Уже четыре месяца на мусорных площадках «работают» новички – контейнеры для пластиковой тары. Лысьвенцы активно поддержали идею сортировки бытовых отходов, и железные боксы постепенно заполняются пэт-бутылками. Однако плодотворная работа предпринимателей и экологов рождает много вопросов. Горожане интересуются, почему нигде не принимают стеклянную тару, куда можно сдать использованные батарейки, лампочки и другие токсичные отходы. С этими вопросами мы обратились к председателю комитета по охране окружающей среды и природопользованию Сергею МИХУТЕ.
Пакеты не кидать!
- Сергей Васильевич, лысьвенцы хорошо отнеслись к идее сортировки мусора. Даже благодарности предпринимателям в газету написали. Но всё-таки есть расхождения в вопросах того, что можно и нельзя утилизировать в спецконтейнеры. Давайте проясним этот момент.
- Отмечу: за четыре месяца раздельного сбора мусора предпринимателями собрано 350 кубометров пластика - шесть вагонов! Большое спасибо всем, кто понимает важность экологической работы. Это, прежде всего, снижение размещения такого мусора на свалке отходов. Ведь он вовлекается в оборот природных ресурсов, которые дорожают и рано или поздно заканчиваются.
Ещё раз напомню: установленные контейнеры предназначены только для сбора пластика. В них кроме бутылок от напитков можно бросать алюминиевую банку и тару от бытовой химии: шампуней, моющих средств, кетчупа. Но присутствие такой тары в большом количестве нежелательно, так как её трудно обрабатывать от пищевых и химических остатков. Также в контейнеры можно утилизировать прозрачную упаковку из-под тортов, пирожных и яиц.
Что нельзя бросать в ПЭТ-контейнеры? Конечно же, бытовой мусор. Не нужно также засорять их стеклом, коробками, тарой с остатками красок и горючих веществ, полиэтиленовыми пакетами, в том числе от молока и других молочных продуктов.
Сегодня в городе установлено уже сорок контейнеров для пластика. В этом направлении работают два предпринимателя - Эдуард Останин (база вторсырья) и Николай Власов. Выражаю им большую благодарность за сотрудничество.
Лампы примет УК
- В последнее время идёт много разговоров об утилизации энергосберегающих ламп. Люди всё чаще покупают и устанавливают их в домашних светильниках. Однако в них содержится активная ртуть, и на помойку такую лампочку не выбросишь. Как-то будет решаться эта проблема?
- Энергосберегающие лампы - отходы первого класса опасности. Закон обязывает муниципалитеты организовывать необходимые места для их сбора от населения. Сегодня мы активно прорабатываем этот вопрос с управляющими компаниями и товариществами собственников жилья.
Скорее всего, места сбора ламп появятся на участках в ЖЭУ, в домоуправлениях, ТСЖ. Они будут доступны для населения в пределах каждого квартала. Объявления об этом будут вывешены в подъездах в ближайшее время.
- Лысьвенцы интересуются: а как быть с батарейками? Сегодня хоть кто-то их принимает?
- А вот с ними большая проблема. В Челябинске находится единственное в России специализированное предприятие по утилизации таких отходов (свинца, кадмия, ртути и других). Первое время оно принимало отработанные аккумуляторы бесплатно, но когда им стали свозить тонны этого добра со всей страны, установили расценки. Замечу, очень высокие - 150 тысяч за тонну!
Пермские экологические фонды провели акцию «Спасите ёжика!». Доказано, что одна батарейка, попавшая в окружающую среду, загрязняет ареал обитания одного колючего зверька. Так вот, акцию провели, гараж батарейками заполнили, а что с ними делать дальше, не знают.
Бутылки без выгоды
- А стеклотара? Все помнят советские времена, когда за пустую «чебурашку» деньги платили. Почему сегодня никто не занимается «стеклом»? Невыгодно?
- К сожалению, экономика напрямую влияет на процесс утилизации мусора. Почему стеклотару перестали употреблять вторично? Здесь есть несколько причин. Во-первых, производство стекла из природного сырья, в частности, кварцевого песка дешевле, чем процесс сбора и обработки пустой тары. Во-вторых, производители напитков пошли по пути производства индивидуальной бутылки. Все помнят, что раньше были стандартные «чебурашка», «поллитрушка» от водки, бутылка от кефира и молока. Сегодня в магазинах изобилие стеклянной тары. Представьте, как трудно её отсортировать! А ещё необходима санитарная обработка - «Роспотребнадзор» тщательно за этим следит. Производителям напитков проще заказать на заводе партию пустых бутылок, которые изначально будут стерильны.
Конечно, полноценная мусоросортировочная станция предусматривает удаление стекла, и в России на мусорных заводах его выбирают. Оно используется в производстве тротуарной и дорожной плитки. Заводы по приёмке стекла есть и в Перми. Тонны этого хрупкого материала поступали туда, когда началась всеобщая замена старых окон пластиковыми. Только в Лысьве было более десятка подобных компаний.
Как-то поинтересовался у одного предпринимателя, возит ли он в Пермь бэушное стекло. Оказалось, раньше отправлял на машине, попутно забирая товар из Перми, а теперь заниматься этим стало невыгодно. Цена упала, и затрат больше, чем прибыли. Да и в самой Перми на имеющиеся объёмы производства сырья «выше крыши».
Предприятия, занимающиеся переработкой изношенных резиновых шин и пластика, составили альтернативу тем, что работают на природном сырье. Эта же тротуарная плитка с использованием вторсырья гораздо прочнее: не разваливается, гибкая, смягчает удары. Её укладывают на улицах и в цехах заводов. Продукция альтернативного производства чаще дороже традиционного, этим и объясняется интерес к переработке вторсырья.
Ждём закона
- Но такого же не должно быть! Бизнес – бизнесом, а в данном случае речь идёт об экологии, сохранении природного богатства, ареала обитания животных.
- Конечно, не должно. Сегодня этот вопрос решается на уровне государства. Уже приняты изменения в закон об отходах производства, и не сегодня-завтра появятся нормативные документы, обязывающие производителя закладывать в стоимость любого товара расходы на его утилизацию - будь то батарейка или телевизор.
В Европе такие законы действуют уже 20 лет. Все прекрасно понимают: при этом увеличится цена товара. Где-то на 10 копеек, а где-то на 10%, и поэтому из-за кризиса, а может, по причинам организационного порядка вступление этого закона в силу откладывается. Но нужно понимать: рано или поздно это произойдёт. Предприятия будут вынуждены либо платить за утилизацию своего товара государственным операторам, либо создавать собственную сеть по приёму использованной продукции.
На рынок переработки вторсырья выйдут огромные деньги – триллионы рублей. И наверняка найдутся заинтересованные в реализации экологических проектов. Наконец, можно будет говорить и о строительстве мусороперерабатывающих производств, которых сегодня у нас катастрофически не хватает.
Социальные комментарии Cackle