Закрытие поликлиники на ул. Революции, 34, сокращение медицинских кадров и маршрутизация пациентов. Эти и другие проблемы обсуждали с министром здравоохранения Пермского края Анастасией Крутень депутаты городской Думы и члены общественного совета при главе округа.
Из края – в федерацию и обратно.
Напомню: министр посетила Лысьву на прошлой неделе по приглашению главы округа Виталия Шувалова. Открывая встречу, он заметил: в последнее время от лысьвенцев поступает много нареканий на качество медицинских услуг. Связано это с реформами, которые происходят в здравоохранении и которые людям не всегда понятны.
Анастасия Владимировна подчеркнула: о реформировании отрасли речи не идёт. А вот изменения в её финансировании действительно произошли. Они коснулись как Фонда обязательного медицинского страхования, так и системы расчётов с лечебными учреждениями.
Раньше бюджет Фонда ОМС формировался в каждом регионе самостоятельно. Его наполнение зависело от финансового благополучия территории, т.е. от количества налогов, поступающих в бюджет. Сегодня все средства на лечение пациентов аккумулируются в Федерации, а регионы отчисляют обязательный платёж за неработающее население. Он рассчитывается по определённой формуле и для каждой территории индивидуален. Затем Федерация добавляет к перечисленным средствам свои 50% и направляет деньги в территориальные Фонды ОМС.
- В 2015 году общий бюджет Фонда Пермского края составил 25 миллиардов, - уточнила Анастасия Крутень. - Как распределяются эти средства? Раньше поликлиникам оплачивалось количество посещений, а больницам – койко-дни. Сейчас оплата работы поликлиник зависит от подушевого норматива и объёма оказанных услуг. Диспансеризации и профосмотры финансируются сверх норматива, и потому поликлиникам важно научиться зарабатывать деньги. В стационарах совсем иная ситуация: там оплата будет происходить с учётом клинико-статистических групп, в которые объединены разные заболевания. Если раньше хирургия в Перми и Лысьве оплачивалась одинаково, то сейчас стоимость мед-услуги зависит от того, какую помощь оказали врачи пациенту. Если удалили бородавку, то больница получит, условно говоря, три копейки, а если сделали серьёзную реконструктивную операцию – то и до ста тысяч.
По словам министра, новая система расчётов ещё только отрабатывается. В первые месяцы этого года трудно было спро-гнозировать бюджеты каждого учреждения. Но сегодня предварительные данные уже имеются. Согласно им денежное обеспечение городской больницы и взрослой поликлиники Лысьвы должно уменьшиться на 18 и 10 процентов соответственно. Но министр заверила:
- Ни при каких условиях мы не допустим снижения финансирования лечебных учреждений больше, чем на 10%. Понимаем: за этим стоят персонал и в конечном итоге пациенты. Сейчас мы проанализируем, какие финансовые перекосы произошли, и постараемся ликвидировать их с помощью разных добавочных коэффициентов.
В Чусовой – экстренные, в Лысьву - плановые.
Что касается горбольницы, то Анастасия Владимировна сообщила: решение о повышении её статуса принято. С введением всех изменений лысьвенская больница оказалась учреждением первого уровня помощи и получить второй – более высокий и более оплачиваемый - сможет при одном условии: если на её базе будет открыт межмуниципальный медцентр. И такой центр будет функционировать по профилю кардиология и неврология.
- Я внимательно прочитала корреспонденцию в газете, где был описан случай гибели пациента, и по-другому посмотрела на эту ситуацию. Подумала: почему мы не используем лысьвенские площади общего профиля кардиологии и неврологии? Проблема в чусовском первичном сосудистом отделении – в недостатке площадей. Здание 1970-х годов постройки, которое нам к тому же пришлось реконструировать в соответствии с жёсткими требованиями, предъявляемыми к учреждениям такого уровня. Сейчас в ПСО нет площадей для общей неврологии и кардиологии, все места ориентированы на острую сосудистую патологию. Как бы нам ни хотелось закрыть на это глаза, мы видим: люди лежат в коридорах. И поэтому приняли решение о дополнительных объёмах помощи плановым больным. Будем использовать площади лысьвенской больницы, тем более, что здание здесь в хорошем состоянии. Это позиция Министерства по дальнейшему развитию в Лысьве маршрутизации. В Чусовой будут транспортировать экстренных пациентов, в Лысьву – плановых.
На теме маршрутизации министр остановилась более подробно. Она обратила внимание: данная система - общероссийская и мировая тенденция. Концепция здравоохранения изменилась в целом. В связи с развитием высоких технологий медицина шагнула далеко вперёд. Сегодня, к примеру, полностью поддаются лечению четыре вида рака, оперируются пациенты с диагнозом геморрагический инсульт.
- Однако вся высокотехнологичная помощь очень дорогостояща, - заметила министр. - К примеру, обслуживание 40 единиц техники стоит порядка 200 миллионов в год. А без этой техники нельзя вовремя поставить диагноз и качественно пролечить пациента. Государство изменило свой взгляд на здравоохранение. Для него теперь неважно, сколько коек. Сегодня речь идёт о пролеченных пациентах. На совете по здравоохранению президент Владимир Путин высказал пожелание: за год увеличить на территориях высокотехнологичную помощь в полтора раза. И если полтора года назад у нас только одно учреждение имело лицензию по высоким технологиям, то к концу прошлого года их было уже десять. Но необходимо понимать: стоимость лечения в таких центрах - от 100 тысяч рублей за одного пациента. Этого пациента нужно найти и правильно маршрутизировать. Организовать высокотехнологичную помощь в каждом муниципалитете невозможно, в первую очередь - по финансовой причине.
Сохранишь одно, откажешься от другого.
Вопрос о судьбе поликлиники на ул. Революции, 34 вызвал самое бурное обсуждение. Министр поделилась: она была в этом здании полтора года назад и видела, что оно находится в плачевном состоянии.
- У меня была мысль, что его надо ремонтировать. Но на сегодняшний день объём средств, которые выделяются на ремон-ты, сократился в три раза. Поэтому мы вынуждены расставлять приоритеты. Если бы здание на ул. Революции, 34 было единственным в городе - тогда понятно. Но у вас есть поликлиники на пр. Победы и ул. Мира.
Они размещены в транспортной и пешей доступности для пациентов. Кроме того, часть здания на ул. Революции, 34 находится в неплохом состоянии, и его можно использовать. Нужно понимать, что те средства, которые выделяются на пациента, должны расходоваться по назначению. Это даже не краевые - это федеральные деньги. В любом случае решение этого вопроса остаётся за главным врачом учреждения и общественностью. Но я призываю к рачительному использованию государственных средств, особенно в нынешних экономических условиях.
Почётный житель города, член общественного совета при главе округа Александр Клементьев с позицией министерства по данному вопросу не согласился:
- Пусть здание ветхое и мы понимаем, что нет денег на ремонт, но его нужно сохранить!
- Тогда давайте вместе сходим туда и посмотрим, - предложила министр. - И если вы мне скажете, что хотите лечиться в разрушающемся здании, - лечитесь! Но поймите: прежде чем что-то сохранить, надо понимать, от чего вы откажетесь. Вот главврач мне пишет: в здании на ул. Мира - 150 метров пустующих площадей, на пр. Победы - 300 метров. Их же нужно отапливать, освещать и т.д. Если мы решаем, что тратим деньги на это, а не на медикаменты, не на пациентов, – пожалуйста!
Главврач поликлиники Ольга Федина пояснила: если ветхий корпус не будет использоваться, то в его пристрое останутся отделение хирургии и дневной стационар. Но для этого необходимо оборудовать отдельный вход в здание, пожарную лестницу и отсечь коммуникации. Министр заметила: сумма на это потребуется небольшая, нужно составить смету и посчитать расходы.
Исполнительный директор клуба работодателей «Бизнес-контакт» Олег Ананьин обратил внимание на другую сторону этой проблемы: сокращение персонала. Первоначально озвучивалась цифра в 45 человек.
- По кадрам мы с главврачом всё проговорили, - уточнила министр. - Сегодня речь идёт лишь о 18 медицинских работниках. Понятно, что все волнения среди населения провоцируются самим персоналом. Но мы не должны интересы нескольких человек ставить превыше системы, качества медпомощи и интересов населения.
Выслушав все мнения, Анастасия Крутень попросила главу Лысьвы создать координационный совет по здравоохранению, который и будет решать судьбу здания.
Бесплатно – два талона, а платно – целый день.
Депутаты подняли и другие проблемы лысьвенской медицины: недостаток кадров, очереди в поликлиниках. Говорили о том, что невозможно записаться к врачу, потому что электронная регистратура часто не работает. А чтобы попасть на приём к узкому специалисту - нужно ждать три недели.
Зампредседателя Думы Александр Смирнов поделился: прежде чем прийти на встречу с министром, он зашёл в поликлинику и постоял в очереди 15 минут. За это время услышал мнения обо всех «болячках» системы. Пациенты ему сразу сказали: мол, зачем вам тут стоять, лучше идите к этому же специалисту платно.
Председатель Думы Виктор Комаренко подтвердил: один и тот же врач, узкий специалист, принимает в разных поликлиниках. Только в государственной у него два талона на весь день, а через дорогу, в платной, – всё свободно!
- Люди так и говорят: бесплатной медицины не стало! – подчеркнул Виктор Алексеевич.
Очереди в поликлиниках министра очень удивили.
- У вас что, в коридорах сидят?! – не поверила она.
- Сидят и стоят! - подтвердили депутаты.
На что министр велела записать в протокол: провести анализ доступности медицинской помощи и принять меры.
- В Перми уже давно такого нет, - заверила Анастасия Владимировна. - Люди записываются и приходят на приём к определённому времени. Необходимо провести анализ, как у вас осуществляется запись. Больные не должны стоять и сидеть в коридорах! В соответствии с Гражданским кодексом медицинская услуга предоставляется в плановое время, согласованное с пациентом. Что касается записи к врачу, то на сегодняшний день существует пять её способов. Это единая регистратура, где работают 30 операторов. Да, там могут быть сбои, - заметила при этом министр. - Но кроме этого, можно записаться по телефонам лечебных заведений, через Интернет, при личном посещении поликлиники и, наконец, прямо в кабинете врача. Что касается узких специалистов, то проблемы здесь не в записи, а в том, что спрос превышает предложение. Иногда пациенту может помочь участковый, а иногда ему действительно необходима консультация врача узкого профиля. Поэтому, чтобы отсеять потоки, запись ведётся через терапевта. Три недели ожидания – это, конечно, сверх! Но когда нет возможности записать пациента в 14-дневный срок, его ставят в очередь. Когда она подходит, ему должны позвонить из регистратуры и пригласить на приём.
Инфекционное отделение: капремонт или реконструкция?
Депутат Лысьвенской думы Андрей Кобелев поинтересовался судьбой инфекционного отделения. Здание бывшего детского отделения в больничном городке на Жарова, где планировали разместить инфекционку, до сих пор пустует. Ремонт приостановлен и когда возобновится, неизвестно.
Министр пояснила: решили капитально отремонтировать это здание, подготовили проект и выделили средства на госэкспертизу. Но эксперты вынесли свой вердикт: капремонтом не обойтись – нужна реконструкция. А это уже совсем другие затраты. Если в рамках программы пожарной безопасности можно было изыскать средства на ремонт помещений, то в краевой инвестпрограмме, откуда финансируются все реконструкции, - объекты расписаны на несколько лет вперёд. Поэтому необходимо убедить экспертизу в том, что здание может обойтись кап-ремонтом. И для этого нужна помощь лысьвенских депутатов и специалистов УКСа.
Что касается маршрутизации пациентов инфекционного профиля в Чусовой, то жалоб и нареканий от них не поступало.
Последний вопрос, волнующий всех женщин «в интересном положении», был задан журналистом «Искры» и касался роддома. В медицинской среде упорно ходят слухи, что новое здание родильного отделения может не открыться, а новое оборудование увезут в Пермь.
Анастасия Владимировна эти слухи опровергла. Она заверила: лысьвенский роддом обязательно откроется. Более того, будет медучреждением второго уровня. Это значит, что он сможет принимать рожениц из других территорий.
По итогам встречи министр внесла в протокол важные для себя пункты: по поликлинике на ул. Революции ещё раз провести консультации на уровне главы округа. По судьбе инфекционного отделения – провести консультации с госэкспертизой совместно со строителями Лысьвы. Отдельным пунктом – перевод городской больницы на второй уровень. Анастасия Владимировна предложила главе округа Виталию Шувалову ещё раз встретиться, чтобы окончательно обсудить судьбу поликлиники на ул. Революции, 34.
По публикации “Маршрут на тот свет”, 28 февраля
Анастасия Крутень, министр здравоохранения Пермского края:- Пациент, который погиб, не выжил бы - у него была гематома в мозжечке. Хотя, если бы не было задержки в стационаре... Я внимательно прочитала материал. Ваше отношение к здравоохранению - это оценка моей работы. Сегодня проводится внутриведомственный контроль качества лечения пациента, который погиб, и работы скорой медицинской помощи. Все результаты будут до вас доведены. Социальные комментарии Cackle