Изящная, обаятельная блондинка небольшого роста, с гладко убранными кверху волосами, движущаяся стремительно и импульсивно, как ртуть. Стиль одежды – спортивно-романтичный. Она, улыбаясь, идёт по коридору родного ДК «Привод» мне навстречу. И в голове возникает: если у слова «энергия» есть живой символ, в моём понимании это именно она – хореограф Светлана Чунжина. Создатель и бессменный руководитель образцового танцевального коллектива «Вечное движение», которому недавно исполнилось 25 лет.
В поисках смысла
В 1991 году всё началось с пяти-шестилетних смешных пострелят, которых молодой танцмейстер собрала в ансамбль. Чтобы привлекательно звучать в концертах, придумали название - «Весёлые человечки». Но первые «человечки» выросли, она приняла новичков, и у коллектива образовались две группы – старшая и младшая.
Именно тогда возникла необходимость в более универсальном «бренде». Кто предложил «Вечное движение», уже не помнится. Но магия имени повлияла на суть творчества и хореографа, и коллектива. Как говорит сама Светлана Аркадьевна, усложнился рисунок танца, в танцевальные композиции пришла драматургия.
- Фантазия включилась на полную катушку, - улыбается она. – Ну и ещё, наверное, с годами пришла какая-то мудрость. Научилась видеть в жизни моменты, которые уже сами по себе танцевальные композиции, только движением их опиши... Вообще сюжетный танец – это попытка олицетворить чувство, эмоцию, некий смысл.
Таких вот смысловых хореографических постановок - массовых и индивидуальных - в арсенале коллектива-юбиляра не один десяток. Одна из наиболее знаковых для «мамы»-основательницы – «Лучик надежды». Как говорит она сама, этот танец «пережила» лично, внутренне. Он о том, что в жизни каждого человека бывают чёрные и белые полосы, но всегда есть лучик надежды. Свет в конце тоннеля, символизирующий победу добра над тёмными силами. О том, что шанс не согнуться под ударами судьбы есть у каждого. Важно его не упустить.
В судьбе и хореографа, и коллектива тоже были разные периоды. Было легко и трудно. Было никак. Было ярко, насыщенно. Было буднично. Но нынче, в ясный майский день юбилейного концерта, все четыре с лишним поколения танцоров «Вечного движения» вышли на сцену – и разноликая, разноритмовая феерия танца заполнила зал до отказа. 25-летнему юбилею «движенцы» посвятили 25 пластических композиций. 25 жизненных ситуаций и смыслов. Ибо для тех, кто пришёл и остался с «Вечным движением» на эти четверть века, танец стал такой же второй сутью, как и для хореографа.
Большая любовь и разбитые коленки
- Что нужно, чтобы из детей с условно разным набором данных получились хорошие танцоры? Большая любовь к искусству. Характер. Стремление к результату. Желание много работать над собой. Главное – характер! - горячо, словно убеждая меня, говорит Светлана Аркадьевна. И продолжает аргументировать:
- У иного и данные не ахти какие выдающиеся, а силе воли даже я позавидую! Наш коллектив постоянно обновляется. Дети приходят, пробуют себя… Кто-то уходит после первого же синяка и разбитой коленки. Остаются упорные. Я их называю «эксклюзивными». Именно из таких и выходит толк.
Вообще про требовательный, волевой и даже чрезмерно жёсткий характер хореографа «Вечного движения» по городу ходят легенды. «Ребёнка к Чунжиной танцевать повёл? Так она же семь шкур с него спустит! Как в профессиональной балетной студии! Тебе оно надо?» - услышала как-то разговор двух родителей.
- Да, я жёсткая. Могу резко высказать замечание, если вижу, что много раз повторяется одна и та же ошибка. Да, я требую полной самоотдачи на занятиях, - не скрывает педагог. – А как иначе? Насколько вкладываюсь в постановку сама – столько же хочу иметь на выходе от воспитанника. Не терплю «лажи» и непрофессионализма! Неважно, что мы - самодеятельный коллектив. Вышел на сцену – сделай эффектное зрелище! Хороший танец – это красота, требующая больших жертв. С лентяями, которые желают срывать аплодисменты не трудясь, не дружу. Ну, а обоснованно требую или нет – можно судить по нашим выступлениям.
Тут стоило бы сделать отдельное лирическое отступление страницах этак на двадцати. О танцах. Те, кто их видел, с удовольствием смотрят не раз. Тем, кто не имел такой чести, совет – ищите «Вечное движение» в афишах городских мероприятий. Это всегда магия синхронного сосуществования танцоров на сцене. И всегда фейерверк эмоций, даже если в постановке заняты разновозрастные исполнители. Таков стиль Чунжиной.
Учить и учиться
Ей, профессионалу с тридцатилетним стажем, не зазорно постоянно учиться. Новые идеи, стили высматривает всюду - Интернет, ТВ, нечастые – увы! - творческие поездки коллектива. Не стесняется взять что-то и от учеников. Говорит, это же закономерно, что молодёжь шустрее осваивает новые направления: различные виды «уличного» танца, «контемп», сугубо балетные или народные «примочки». Ну, а когда старшие и более продвинутые привносят в коллектив что-то «свеженькое», чего ещё не видел педагог, они осваивают это сами. А мудрая Светлана Аркадьевна помогает, направляет, корректирует. И заодно вносит в личную палитру и без того богатого арсенала танцевальных средств новую яркую краску...
Сама она в танце с первого класса школы. Занималась в нескольких кружках и студиях, у нескольких педагогов. Народный, бальный танец, «дроби», «крутки», румбы, вальсы... Это то, что дала Лысьва.
- Я вообще в театральное после школы хотела. Даже в студию драмы в ДК ЛМЗ к режиссёру Галине Цвет заниматься ходила. Однако танец меня сильнее к себе «притянул».
Притянул и не отпускает. И она учит, учится танцу и танцует сама почти всю сознательную жизнь. Даже жёсткая «дрессура» на хореографическом отделении в Пермском колледже искусств и культуры не отбила этого всепоглощающего желания – переводить кипение жизни на язык танца.
Общее число её учеников давно перевалило за сотни. С десяток из них пошли по стопам педагога, посвятили себя хореографии. Среди них и сын Тимофей. Она считает это хорошим результатом. Улыбается, говоря: «Опять-таки остаются лучшие из лучших. Живущие танцем. Самые трудолюбивые».
А в ДК «Привод», в её образцовый танцевальный коллектив, почти каждую осень приходят новые малыши. Родители приводят их «на имя», зная, что там, где Чунжина, - отличная хореографическая школа. А ещё – красота, успех и новый смысл жизни. Выдержавших вступительные испытания ждёт «сказочная» награда - долгие часы, дни и годы репетиций до седьмого пота. Яркие мгновения неслыханного драйва на сцене. И ещё их всегда будет ждать ОНА - Светлана Аркадьевна Чунжина. Их танцевальная мама.
Она будет стоять за кулисами или сидеть в зале, нетерпеливо всплескивая руками, притопывая ногой, хмуря брови… Сердцем переживая каждое удачное или «захромавшее» па своих воспитанников. И «Вечное движение» продолжится. Потому, что она сама и есть движение и энергия. Для того, видимо, и родилась.
Фото из архива ДК «Привод»
Социальные комментарии Cackle