рукопись приобрёл музей рабочего движения Венгрии.
Душа художника живёт...
Картины Голышева экспонировались на городских и областных выставках, а портрет краеведа А.А. Карякина был отмечен на Всесоюзной выставке в Москве. А что уж говорить о золотых руках Сергея Васильевича! Когда экспонатам его музея стало тесно в красном уголке, он, используя подручные материалы, с помощью добровольных помощников превратил 100 метров чердака в пять музейных отделов: исторический, почтовый, радио и телеграфа, отдел подарков.
Не только создателем музея был Сергей Голышев, но и его пропагандистом. Статьи о музее печатались в журналах «Вестник связи», «Радио», «Советский музей» и других. Благодаря этим публикациям появились последователи Голышева: открылись музеи связи в городах Ипатово на Ставрополье и Белая Церковь на Украине. А в Лысьве к 10-летию музея посещаемость его достигла 2500 человек в год, книга отзывов состояла из нескольких томов.
В 1997 году Сергей Васильевич Голышев ушёл из жизни после хирургической операции. Было ему 70 лет. Вскоре для музея настали нелёгкие времена: отключили отопление, начала протекать крыша, на стенах появилась плесень. Пожарные опечатали вход в музей. Уникальное детище Голышева оказалось на грани гибели. К счастью, этого не случилось. В сентябре 2010 года декораторы и столяры муниципального театра драмы им. А. Савина под руководством художника Ольги Вологиной за две недели воскресили музей в одном из помещений ТУЭСа. В трёх его залах нашлось место и экспонатам Голышева, и средствам современной связи.
Музей живёт, встречая свой 35-летний юбилей. А вместе с ним живёт и память о замечательном человеке, лауреате муниципальной премии имени А.В. Зануцци Сергее Васильевиче Голышеве.
Фаина Треногина, работница узла связи 1970-80 годов
Социальные комментарии Cackle