Листая страницы нынешней «Искры», лысьвенцы даже не подозревают, какой сложной была её судьба и как мучительно она вставала «на крыло», завоёвывая интерес читателей. Плоть от плоти страны, кровь от крови партии коммунистов, она вобрала в себя все их боли и победы, испытав глобальные переломы в жизни Отечества.
Обнищание и бездна неизвестности
Лысьва. 1923 год. Политика военного коммунизма, внедрённая в России в условиях Гражданской войны, довела экономику страны до полного краха. К середине 1921 года, когда большевики объявили в государстве новую экономическую политику (НЭП), на лысьвенских землях были практически уничтожены крестьянские хозяйства, утрачены былые достижения металлургического завода. Обнищание населения достигло черты, за которой стояли бездна неизвестности и неминуемая гибель всего, что было создано лысьвенцами в дореволюционный период.
И хотя с 1923 года в России наметились первые признаки улучшения экономического состояния, Лысьва, как и все периферийные территории, пребывала в нищете. Газета лысьвенских большевиков «Пролетарское знамя», выходившая в заводском посёлке с весны 1920 года, стойко продержалась в самые трудные времена, но к середине 1923-го всё-таки закрылась. Такая участь постигла многие малые газеты России.
Партия сказала «надо», а в Лысьве промолчали
Понимая, как важно, чтобы идеи компартии овладели массами, Центральный комитет РКП(б) снова и снова обращается к вопросам развития прессы. В 1924 году он принимает ряд решений, касающихся совершенствования партийной и советской печати. Особое внимание в них уделяется развитию местных газет. В постановлении Оргбюро ЦК РКП(б) от 1 декабря 1924 года определены задачи рабочей газеты: «Она должна стремиться к более углублённому, но в то же время, безусловно, популярному освещению всех политических, хозяйственных и партийных вопросов...».
Отметим, что в 1924 году местная газета в Лысьве не издаётся. К тому же, судя по протоколам заседаний Лысьвенского райкома РКП(б) и его пленарных заседаний, проблема возрождения своего партийного печатного издания не рассматривается. Этот факт вызывает недоумение, ведь лысьвенская организация большевиков была известна на Урале как одна из сильных и последовательных в реализации партийных инициатив. Можно лишь предположить, что Лысьва, преодолевая разруху, находилась в таких трудных условиях, что парторганизация объективно не могла выполнить решения ЦК о партийной печати.
Партийцев спасли комсомольцы
Однако возрождение партийного издания в заводском посёлке всё-таки начинается. Причём весьма необычным способом. В 1923 году на металлургическом заводе широкое развитие получает стенная печать. Почти во всех крупных цехах активно работают редколлегии, выпускаются стенные газеты. В рабочем клубе действует бюро рабкоров. В сентябре 1923 года оно выпускает свою первую стенную газету под названием «Искра». В ней размещаются заметки о заводских делах, о жизни рабочих, о молодёжи.
В состав бюро входит токарь кузнечно-механического цеха, комсомольский активист, член цеховой редколлегии Михаил Ферштер.
Его воспоминания крайне ценны для понимания того, как стенная печать помогла большевикам возобновить издание своей газеты. Моя встреча с 80-летним ветераном состоялась в 1988 году. Он отлично помнил, как лысьвенская парторганизация наладила выпуск своего печатного издания. М. Ферштер рассказал:
- Это было в конце 1924 года. Однажды секретарь райкома комсомола Василий Щипанов сообщил, что меня разыскивает заведующий агитпромотделом райкома партии товарищ Мальцев. Когда наша встреча состоялась, он сказал, что Лысьва остро нуждается в своей газете. Выпускаемые в цехах стенновки не могут отразить богатую событиями жизнь растущего рабочего посёлка. Мне предложили стать организатором поселковой стенной газеты.
Михаил добросовестно берётся за дело: беседует со многими заводскими рабкорами, создаёт актив. В состав редколлегии входят бухгалтер рабочего клуба Ромашов, рабочие мартеновского цеха Теплоухов, ремонтно-строительного – Потапов, кузнечно-механического – Зенков и другие. Обсудив все возможные на тот период варианты выпуска газеты, они решают создавать её на заводском материале на основе стенной «Искры» рабочего клуба.
Большую надежду на газету возлагают коммунисты. В начале января 1925 года первый номер новой «Искры» появился на свет. По словам М.С. Ферштера, со статьями в ней выступили секретарь райкома партии И.Ф. Масленников, управляющий Пермским горнозаводским трестом Е.И. Маврин, секретарь райкома комсомола Щипанов.
Рукописный, красочно оформленный первый номер рабкоры изготавливают в пяти экземплярах и сначала вывешивают на проходных завода, а затем переносят в заводские цеха и в организации города.
А 6 января 1925 года на заседании бюро Лысьвенского райкома РКП(б) уже рассматривается вопрос о газете «Искра». Принимается решение: «Стенгазету «Искра» считать органом райкома РКП. Ответственным представителем в редакцию «Искры» выделить т. Мальцева».
Заметки – в деревянные ящики
Трудно судить, какой была эта газета: ни одного её номера не сохранилось. М.С. Ферштер утверждает: в 1925 году в ней помещался в основном материал из жизни завода. Чтобы привлечь внимание рабочих к газете, члены редколлегии сколотили небольшие деревянные ящики для заметок и повесили их на проходных завода. Люди откликнулись на призыв писать в «Искру». Собранный материал был отредактирован и помещён в газету.
«Искру» выпускали четыре-пять раз в месяц. Члены редколлегии работали в цехах, времени на более частый выпуск не хватало. Все номера были рукописными, оформлялись на развёрнутых тетрадных листах в пяти-восьми экземплярах.
По воспоминаниям М.С. Ферштера, газета обрела большую популярность. Люди охотно читали её, в ящичках для заметок появлялось всё больше материалов. Вокруг газеты сформировался авторский актив из 20-25 человек. Расширилась география выступлений, начали появляться небольшие материалы о работе городской кооперации – крупной к тому времени торговой организации.
На стенах заводских цехов
В 1926 году происходит знаменательное для Лысьвы событие – она обретает статус города. И это определяет дальнейшую судьбу «Искры».
В конце 1927-го газету начинают печатать в типографии. При этом она по-прежнему остаётся стенной: текст размещается на одной стороне листа форматом 610х850 мм. В состав учредителей «Искры» кроме райкома ВКП(б) входят райисполком и... завком ВСРМ. Именно так значится в титуле сохранившегося номера от 8 марта 1927 года. ВСРМ в то время – Всероссийский Союз рабочей молодёжи.
«Искра» выпускается тиражом в 150 экземпляров, её вывешивают во всех цехах завода, распространяют в городских организациях. Тираж отдельных номеров составляет 250 экземпляров.
По тому, как менялись издатели, указываемые в титуле газеты, как изменялась периодичность выпуска и колебался тираж, можно предположить, что редакция не имела чёткой программы действий, плохо представляла, какой должна быть газета. Очевидно, шёл упорный поиск формы и содержания издания.
«Искра» этого периода писала о жизни завода, о профсоюзной организации, помещала письма рабочих. Но большую часть газетной площади в ней занимали перепечатки из центральных газет, официальные документы. Так, в номере за 8 марта 1927 года половина газеты занята перепечатками из «Правды», и лишь небольшая её часть отведена материалам о местной жизни: под общим заголовком «Рабочая Лысьва» даны небольшие заметки из цехов завода.
Михаил Ферштер, входивший в состав редакции на протяжении многих лет, утверждает, что в газете помещали материалы из городских организаций, освещались некоторые проблемы городской жизни. И именно потребность расширить географию публикаций и читательскую аудиторию заставила учредителей издания и редакцию в 1929 году перейти от стенной печатной газеты к изданию иного типа. Издателей не устраивало и то, что стенновка распространялась бесплатно, а не по подписке. Она не могла удовлетворять читательские запросы города, экономическая мощь которого увеличивалась с каждым годом. В редакции понимали, что на страницах газеты должны появиться и крестьянская тема, и вопросы колхозного строительства, начавшегося в деревне.
Четыре страницы три раза в месяц
С сентября 1929 года газета становится двухнедельным органом Лысьвенского райкома ВКП(б). Её тираж достигает 1300 экземпляров. А 20 марта 1929 года «Искра» выходит уже на четырёх полосах. В этом номере редколлегия публикует небольшую заметку: «С 1 апреля редакция «Искры» предполагает перейти со стенной газеты «Искра» на четырёхполосную и сделать её платной, стоимостью примерно 10 копеек в месяц. Выпуск «Искры» будет еженедельным». А в номере, вышедшем 2 апреля 1929 года, сообщается: «Десятидневная газета рабочих и служащих гор. Лысьвы».
В редакционной заметке сообщается: «Со стороны рабочих нашего завода поступило ряд предложений о том, чтобы «Искра» была четырёхполосной и платной. Мы, обобщив все предложения, пришли к следующему выводу: перейти «Искре» с формы стенной газеты на четырёхполоску, выпускать её три раза в месяц и сделать многотиражной платной газетой» (стиль сохранён – Е.О.).
В этом же номере сообщаются условия подписки на «Искру»: на один месяц – 15 копеек, на три месяца – 45 копеек и т.д.
Таким образом, редакция назвала своё издание многотиражной газетой рабочих и служащих города Лысьвы. Её издателем был райком ВКП(б), ответственным редактором – В.Г. Пластинин. С мая 1929 года газета стала еженедельным органом райкома ВКП(б) и завкома г. Лысьвы. К концу 1929 года тираж газеты достиг 2500 экземпляров.
Тернист и сложен был их путь...
Оглядываясь назад, в 1917 год, когда первые революционеры начали издавать в Лысьве газету «Социал-демократ», невольно удивляешься: как быстро, а главное, качественно они решили эту трудную задачу! Но, вчитываясь в протоколы заседаний комитета большевиков второго десятилетия прошлого века, удивляешься и другому: каким сложным и тернистым оказался их путь к реанимации своего печатного издания на лысьвенской земле!
Социальные комментарии Cackle