«В театре меня всегда привлекала его многомерность...»
13.02.2016Марина РешетниковаЛысьвенский театр
ДосьеКлавдия Александровна Савина, актриса, заслуженная артистка РФ. В 1979 году окончила Пермский государственный институт культуры и искусства. Тогда же была зачислена в труппу Лысьвенского драматического театра. С 1983 по 1985 год – актриса Дзержинского драматического театра. С 1999 по 2000 год, после смерти главного режиссёра и директора лысьвенского театра Анатолия Савина, Клавдия Александровна по решению коллектива возглавляла театр в качестве художественного руководителя. Профессиональный стаж – более 35 лет, сыграла более 100 ролей. |
Её жизненный юбилей - лишь формальный повод для интервью. С творческой личностью такого масштаба, как заслуженная артистка России Клавдия Сави-на, можно вести газетный диалог безо всякого на то повода. И всякий раз будут открываться всё новые грани её талантов. Итак, мы беседуем с Клавдией Александровной о времени, театре, о судьбе и предназначении актёра.
Играла для соседей по двору
- Когда возникло осознанное желание стать актрисой?
- Интерес к искусству пробудил папа, музыкант-любитель. От него унаследовала любовь к книгам, путешествиям... Отец не пропускал гастролей музыкального театра и цирка, приезжавших в Тамбов. Мы ходили почти на все спектакли и представления, слушали церковное пение в храмах, оркестры в городских парках...
Как и многие, в детстве я часто «играла в театр» - с переодеваниями в мамины платья и бабушкины украшения, давая «представления» для соседей по двору. А вот в шестом классе уже совершенно сознательно поступила в театральную студию при Дворце пионеров. Руководила ею Симона Густавовна Ландау – театровед, писатель, поэт. Благодаря ей мы не пропускали встреч со столичными артистами в Доме актёра, часто посещали филармонию. Прожив долгую жизнь, все годы мой первый театральный педагог следила за моим творчеством, поощряла пробы пера. Считаю эту в высшей степени интеллигентную женщину своим духовным и нравственным мерилом. Светлая ей память...
А ещё в дни школьных каникул учителя устраивали нам поездки по музеям-заповедникам. Тарханы, Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново, Мелехово, Болдино... Это воздействовало на восприятие литературных произведений. Лермонтова, Толстого, Тургенева, Чехова, Пушкина читала взахлёб. Став старше, все каникулы проводила в Москве. Естественно, неустанно посещая музеи и театры.
Судьба, щедрая на дружбу
- Кто они - люди, определившие вашу будущую профессию?
- В 8-м классе по рекомендации Симоны Густавовны я поступила в студию при институте культуры. Руководил ею Виктор Афанасьевич Ильев. Именно его считаю своим наставником в профессии. За ним поехала в Пермь - во вновь открывшийся институт. И хотя моим руководителем на курсе режиссуры и актёрского мастерства был народный артист РФ Иван Тимофеевич Бобылёв, Виктор Афанасьевич остался моим первым учителем. Судьба подарила мне встречи с ним и как с режиссёром в спектаклях: «...Sorry!», «Трое под одной крышей». С упоением работала в нынешней бенефисной постановке - «Любовные письма». Очень дорожу дружбой с этим удивительным, талантливым и уникальным человеком.
Вообще судьба одарила меня тёплой, взаимно обогащающей дружбой со многими замечательными творческими людьми. Это и доктор искусствоведения Вера Георгиевна Масалова, педагог по речи. К слову, она была актрисой Лысьвенского драматического... Очень многому меня научил и Андрей Яковлевич Матвеев. Он целый год возглавлял наш театр. Эти факты стали известны мне в период формирования архива для театрального музея...
Повезло и в жизни, и на сцене
- Анатолий Савин - режиссёр, учитель, муж… Кто он больше в вашей жизни?
- Наш союз был счастливым и в творческом, и в человеческом плане. Трудно разделить, чего было больше – служения искусству или повседневной жизни. Мы жили интересами театра! Поначалу авторитет Анатолия Афанасьевича был непререкаем. С годами мы стали равноправными партнёрами. В его спектаклях последних лет довелось быть не только актрисой, но часто - сценографом, художником по костюмам. Благодаря ему реализовалась и в качестве режиссёра. Мы сходились в оценках событий, одинаково смотрели на профессию, понимали друг друга с полуслова. У нас была схожая природа чувств.
Если говорить об актёрской судьбе, мою, бесспорно, можно назвать счастливой. Судите сами: сыграны почти все роли, о которых мечтает актриса. Джульетта, Нина Заречная, Офелия, Мария Стюарт, Полина в «Доходном месте», Маша в «Трёх сёстрах», Анфиса, Катарина в «Укрощении строптивой», Гедда Габлер, Васса Железнова… Но мало получить заветную роль - для актёра всегда немаловажно, кто будет ставить спектакль. Режиссёр уровня Анатолия Савина - подарок судьбы. Мне несказанно повезло и в жизни, и на сцене.
Эдит Пиаф и Екатерина Вторая
- Знаковые лично для вас роли?
- В 26 лет мне посчастливилось создать образ великой французской певицы Эдит Пиаф. Роль, давшая ранний душевный опыт. К ней я возвращалась три раза. В Дзержинском театре она подарила мне творческое сотрудничество с двумя замечательными актёрами знаменитого Ленкома – Олегом Янковским и Виктором Проскуриным. В 1990 году, в день 75-летия Эдит Пиаф, я сыграла моноспектакль на областном фестивале «В начале было слово...». Самым лестным отзывом о нём считаю слова известного актёра Ленинградского БДТ Владимира Рецептера: «Своим делом занимаетесь». Рада, что существует фондовая запись спектакля на областном радио.
Другим знаковым событием в творческой судьбе считаю роль императрицы Екатерины Великой в спектакле «Екатерина Вторая, гренадёр и шаман сибирский» по пьесе, специально написанной для меня екатеринбургским драматургом Эдуардом Вериго.
Памятна встреча с московским бардом и драматургом Юлием Кимом, автором пьесы «Клерон», в которой сыграла главную роль. Он приезжал в Лысьву в День театра, после просмотра спектакля вышел с нами на поклон, а затем устроил концерт для актёров. По его словам, это был незабываемый День театра в его жизни. Затем наше общение многие годы продолжалось в переписке...
Легче довериться личности
- Клавдия Александровна, если сейчас представить, что вы выбрали бы другую профессию, кем себя легко видите?
- В театре меня всегда привлекала его многомерность. Мне интересно было попробовать себя в качестве постановщика спектаклей, «сочинять» костюмы, писать инсценировки, преподавать в студии, собирать архив, создавать музей, организовывать театральные гостиные. Благодарна судьбе, что не раз предоставляла возможность реализовать себя во многих профессиях, связанных с театром.
- Как по-вашему, что питает актёра в работе над ролью?
- Актёры - такие же люди, как и все остальные, только более наблюдательные. Всё, что мы используем для создания образа, берём из памяти, из того, что когда-то читали, видели, слышали… Плюс жизненный опыт. А эмоции - это личная внутренняя энергия, харизма, то, чем Бог наградил.
В нашей профессии важно иметь отзывчивую душу, мощный темперамент… Не менее значимо уметь всем этим пользоваться. В роли важно чувствовать боль, которую ты бы понимал и мог испытать сам. В театре важна личностная состоятельность. Возраст тут не имеет значения. И поскольку актёр всё черпает из души, необходимо постоянно заниматься своим внутренним миром, не забывая и о внешней форме.
- Представьте, что вам предложили сниматься у известного кинорежиссёра с мировым именем. Кого бы выбрали и почему?
- Андрея Тарковского или Ингмара Бергмана. Люблю художников с личной философией жизни и творчества, со своим мировоззрением, тонкой душевной организацией, знающих, ЧТО делают и ЗАЧЕМ. Режиссёру - в театре, кино ли - необходимо доверять. Легче довериться Личности.
Счастливый человек
- У вас не возникало разочарования в профессии? Были моменты, когда хотелось бросить всё и уйти?
- Нет, никогда! Очень трудно переживаются простои в работе... И ещё - участие в спектакле со слабой режиссурой. Но от подобного Бог пока миловал.
- Театр – это навсегда? Что он вообще для Вас?
- Мощный способ самовыражения и самопознания. Смогу ли я прожить без театра? Думаю, да. Есть более важные вещи в жизни – вера и семья.
- Вы счастливый человек?
- Смею надеяться, что да!