
В Москве прошёл VIII съезд Союза журналистов России. Вероятно, можно было бы даже и не сообщать об этом в такой малой прессе, к коей относится «Искра». Однако надобность в том, чтобы население знало, что происходит в журналистской среде, всё-таки есть. Причина проста: журналистика - это служба общественная, а потому крайне важная для современного российского общества. От её состояния зависит «самочувствие» общества и его способность адекватно оценивать происходящее. А дела в этой службе обстоят отнюдь не блестяще. На съезде они получили нелицеприятные оценки: глубокий кризис, деградация, «холуйство» перед властью, поклонение «золотому тельцу», попрание традиций отечественной журналистики и т. д. Список эпитетов можно было бы продолжить, и они достаточно негативны.
Но есть момент, вселяющий надежду на «выздоровление» этой общественной службы: журналисты понимают природу коррозии своего сообщества и готовы этому противостоять.
«К ноге!»
Хотим мы того или нет, но, что бы ни происходило в обществе, взоры людей всегда обращены к власти - федеральной, региональной, местной. И в большинстве своём взоры эти источают отнюдь не любовь к властителям, а недоверие, нередко граничащее с ненавистью. И, понимая, что журналистика - тот цепной пёс, который стоит на страже именно общественных интересов, власть использует массу методов, чтобы он не сорвался с цепи. Их множество, и все они успешно реализуются, нивелируя миссию журналистики как общественной службы, призванной защищать права и интересы Человека, в том числе и от попрания власти и её чиновничьих структур.
Сценарии усмирения «цепного пса» одинаковы по всей России. Самый примитивный, а потому распространённый - освобождение СМИ от строптивых редакторов. Особенно ярко и масштабно такая «зачистка» проходит в районах, где издаются муниципальные газеты. И Пермский край, к сожалению, - не исключение. Практически все местные газеты Прикамья имеют статус муниципальных предприятий, а руководителей для таких предприятий, как известно, нанимает глава района: он заключает с главным редактором трудовой контракт, он же вправе и расторгнуть этот договор, в том числе и без объяснения причин. А если учесть, что каждый вновь избранный глава хочет иметь на своей территории лояльную (а ещё лучше - подобострастную) ему газету, то уже с первых дней после выборов «летят головы» редакторов, работавших при прежней власти.
Более «продвинутые» по части формирования личного имиджа главы идут дальше: они назначают главными редакторами руководителей пиар-групп, обеспечивших им победу на выборах. Обычно это «варяги», живущие в других городах и приезжающие во вверенные им редакции только для того, чтобы проследить, как прославляют местную власть их сотрудники. Так, к примеру, произошло в Чусовом.
Чтобы обеспечить тотальный контроль над муниципальными изданиями, в администрациях вводятся пресс-службы, в обязанность которых входит вычитка готовящихся к выпуску материалов. То есть, местные газетчики и телевизионщики вынуждены соглашаться на самое постыдное для СМИ - на цензуру. А если учесть, что в ответ на попытку ввести цензуру некоторые журналисты невольно включают самоцензуру, то можно себе представить, продукт какого качества предлагается обществу!
Команде «к ноге!» подчинились многие редакционные коллективы. Вынужденно или добровольно - не имеет значения. Главное достигнуто: подавляющее большинство региональных СМИ принадлежит власти, а обуха плетью, как известно, не перешибёшь. Но, заботясь о своём имидже, власть забывает: общество, лишённое возможности видеть себя в зеркале, деградирует. И современная журналистика берёт на себя большой грех, обеспечивая беспамятство власти и деградацию общества. Увы...
«Кушать подано!»
Если бы только пресса, напрямую подчинённая главам районов, попадала в прислуги! Позицию «кушать подано!» вынуждены занимать (по крайней мере, в районах) и такие, казалось бы, экономически независимые редакционные предприятия, как общества с ограниченной ответственностью. И причина этой беды до банального проста: традиционно все они располагаются в муниципальных помещениях и любой недоброжелательный кивок в адрес местной власти сопровождается ответным предупреждением о возможном выселении с занимаемых площадей или резким повышением арендной платы. И в этой ситуации учредителям обществ ничего не остаётся, как идти на уступки главам и во имя спасения газеты добровольно «сдавать» редакторов, назначая на их место кого-то другого. Свежий пример: на мартовских выборах в Кунгуре был избран новый глава, а уже через месяц в редакции районной газеты сменился редактор.
Но и это ещё цветочки в борьбе новых глав за свой светлый имидж в глазах населения! Многие действуют более кардинально: вступив в должность, они тут же учреждают новые муниципальные СМИ или создают районные медиацентры с одной единственной задачей - ваять светлый образ действующей власти. Формирование редакционных штатов, приобретение оборудования и материалов опустошают казну, но разве это имеет значение, когда дело касается положительного имиджа власти и её первых лиц?!
И всё бы ничего: хотят иметь свои СМИ - пусть создают. Но здесь встаёт другая проблема: дефицит профессиональных журналистских кадров. Они, как известно, на дороге не валяются, и редакции вновь создаваемых СМИ обзаводятся людьми, далёкими от понимания сущности журналистики и уже тем более - её миссии в обществе. Новички легко усваивают миссию, предписанную им главой: служить власти. Свято в неё уверовав, они «стряпают» своё «кушать подано», не заморачиваясь проблемами и бедами простого Человека. Печатный и электронный «винегрет» поглощается населением, часто вызывает «изжогу», но делает своё дело: уничтожает доверие людей к журналистике, призванной работать на общество.
Теперь вне критики - всё!
Да что там местные СМИ! Журналистика в лучших её проявлениях опущена в медийном сообществе ниже плинтуса. Когда мы в последний раз видели на ТВ авторские программы, например, Светланы Сорокиной или Леонида Парфёнова? Они аккуратно отстранены из эфира, потому что их взгляд на происходящее неудобен для нынешней власти. Теперь удобны «идеологические накачки», которые, глядя пустыми глазами в эфир, делает непотопляемый кремлёвский «журналист-политолог» Глеб Павловский. Сейчас правофланговыми журналистики считаются вечный «строитель» «Дома-2» Ксения Собчак и Андрей Малахов, на всю страну говорящий не о том, о чём говорят простые люди.
Тревогу за будущее отечественной журналистики высказал на съезде президент Евразийской академии «Медиа-Центр» Олег Попцов:
- Сегодня у нас самая богатая власть в мире: в Госдуму избраны миллиардеры, есть они и в Общественной палате. Журналистский мир вступает в новую эпоху отношений с властью. Всё изменилось. Президент теперь - святое. Премьер - вне критики. Правительство - вне критики. Бывший президент стал лидером партии, и партия власти - тоже вне критики. В Думе свыше 220 миллионеров - реальная сила, лоббирующая интересы корпораций. В стране есть сверхбогатое меньшинство и сверхбедное большинство, и это очень опасная ситуация. Власть слепнет, если не имеет такого рупора, как журналистика. Наша задача - формирование здорового гражданского общества, а журналистика сегодня, к огромному сожалению, встраивается во власть. И это плохой симптом для общества.
На съезде много говорилось о так называемом «москвоцентризме» в СМИ. Главные герои телепередач и газетных страниц - хозяева «Рублёвки», звёзды эстрады и политики. Главные жанры - низкопробные шоу на ТВ и газетное месиво о разводах и скандалах в сфере «звёздной элиты». Простой человек, его жизнь в условиях колоссального расслоения общества неинтересны прессе, обслуживающей «рублёвщину». Причина банальна: за ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ сюжет никто НЕ ЗАПЛАТИТ! А это для многих столичных журналистов сегодня считается моветоном, не обеспечивающим карьеру и популярность.
И кто-то «Каркает» от счастья
Среди выступавших на съезде было немало представителей региональных СМИ. По мнению специалистов, именно в регионах журналистика сохраняет человеческое лицо, но и там ей это даётся с огромным трудом. Газеты в большинстве своём влачат жалкое существование, оплата труда журналистов часто не достигает и прожиточного минимума. Государство отказалось от поддержки СМИ, пустив их в свободное рыночное плавание. И не утонуть здесь очень сложно. Главная беда районных СМИ - убыточность. Население, которому адресованы труды журналистов, не готово платить за газету её реальную цену. Чтобы закупить постоянно растущую в цене бумагу, оплатить полиграфические услуги, электроэнергию, связь и т. д., редакциям приходится либо быть гордыми, но голодными, либо, жертвуя независимостью, идти на поклон к тем, у кого есть власть и деньги.
Надо отдать должное нашему региону: практически все приезжающие сюда из Москвы специалисты масс-медийного цеха говорят примерно одну и ту же фразу: «Прикамье - край непуганых журналистов». Здесь больше, чем где-либо, сохранилось качественной журналистики и независимых печатных изданий. Пытаясь спасти районные газеты от умирания и дать дополнительные средства местным телекомпаниям, краевая администрация проводит конкурсы на размещение информационных материалов о деятельности правительства Пермского края. Для большинства муниципальных районных газет и телекомпаний это превалирующий источник существования. Но все понимают: так будет не всегда и при отсутствии государственной поддержки смерть СМИ в сельских районах рано или поздно неминуема.
Ушлые издатели уже «каркают» от счастья, предвкушая кончину местных изданий. Газеты-таблоиды, «клоны» изданий, созданных на одну колодку в Москве и в областных центрах, проникают и в глубинку. Они распространяются по дешёвке, а то и совсем бесплатно, предлагая обществу «чтиво», далёкое от его истинных интересов. Главные герои «жёлтых страниц» известны: хозяева «Рублёвки» и сцены из их личной жизни, начиная от диет для похудания и заканчивая золотыми унитазами. Авторы этих произведений тоже называют себя журналистами, тем самым уничижая общественный статус профессии.
«Сраму не имут»
Разная в России журналистика. И журналистский люд тоже разный. Есть исследователи и расследователи, смысл работы которых — докопаться до сути проблемы, отразить наболевшее, показать истинное. Следуя традициям русской отечественной журналистики, они ведут читателя, зрителя к осмыслению происходящих в обществе процессов, побуждают к сопереживанию и к участию в лечении его «болячек». Они честно выполняют профессиональную миссию. И вот ведь парадокс! Общество, которому они служат верой и правдой, всё чаще отторгает именно их, предпочитая авторов, медийный продукт которых не рвёт душу и не требует соучастия. Но именно таких журналистов-расследователей боятся сильные (слабые?!) мира сего, именно для таких создают условия «на вылет».
Однако всё больше в медийном цехе «спецов», которые выступают в роли наёмных писак. Им без разницы: о чем и как писать. Главное для них - заказчик и его «прибамбасы». Пиар-технологии, отработанные на череде многочисленных выборов, успешно перекочёвывают в издания, называющие себя общественно-политическими.
Главы территорий, в период выборной кампании вкусившие наркотик похвальбы в свой адрес, заступив на должность, уже не представляют своей жизни без этого допинга. Отсутствие хвалебной информации вызывает «ломку», поставки её растут, а вместе с ними - и аппетиты наёмных писак. Сами пиарщики, как известно, «сраму не имут», однако этот «срам» рикошетит по всему журналистскому цеху, на который все крепче приклеивается «продажный» ярлык. А рецептов того, как противостоять спруту продажности в медийной среде, никто дать не может. К сожалению.
Лысьва всегда была городом, в котором ярко преломляются процессы, происходящие в России. Не минула чаша сия и лысьвенские СМИ, набор которых отражает тенденции развития масс-медиа и влияние на них районных властей, проблемы местного журналистского цеха и отношение к нему лысьвенского сообщества.
У нас всё намного круче, чем в других городах. На небольшой по численности населения территории действуют несколько телевизионных компаний, издаётся немало газет. Умирают одни, рождаются другие. Дальше, чем в других районах, пошла и нынешняя местная власть: не удовлетворившись учредительством уже имеющейся городской газеты, она учредила ещё одну, придав пермской газете «Место жительства» статус муниципальной.
Новое печатное «дитятко» - предмет не только гордости, но и заботы районной администрации. Позиционирующая себя как газета общенародная, а потому - бесплатная, она, видимо, уже «скушала» несколько миллионов, выданных на её «грудничковый» период (скорее всего, одним из лысьвенских олигархов). Чтобы удовлетворить аппетиты пиар-группы, издающей газету, немало административных усилий пришлось приложить и руководителям района.
Власть использовала несколько беспрецедентных, на наш взгляд, приёмов материального обеспечения издания своей новой газеты. К примеру, многие предприниматели были порядком обескуражены, когда получили письма за подписью одного из руководителей районной администрации с предложением заключить договоры с газетой «МЖ» на размещение рекламы. А через некоторое время такую же обескураженность испытывали уже некоторые руководители муниципальных предприятий и учреждений, которым предложили (обязали?) заключить договоры с ООО «ВЕК» (в лице директора г-жи Колущинской) на размещение рекламы в «МЖ» и выполнение рекламно-информационных услуг и перечислить издателю по 50 000 рублей.
Значит, мы умерли?
И бог бы с ними, с этими пиарщиками: суть у них такая — холуйствовать за деньги! К счастью, у населения есть возможность получать информацию из разных СМИ и вдумчивые читатели умеют отделять зерна от плевел. Беда в другом - журналистика как деятельность, адресованная обществу, стремительно теряет его доверие. Угождая властьпредержащим и олигархам, она всё чаще предаёт интересы простого человека, и он уже не видит в ней друга, адвоката и советчика.
Можно ли исправить положение и доказать обществу обратное? Можно. Но сложно. Качественная журналистика проигрывает по всем статьям.
Это общероссийская проблема. Корни её - в нас самих. В тех, кто каждое утро идёт в редакцию, зная, что до самого вечера им придётся разбираться с бедами простых людей. А также в тех, кто, работая пиарщиками, называют себя журналистами, на самом деле наплевав на общественную миссию журналистики. И вопрос сегодня в том, как в огромном цехе российских масс-медиа провести водораздел между теми, кто служит обществу, и теми, кто повернулся к нему спиной. Очевидно, сделать это может только само общество. В его воле определить, что ему нужно: открытость и объективность СМИ в освещении действительности или набившая оскомину трескотня о том, «как хорошо в стране российской жить» политикам, олигархам и звёздам столичного «разлива».
Журналистика нужна людям до тех пор, пока люди нужны ей. Эта аксиома в разных интерпретациях звучала на съезде, и нам, искровцам, с этим невозможно не согласиться: если на страницах газеты нет кипящей, бурлящей и многосложной жизни нашего беспокойного общества, значит, мы умерли!
Социальные комментарии Cackleперейти к списку статейверсия для печати