Летом Нина Тимофеевна часто приходила к храму Святой Троицы. Сядет на скамейку, что напротив строительного забора, смотрит на золотые купола и прислушивается к шуму на площадке. Признаётся: если слышны голоса, стук какой - душа радуется: идут работы.
«И ухожу с настроением, словно Богу помолилась. Дожить бы до светлого дня...».
ЮВЕЛИРНАЯ РАБОТА
Горожане, особенно верующие, с надеждой и верой смотрят, как преображается храм. Не осталось уже ни одного пустого оконного проёма: все застеклены. К концу лета забелели многогранники, на которые поставлены золочёные купола. Оделочники строительной фирмы «Камелия» работали и в дождь, и в холод.
Верхняя часть храма с белоснежными восьмериками* и барабаном главного купола, с отливающими на солнце куполами смотрится празднично и торжественно. Благодарить за это надо отделочников «Камелии», чей труд куратор стройки Олег Ананьин назвал «просто героическим». Но сами они особой «героики» не видят. Женщины скромные, они признались в одном: да, работа сложная, можно сказать, ювелирная и очень ответственная.
Приступили к ней в июле. Первыми поднялись на крышу трое – Светлана Киселёва, Гиля Калихова и Светлана Кобелева. А в конце сентября здесь работали уже 12 отделочников.
Непосвящённому человеку крайне трудно представить, как женщины штукатурили, затирали, красили многогранники, чтобы явить миру эту белоснежную красоту.
Прораб Юрий Власов признаётся: по названию работа простая - обыкновенная штукатурка. А вот технология действительно сложная.
- В чём уникальность? Кладка особенная, фигурная, много выступов, рустов*. Каждый надо аккуратненько оформить, - рассказывает он. - Рустованная штукатурка - вообще работа ювелирная и медленная. Поэтому и производительность, которая могла быть у штукатуров на отделке прямых стен, ниже. Но что делать? Нормальные девчата, хорошо работают. Я говорю им: дескать, храм строим, не офис. И не на год – на века. Проникаются. Дождики, правда, всё лето мешали...
ВЫСТУП ЗА ВЫСТУПОМ...
Строители к публичности не привыкли, поэтому разговорить их непросто. После короткого отдыха и стакана чая в наскоро оборудованной подвальной «чайхане» женщины гуськом поднимаются по крутой лестнице на крышу. Пара минут, и уже каждая - у своего рабочего места. Изгиб за изгибом, выступ за выступом, и рельеф фигурной поверхности храмовой конструкции под куполами становится отчётливым благодаря мастерству и терпению отделочниц «Камелии».
Светлана Кобелева, штукатур-маляр с десятилетним стажем, с восхищением рассказывает о своих коллегах:
- Посмотрите, вон две женщины работают. Это Лилия Коваленко и Мария Чуркина. Они очень быстро штукатурят, почти все маленькие купола прошли вдвоём. А мы идём за ними, шпаклюем. Внутреннюю отделку главного купола начинали втроём – Света Киселёва, Гиля Калихова и я.
Разговаривать на ветру, да ещё на большой высоте весьма проблематично.
- Сегодня теплее, а вчера (6 октября) было холодно, - признаётся Светлана. - Ветер, дождь. Работа в такую погоду, конечно, не сахар...
Светлана - строитель по призванию. Живёт в Чусовом, каждый день приезжает в Лысьву на машине. В «Камелии» трудится всего два года, а на её счету уже самые значимые объекты в городе, где вместе с другими штукатурами вела отделку. Это школы № 2 и 16, манеж, роддом, дом Шувалова, психиатрическая больница. А сколько их в Чусовом – не перечесть. Признаётся: стройку любит. Друзья, знакомые не раз убеждали: уходи, работа незавидная, трудная.
Женщина смеётся:
- Уходить не хочу и надеюсь до пенсии доработать. А на храме впервые довелось столкнуться с таким кропотливым и интересным делом.
Медленно, но православная святыня строится. К её возведению приложили руки уже сотни людей: каменщики, монтажники, отделочники, электрики, плотники. До окончания работ ещё далеко, но уже звонят колокола, состоялись первые службы. Проходя мимо храма, верующие кланяются и крестятся. И у многих, как и у Нины Тимофеевны, душа радуется, когда с его территории доносится строительный шум.
* Восьмерик - в строительстве - конструктивное решение перехода от кубического объёма сооружения к куполу.
* Руст - рельефная кладка.