Как правило, на приём к главе округа Виталию ШУВАЛОВУ лысьвенцы приходят с двумя основными вопросами: жильё и ЖКХ. Проблемы жилищно-коммунального комплекса настолько актуальны, что очередной пресс-клуб с главой мы решили посвятить этой теме и выяснить: есть ли свет в конце длинного жилищно-коммунального тоннеля? Убедились: он появился. Но какой путь надо пройти, чтобы сдвинуть годами копившийся вал проблем? Виталий Шувалов уверен: такой путь есть.
Новая структура против бюрократии
- Виталий Валерьевич, он связан с появлением новой структуры в администрации? Но в ней нет управления ЖКХ. Его подразделения заведены в департамент по инфраструктуре. Это вызвано тем, что управление не справилось с поставленными задачами? Какие претензии у вас как главы округа были к его работе?
- Изменение структуры связано не с тем, что управление ЖКХ, либо УКС, либо другие подразделения, вошедшие в состав департамента, не справлялись с задачами. Недостатки, конечно, были и есть, за что руководители получают выговоры, лишаются премии. В данном случае изменение связано с необходимостью повысить эффективность блока инфраструктуры в целом.
У нас нередко возникает масса проблем во взаимодействии различных подразделений. Это и обмен документами, и результативность решения тех или иных вопросов. Вот пример. За дороги отвечали два управления. УКС – за капремонт и строительство, управление ЖКХ – за текущее содержание и ремонт. Это неэффективно. Должен быть один ответственный и за капремонт, и за текущее содержание, и за строительство. Теоретически могла возникнуть ситуация, когда одно управление планирует текущий ремонт участка дороги, а второе - его капитальный ремонт. Сейчас такого не будет, ибо за всё полностью будет отвечать сектор дорог департамента. Это один момент.
Второй. Разных ГРБС (главные распорядители бюджетных средств) объединяем в одно юридическое лицо – департамент. Возглавит его заместитель по инфраструктуре. Таким образом, повышается его персональная ответственность за решения внутри департамента, в состав которого включены управление ЖКХ, УКС, отдел архитектуры и градостроительства. Добавляется отдел по учёту и распределению жилья. Вопросы жилья ранее тоже были в подразделениях, которые подчинялись разным заместителям. Распределение – у одного заместителя, ремонт, содержание – у другого. Сейчас их объединяем, и они будут взаимодействовать в рамках одной структуры.
Задача нововведения – повышение эффективности. Думаю, мы этого достигнем однозначно. Сформировав единую структуру и распределив обязанности, снимаем многие вопросы бюрократического характера.
Коррективы вносит жизнь
- В округе принята программа социально-экономического развития до 2020 года. Вроде всё просчитано наперёд. Получается ли у администрации идти в тренде заявленных обязательств? Какие планы нынче могут попасть под корректировку?
- У нас задача – в этом году завершить строительство спортивного комплекса и ремонт школы № 16. Эти объекты будем заканчивать, мобилизуя все ресурсы.
Возможно, придётся переносить сроки ремонта моста на ул. Революции. Мы, конечно же, хотели бы по максимуму привлекать краевые средства для реализации наших проектов. Ремонт моста планировали провести на условиях софинансирования. Однако бюджет Дорожного фонда серьёзно сократили, и он будет финансировать лишь проекты, подтверждённые в 2014 году. Мы участвуем в проекте по строительству дорог к площадке, на которой выделены земельные участки для многодетных семей в Южном посёлке.
Что может ещё произойти? Сейчас ожидается секвестирование краевого бюджета. Нас уже уведомили об уменьшении дотации. Доходы снова пересматриваются в сторону снижения, и, вероятно, придётся ещё от чего-то отказываться. Понятно, что есть некие обязательные направления: коммуналка, налоги, заработная плата, обеспечение безопасности.
Жильё: на власть надейся, главное – сам не плошай
- В городском жилищном фонде много домов с износом 70%. Тут не спасут никакие программы капремонта. Нужно строить новое. Но застройщики к нам на территорию не спешат...
- Тему состояния жилищного фонда мы поднимаем и обсуждаем постоянно. Есть дома аварийные в посёлках Орджоникидзе, Ленина, Октябрьском. В Лысьве 87 домов с износом более 70%, 14 шлакоблочных, срок службы которых истёк. В посёлке Октябрьском есть дома постройки 1924 года. Все они не подлежат капитальному ремонту и в программу переселения не вошли. Что делать с ними? Рекомендаций от федеральных и краевых властей мы упорно не получаем. Да, мы участвуем в программах переселения из аварийного жилья. Но это не решает проблему кардинально. И самостоятельно муниципалитеты её точно не решат. В Лысьве речь идёт о 38 тысячах квадратных метров. Умножьте этот объём на среднюю стоимость сегодняшнего квадрата – 32 тысячи рублей. Получается колоссальная сумма, абсолютно неподъёмная для местного бюджета.
На последнем совете глав территорий мы говорили об этом. Принято решение на уровне края создать рабочую группу из числа глав территорий, где данная проблема наиболее остра, и вместе вырабатывать какой-то механизм.
Программа капремонта проблему ветшания домов, очень надеюсь, с мёртвой точки сдвинет. Она должна обеспечить поддержание в надлежащем состоянии существующего жилищного фонда. Здесь хотел бы затронуть ещё одну, не менее важную тему – отношение некоторых жильцов к своим домам. То, что оно, мягко говоря, халатное - факт неоспоримый. Жители обязаны поддерживать в порядке свои дома и квартиры. Приходят на приём граждане: дескать, у нас в подъезде всё развалилось. Спрашиваю: а что вы делали в последние годы для того, чтобы не развалилось? Знаете, есть случаи, когда жильцы умышленно ухудшают состояние жилья в надежде получить новое и бесплатное. При выявлении таких фактов мы будем обязывать нанимателей и собственников приводить дома в нормативное состояние.
Площадки для новостроек есть
- Несколько слов о строительных планах жилья, если они, конечно, есть.
- О новом строительстве. У нас есть градостроительная комиссия, задача которой - работать с потенциальными инвесторами и предоставлять им земельные участки для возведения индивидуального и многоэтажного жилья. Участки сформированы, и в случае обращения застройщика определён алгоритм действий, чтобы инвестор быстро, без проволочек и с минимальными издержками приступил к строительству.
В прошлом году к участку в Южном посёлке проявил интерес застройщик, но отказался туда заходить из-за отсутствия инфраструктуры. Там нужны новые сети водоснабжения, водоотведения. Существующие мощности не обеспечивают потребности даже сегодняшнего посёлка.
Что касается новых сетей, хочу сказать следующее. В каком направлении развивать систему теплоснабжения, у нас понимание и стратегия есть. На очереди – разработка схемы водоснабжения и водоотведения. Этим мы займёмся в текущем году. Документ должен определить нынешнее состояние сетей и их дальнейшее развитие. Он даст ответ каждому жителю, где и на каких улицах города будут появляться новые водопроводы и в какие сроки планируется их строить.
Вы же знаете, долгие годы в частном секторе их строили частным способом. Врезку в магистральный водовод сделали, к своему дому трубу проложили - и довольны. Потом к этой трубе ещё кто-то подцепился, а житель последнего дома на улице жалуется: мол, у меня воды нет. С этим явлением мы сталкиваемся постоянно. Сети настроены, по большому счёту, как попало. Схема водоснабжения должна в какой-то степени проблему если не решить, то структурировать, определить направления движения.
Застройщики интерес к Лысьве проявляют, но, повторяю, всё упирается в инфраструктуру. Задача муниципальной власти - создавать условия для инвестора. Чтобы он зашёл на территорию - и у него к границам участка должны быть подведены и вода, и электричество, и тепло, и желательно газ. Инфраструктура – удовольствие дорогое. Поэтому сейчас в первую очередь рассматриваются земельные участки, где идёт снос аварийных домов. Есть потенциальный инвестор, готовый вкладывать деньги в строительство жилья в посёлке Орджоникидзе. Мы уже начали и продолжим развивать тот участок. Есть интерес к площадке в районе Больничного городка, на ул. Балахнина.
Прошёл конкурс на предоставление участка для много-этажного строительства между ТЦ «Алиса» и домом №20 на проспекте Победы. В планах арендатора - возведение многоэтажного жилого дома.
Ниже тоже есть свободная площадка – там, где общежитие «Молодость». Она привлекательна готовой инфраструктурой, и есть желающие её осваивать. Надо сказать, немалое влияние на интересы инвестора к жилищному строительному рынку оказывает уровень зарплаты на территории, то есть покупательская возможность жителей. В Лысьве она ниже, чем в среднем в Пермском крае. Тем не менее в прошлом году свыше 19 тысяч квадратных метров жилья сдано – это больше, чем в 2013-м. В округе много ИЖС, появились новые многоквартирные дома в рамках реализации программы переселения граждан из аварийных домов. Сдвиг есть, и весьма заметный.
Откуда у Лысьвы такие долги?
- Виталий Валерьевич, как все-таки получается, что Лысьва постоянно звучит на краевом уровне в списке злостных должников за газ? Плохо верится, что в этом повинно только население. По данным УК, в среднем сбор платежей за тепло и ГВС составляет 92-95%. Губернатор на встрече с главами МО открыто назвал ответственными за все эти дела глав территорий. В чём вы как глава недорабатываете?
- Согласен: в отдельных домах собираемость платежей - свыше 90%. Это факт. Компании, надо сказать, провели большую работу в этом направлении. Но крайне много домов, где сбор гораздо ниже. Сегодня долг населения перед «Лысьватеплоэнерго» - 55 млн рублей, перед МУУП «Теплоэнергоремонт» - более 40 млн. Около 100 млн рублей население задолжало двум ресурсоснабжающим организациям. В среднем сбор платежей в Лысьве - немногим более 80%. Есть дома в посёлках Орджоникидзе, Октябрьском, Ленина, где ресурсы оплачивает только половина проживающих. Остальные не платят.
Если у ресурсоснабжающих организаций нет запаса прочности и они не могут покрывать несобранные платежи собственными средствами, долги непременно повлекут принятие негативных решений для всех. У «Лысьватеплоэнерго» такой запас был, сейчас он исчерпан. У металлургов реализуется серьёзный инвестпроект, и, чтобы не остановить стройку, все средства идут туда. Сегодня у них нет дополнительного источника для покрытия долгов потребителей, и они находятся точно в такой же ситуации, что и МУУП «Теплоэнергоремонт». Угроза того, что с окончанием отопительного сезона, 15 мая, жители могут остаться без горячей воды, реальна.
Что делать? Ответ один: надо платить за ресурсы и активно работать с должниками. Среди них есть и физические, и юридические лица. Все понимают: доходы у людей упали, но копить долги – не выход. Иначе - принудительное взыскание. Это обращение в суд, судебные приказы. Другого не будет. Задолженность никто никому не спишет!
Тепло для города – из одного источника
- Почему большой долг перед газовиками накопился у МУУП «Теплоэнергоремонт»?
- История эта с «бородой». Долгие годы в городе пытались решить проблему снижения потерь тепловой энергии в сетях. Они возникают не только из-за их изношенного состояния, но и из-за так называемых перетопов: в одних домах жарко, в других холодно из-за неотрегулированной системы в целом. Это всё потери. Мы нашли выход. Первое: разработана инвестпрограмма с объёмом финансирования в 200 млн рублей и сроком реализации в пять лет, и она утверждена на уровне края. Предполагается строительство перемычки, т.е. уход от теплоисточника котельной «Привода», загрузка которой - всего 10%. Принято принципиальное решение: всё теплоснабжение города (85-90%) должно осуществляться от одного источника – котельной «Лысьватеплоэнерго».
- А её мощностей на обогрев всего города хватит?
- Хватит. И даже не исчерпает её возможности – всё просчитано. Второе: модернизация ЦТП - тех, что находятся в Орджоникидзе и пятом микрорайоне. Они сегодня неэффективны – там идёт большой расход энергии. Третье: реконструкция сетей с целью снизить на них потери. Плюс ещё ряд мероприятий, которые планируем выполнить при подготовке инфраструктуры к новому отопительному сезону. Сейчас в волевом порядке будем обязывать управляющие компании ставить в домах оборудование для регулирования потребления тепла.
У нас, попросту говоря, много тепла «бегает» по трубам. Это на ресурсников не влияет. Ресурсник выдал тепло в трубу, до конечного потребителя его дошло меньше, а разница, которая «бегает» по трубам, ложится на МУУП «Теплоэнергоремонт» - сетевую компанию. Потери, заложенные в тарифе, в два раза ниже фактических. Это ведёт к убыткам, которые подтверждаются проверками, расчётами, аудиторскими заключениями. И пока мы запланированные мероприятия не реализуем, говорить о безубыточности сетевика не приходится.
Вернусь к вопросу о долгах. Я проанализировал положение на других территориях. Это не для оправдания, а для понимания.
В Лысьве теплоснабжением занимаются местные организации. Есть города, к примеру, Пермь, Краснокамск, Губаха, Березники, Чайковский. Их теплом обеспечивает мощный холдинг «Волжская ТГК», который входит в российскую структуру «КЭС Холдинг» с многомиллиардными оборотами. Возможно, имея огромный запас прочности, он покрывают неплатежи и не считается в должниках перед газовиками. В Лысьве население должно за тепло 95 млн рублей, а в Краснокамске, к примеру, задолженность потребителей перед теплоэнергетиками - 343 млн, в Березниках - 631 млн, в Губахе - 332 млн, а в Перми – 5,4 млрд рублей! Если бы наш город обеспечивал теплом этот холдинг, скорее всего, мы бы тоже не числились в должниках, и проблема отключения горячего водоснабжения летом не висела бы над нами.
Тем не менее ответственности с себя не снимаю. Стратегический план действий определён: усиленная работа с должниками и реализация инвестиционной программы.
Газовики настроены решительно
- Что всё-таки будете делать, если с окончанием отопительного сезона отключат и ГВС? Как сказал прокурор, в должниках у нас - все ресурсоснабжающие организации. Значит, есть опасность, что без ГВС останется весь город?
- Что будем делать? Сами ресурсники ведь тоже не заинтересованы отключать горячую воду. Будем договариваться, хоть газовики и настроены решительно. Долги, к сожалению, растут. Будем действовать в рамках законодательства и в интересах добросовестных потребителей – их, несмотря на огромный общий долг, немало, и они не должны страдать.
- Население во всех бедах ЖКХ винит все-таки администрацию: мол, не контролирует, не спрашивает, не наказывает. Оно право? На решение каких наиболее острых проблем у вас просто не хватает полномочий?
- Для помощи людям в решении проблем у нас есть отдел муниципального жилищного контроля в составе управления ЖКХ. Его сотрудники должны работать с жалобами граждан на управляющие компании, помогать жителям. Что касается претензий, то надо смотреть в каждом конкретном случае. Мы можем оказать содействие, выясняем причину, готовим материалы. Можем помочь человеку обратиться в тот или иной надзорный орган либо сами отправляем туда запросы.
По закону привлечь недобросовестные УК к ответственности может Государственная жилищная инспекция. Обращений масса, и если сотрудники не помогают людям, я жёстко реагирую. Много жалоб на оплату ОДН. Крайне острая тема. Есть дома, где с этой проблемой успешно борются сами жильцы: снимают показания, выявляют вороватых соседей, утечки. И там расходы на ОДН весьма незначительны. Но много домов, в которых жильцы и магниты ставят на счётчики, и вовремя не дают показания или сознательно занижают объёмы. Ничего нового не скажу, кроме того, что собственники жилья должны самоорганизоваться и вместе с УК бороться с этими явлениями.
Сейчас идёт лицензирование УК, и спрос с них ужесточится. Уверен: в результате лицензирования недобросовестные УК с рынка услуг уйдут.
- С 1 июля дорожают услуги ЖКХ. Это повлечёт новый виток инфляции. Каков ваш прогноз развития ситуации в ЖКХ на 2015 год?
- Рост цен был предусмотрен ещё в прошлом году. Экономическая обстановка ухудшается, идёт сокращение производства, снижение зарплат. Естественно, в связи с этим мы предполагаем ухудшение платёжной дисциплины, в том числе в сфере ЖКХ. Но, повторяю, платить всё равно нужно. У кого финансовые возможности крайне ограничены, нужно оформлять субсидии. Ничего другого ни закон, ни государство не придумали. Будет сложно, и этот период надо всем пережить.
Вопросы задавали Елена Орлова, Елена Кожевникова, Марина Решетникова, Ирина Кетова. Материалы к печати подготовила Валентина Кокшарова
Социальные комментарии Cackle