Летом мы то и дело слышали о рухнувших или повреждённых зданиях. В Перми обрушился подъезд, в Омске – казарма. В нескольких городах края из многоэтажек эвакуировали жителей. В печальный список может попасть и Лысьва. По крайней мере, так считают жители дома № 21 на ул. Ленина, в подвале которого летом начался ремонт. По мнению жильцов, он может привести к обрушению трёхэтажки 1929 года постройки.
Подпрыгивали все
Дом действительно стар. Обшарпанный фасад местами лишён штукатурки, видны кирпичи, уложенные ровными рядами ещё в прошлом веке - в другом государстве, в другом мире. Водосточных труб нет, о них напоминает лишь ровный ряд торчащих металлических штырей, на коих и крепился водосток. Отмостка давно сравнялась с землёй, стекающая с крыши вода постоянно точит её, всё больше и больше разбивая бетон, сквозь который тянутся к небу небольшие деревца.
Деревянная, треснувшая и чуть покосившаяся дверь в подъезд. За ней – царство стёртых ступеней и стен с обвалившейся штукатуркой. В подвале, в бывшей квартире, похоже, обосновались бродяги. Под ногами хрустят разбитые «фунфурики», в одном углу - старые куртки, в другом – следы жизнедеятельности человека, прикрытые обрывками газет.
- Видите решётки из арматуры? Это ещё Комсомольская птицефабрика делала, когда магазин у них тут был, – проводит экскурсию жительница дома Нина Поздеева. – Думаю, за счёт них ещё что-то и держится. Тут вот они трубы какие-то свои врезали. Мы вообще ничего не понимаем...
«Они» – это собственник части цокольного этажа и нанятые им рабочие. Пермский предприниматель Алексей Колобов несколько лет назад открыл в доме ветлечебницу, а летом расширил бизнес. Для этого понадобилось сделать ремонт. На объект пришли строители, работа закипела. А вместе с ней забурлил и океан людского гнева.
- Куда только ни обращалась, - говорит Нина Петровна. – Ничего не добилась. Все знали, что перепланировку делают без разрешения, но никаких действий не предпринимали. Они же стены капитальные сносили, по всему дому трещины пошли.
В доказательство женщина ведёт меня по соседям. Жильцы охотно впускают, демонстрируя, где и что треснуло.
- Ой, а я ремонт сделала! – всплескивает руками женщина лет сорока. – Но вы потрогайте: под обоями прощупываются трещины. Они и раньше были, но как в подвале стройку затеяли, их стало больше. А иногда что-то трещит. Лежу и слышу: потрескивает где-то внизу. Страшно...
- Дверь стала с трудом закрываться. Её перекосило. Да как от чего? От ремонта в подвале! – сердится хозяйка соседней квартиры, где стены и потолок покрыты причудливым узором. Определить, треснула только штукатурка или всё гораздо серьёзнее, на глазок невозможно. – Бесполезно замазывать. Придётся на потолок плитку клеить. Кто-то из соседок сказал, что, когда долбили в подвале, у неё покрывало со стены упало. Да мы все аж подпрыгивали в те дни!
- У меня пол осел. Видите, под плинтусом пустота? – молодой мужчина куда-то спешит, но нежданных гостей впускает. – И так не только у меня. Гуляет дом-то. Каждый год, осенью и весной. Чинить уже устали. А трещин – да, больше стало.
Дом стоит, но жить страшно
В коммунальных квартирах, а их в доме добрая половина, в одних комнатах свежий ремонт, в других никто не живёт, разбросаны какие-то ненужные вещи. В одной и вовсе следы недавнего пожара.
- Наркоман жил, - вздыхает Нина Петровна. И тут же продолжает о наболевшем: - Три бригады ремонтников сменилось, когда мы начали бить тревогу. Собственник утверждал, что врём. А мы просто боимся жить. Когда «Комсомолка» строила магазин, они сделали кирпичные перегородки. И заливные стены были, а в них - арматура и камни. Всё это снесли! Зачем? Одни ребята работали, но ушли, сказав, что не хотят брать на себя ответственность. Другие пришли работать, но я им сказала: зачем вы сносите несущие стены? Они убежали. Потом пришёл кто-то, кому всё «до фени». Он нам так и сказал: мне деньги платят,- я делаю. И сделал. Пока, вроде бы, всё стоит, но жить нам всё равно страшно. Дом старый – в обед сто лет. Мне чиновники сказали: всё, мол, в порядке, не упадёт ваш домик. Про тридцать пятый так же говорили, а он взял да и рухнул...
- Точно-точно! В зале игровых автоматов все стенки поубирали - дом и обвалился, – подключается к беседе Марина Сыропятова. – Ведь столько случаев в этом году: то в Перми, то ещё где! Мы просто боимся жить! Я-то ладно, а вот внук мой маленький… За него переживаю в первую очередь.
- Мы в администрацию звонили, и нам сказали: разрешения на проведение работ не давали. А он всё равно делал! Видимо, раз у него деньги, ему всё можно. А мы что? Мы люди маленькие, на нас, выходит, всем плевать.
Работали без разрешения
О сложившейся ситуации в администрации округа действительно знают. Вот как она выглядит глазами чиновников.
- Внутри цокольного этажа велась перепланировка, - говорит начальник отдела управления ЖКХ Юрий ВОЗЖЕННИКОВ. – Собственник помещения планировал расширить проём входной двери, но это требовало согласования со всеми собственниками жилья. Он отказался согласовывать. Да, работы летом шли, но у нас не было законного основания их остановить. Дом я осмотрел, изменений он не претерпел. Конечно, деревянные перекрытия могли «сыграть» от вибрации, что и вызвало появление трещин.
- Дом, в том числе и подвал, специалисты отдела архитектуры осматривали вместе с прокуратурой. И на начальной стадии работ, и после, - комментирует начальник отдела архитектуры и градостроительства Роман ЛЕКОМЦЕВ. – Видимых изменений, которые могут повлечь последствия и угрозу для жизни, не выявлено. Капитальные стены никто не сносил. Единственное нарушение – отсутствие разрешения на перепланировку. Гражданин Колобов несвоевременно подал документы. По идее, он должен был остановить работу до их получения, но остановил лишь часть.
Документы на согласование перепланировки предприниматель подавал несколько раз, получая обоснованные отказы в связи с замечаниями к проектной документации. На этой неделе состоялось заседание комиссии, проведение работ согласовано. Разрешение будет выдано в ближайшие дни, но с условием для дальнейшей приёмки: после ремонта управляющая компания совместно с собственником помещения составит акт на скрытые работы, подтверждающий отсутствие повреждений в несущих конструкциях, которые могли возникнуть в процессе производства работ, закрытых отделочным слоем.
Повторюсь: основные претензии возникли не к самим работам, а к документам. Несущие стены никто не сносил, строители демонтировали две перегородки, которые не несут нагрузки, но могут её воспринимать. Понятно, это могло вызвать образование трещин в штукатурке, но к обрушению дома не приведёт. Повреждения, которые были выявлены в жилых помещениях, - результат физического износа дома в целом и ненадлежащего обслуживания.
Не обошла вниманием конфликт и городская прокуратура. Ещё летом, когда строители вовсю трудились, надзорное ведомство провело проверку и возбудило в отношении собственника помещения административное дело. Решение о размере наказания за неразрешённую перепланировку должна была вынести Инспекция государственного жилищного надзора по Пермскому краю. Но тут случилось странное: замначальника ИГЖН прекратил дело за отсутствием события административного правонарушения.
На решение госжилинспектора прокуратура направила протест начальнику Инспекции. Тот с доводами прокуратуры не согласился и в удовлетворении протеста отказал. Причём сделал это по истечении срока привлечения к административной ответственности. Самое интересное, что в своём ответе начальник ИГЖН привёл те же доводы: события административного правонарушения нет. Но как такое может быть, если собственник помещения признал: перепланировку произвёл, не имея на то разрешения?
Такая вот катавасия. Чиновники городской администрации согласны: нарушение закона было. Тогда почему никто за это не наказан? Прокуратура своё дело сделала, торопливому предпринимателю светил штраф. Но ИГЖН, призванная защищать интересы жильцов, непонятным образом прекратила дело. А главное – чиновники твердят: всё в порядке, дом ещё сто лет простоит. Возможно, и простоит. А если нет, кто за это ответит?
Р.S. Жильцы дома, устав от всех перипетий, связанных с ремонтом в подвале, подали в суд на владеющего помещениями предпринимателя. Они требуют признать сделанную перепланировку незаконной. О результатах судебного разбирательства «Искра» обязательно сообщит.
Социальные комментарии Cackle