Юрий Погудин. Фото Фёдора Прокофьева |
На улице холод - на стройке жарко
На улице слякоть, дождь и всего плюс 16, а на стройке жарко. В здании штаба на обоих этажах из кабинетов слышны телефонные переговоры, дверь в штаб не закрывается: стройка есть стройка, и вопросов координации действий между подразделениями возникает немало. Все они решаются здесь.
Девять подрядных организаций разного профиля ведут строительно-монтажные работы на листопрокатном комплексе ЛМЗ. У каждого своя задача, свои сроки и графики. Строители из Екатеринбурга, Перми, Первоуральска, Лысьвы знакомятся прямо на строительной площадке. Она огромна, и на ней реализуются одновременно два подпроекта. Один – линия с применением технологии Printech, аналогов которой нет в России. Её планируют запустить в конце года. Другой – цех холодного проката – годом позже.
Сроки сжаты, но даже неспециалисту видно: суеты нет. Кажется, и народу на стройке немного. Но, по словам начальника УКСа ЗАО «ЛМЗ» Александра СОЛОМИНА, в этих девяти подрядных организациях задействованы более 230 человек.
Работают они круглосуточно, сменяя друг друга. И как работают! С начала строительства, а это год с небольшим - всего один случай дисциплинарного порядка. Небо и земля по сравнению с тем, что было, когда строили отделение покрытий ЦХП 35 лет назад. Это к слову. Но в целом интересно, насколько продвинулась отрасль за двадцать с лишним лет рыночной экономики?
Рынок многое изменил
Александр Соломин, который строил объекты и при плановой экономике, и в переходный период, и сегодня продолжает заниматься делом всей своей жизни, считает: разница есть, и существенная.
- Во-первых, изменились условия труда: появились современные машины и механизмы. Посмотрите, какие сейчас у нас автовышки. В советское время мы о таких могли только мечтать. Знаете, какая высота здания ЦХП? 40 с лишним метров. Это полторы девятиэтажки! Представьте, какова высота цеха и какие автовышки нужны, чтобы работать на ней.
Во-вторых, новые механизмы и современные технологии потребовали особой квалификации строителей. Когда начинал в этой сфере, у нас было много строителей с неоконченным средним, а то и с начальным образованием. Сами знаете: на стройку принимали всех – работа незавидная, сюда мало кто стремился. Сейчас ситуация другая. Как правило, приходят люди со средним и средним специальным образованием. Народ грамотный, многие разбираются в чертежах и даже свои предложения нередко вносят.
В-третьих, совершенно другой уровень обеспечения стройматериалами. Здесь немаловажно то, что есть конкретный инвестор. Он вкладывает собственные средства, и требования к организации процесса предъявляет жёсткие. Во времена госплана бывали и такие ситуации: в Лысьву завезли пиломатериал, а, к примеру, в Березники – гвозди. Там и тут – простои. Подобных несостыковок было море.
Сейчас такое просто невозможно. Всё просчитывается. Сколько нужно материала, столько и привезут. Лишнего никто не закупает и не поставляет. Раньше бывало – стройка завершена, куча материалов остаётся.
Но, по словам руководителя УКСа, есть проблема - кадровая. В советской системе специалистов готовили на более высоком уровне. На стройки приходили молодые люди с хорошей образовательной базой. Сегодня, к сожалению, уровень подготовки заметно ниже. Выпускники вузов Перми и Екатеринбурга остаются в крупных городах. Поэтому такие территории, как наша Лысьва, обеднели на хороших специалистов-строителей. Но они, безусловно, есть и продолжают святое дело – созидать на благо города.
По-настоящему мужская профессия
В реализации крупнейшего инвестиционного проекта участвуют две местных стройорганизации – ООО «Стальконструкция» (гендиректор Д. Смирнов) и ООО «Техпром» (гендиректор С. Бабин). В общей сложности это более 40 человек. Грамотные, профессиональные ребята, с хорошей организацией труда и самоорганизацией.
Прораб «Стальконструкции» Ильфар Рахматул-лин готов каждого назвать в числе лучших. Строители фирмы практически с самого начала на объекте. Они полностью монтировали все пристроечные помещения для новой линии полимерных покрытий. И продолжают работать. Особо прораб отмечает бригадиров Андрея Ле-комцева и Максима Ку-пранова – на них лежит немалая ответственность за производство. В отрасли оба не первый год, оба со строительным образованием.
А вот монтажник Юрий Погудин профессию избрал, можно сказать, случайно. Планировал реализовать себя в общепите и даже специальность повара получил. Но восемь лет назад найти работу в городе не получилось, рискнул пойти на стройку. Понятно, что не сразу его на монтаж металлоконструкций поставили. Поначалу разными подсобными работами нагружали, а попутно парень учился и искусству монтажа. Сегодня – один из ведущих монтажников в фирме. Главное - ему это дело действительно по душе, и он ни разу не пожалел, что освоил по-настоящему мужскую профессию.
Директива одна – построить быстро и в срок
В кабинете начальника УКСа висит директивный план – с графиками, сроками, ответственными. Его продвижение строго контролируется генподрядчиком и инвестором. Каждую среду проходит заседание штаба, каждый день на связи – Москва, поскольку головной офис того и другого там.
Что происходит на первом этапе стройки, лысьвенцы не видят. Там идёт монтаж оборудования, которое поставляет итальянская фирма «Danieli». Темпы строительства ЦХП, второго этапа инвестпроекта, горожане воочию могут увидеть. Корпус преображается: металлоконструкции закрываются серо-голубыми сэндвич-панелями. По словам Александра Соломина, на объекте монтируют противопожарные лестницы, светильники, делают кровлю, внутри ведут подготовку под обустройство полов. Начали устанавливать окна. В планах - к концу года полностью закрыть тепловой контур, подвести тепло, чтобы работать зимой.
Вопреки кризису и общеэкономическому упадку Лысьвенский металлургический завод силами строителей продолжает движение вперёд, к цели, задуманной давно. И лишь благодаря усилиям инвесторов реализуемой только сейчас.
Социальные комментарии Cackle