Резчику по дереву Виктору КОЛЫШКИНУ присвоено почётное звание «Народный мастер Пермского края». Он - один из десяти прикамских ремесленников, удостоенных такой высокой награды в этом году.
Влюбился в Лысьву
Заснеженные ветви деревьев обступают дорогу, образуя хрустальную арку. Длинной белой змеёй вьётся застывшая река. Два пригорка, три поворота – тупик. Высокие ели окружили зелёный и по-летнему свежий добротный дом. Мастер Колышкин живёт в Каменном Логу. Говорит, всю жизнь маялся в квартирах и мечтал именно о таком домике в лесу. Вокруг – тишина. Кажется, слышно, как звенят снежинки, мелькающие среди хвои. А воздух-то какой!
- Да, работается здесь хорошо, - разделяет мои наблюдения Виктор Егорович. – Пермские друзья удивляются: мол, как ты живёшь в такой глуши? А мне нравится! Здесь есть чем заняться. Устал резать по дереву - дровишки поколол, снег покидал. Летом - река, грибы, огород. Да и мало ли дел в хозяйстве?!
В этом доме Виктор и его супруга Мариетта зимуют четвёртый год. А в Лысьве Виктор Егорович живёт 26 лет. Этот город подарил ему любовь, супругу и главное увлечение в жизни.
Родился Виктор Колышкин в Перми, там окончил 10 классов, работал на заводе «Пермские моторы» - полировал титановые лопатки для самолётов. В 90-х переехал сюда. Признаётся: побывал в Лысьве и влюбился в город. Обменял жильё и устроился на работу в ТЭЦ слесарем котельного оборудования. А когда возникли перебои с зарплатой, взялся за ремесло. Начинал с простой геометрической резьбы, потом сложность изделий возросла. Появились разделочные доски, живописные панно для кухни, хлебницы, шкатулки. С тех пор прошло почти двадцать лет, а Виктор каждый день часами просиживает за самодельным станком.
«Уральские бобры»
Рабочее место мастера походит на школьную парту. Столешницу с определенным наклоном подсвечивает одинокая лампа. Свет при резьбе должен быть приглушённым, чтобы были видны тени на деревянном окладе. Да, сегодня Виктор Егорович вырезает иконы. Изделия покрывает морилкой и воском.
На его станке - почти готовый образ Петра и Павла. На стене - большое полотно «Тайная вечеря». Нашей церкви Иоанна Богослова Колышкин подарил лик Иоанна Кронштадского. Будет вырезать икону и для нового храма. Как и положено, мастер получил благословение на изготовление икон от священнослужителей. Все образа освящаются в церкви. Большинство икон Виктор Егорович выполняет на заказ, они уезжают и улетают в разные уголки земного шара: в Европу, Америку, бывшие союзные республики...
- Почти пять лет он работал только на Екатеринбург, - рассказывает Мариетта Юрьевна. – Однажды отправили туда заказ Почтой России. Посылка месяц путешествовала между Лысьвой и Екатеринбургом. Весь оклад был разбит, а сама икона - целёхонька.
Супруга Виктора вспоминает, с чего всё начиналось, и показывает деревянное панно с изображением весёлого коренастенького мужичка.
- Стариков он любил делать, - комментирует она. – Всё тщательно вырезал: морщинки, руки в сухожилиях - хорошо получалось. Но я настаивала: смени тему...
Виктор сменил. Стены гостиной украшают резные ложки, часы, натюрморты, картины с растительным орнаментом. А в мастерской лежат фанерные заготовки для часов, фоторамок, декора для интерьера. Их на фрезерном 3D-станке изготавливает сын Виктора – Алексей. Он живёт в Перми, но частенько приезжает к отцу и выполняет несложные заказы.
У Колышкиных семейный подряд. Свою мастерскую они назвали с юмором - «Уральские бобры». Поясняют: потому что бобр мастерски точит древесину любой плотности.
- Мы десять лет ездим по ярмаркам, - рассказывает Мариетта Юрьевна. – Крупные изделия не все могут себе позволить, и я всё время просила Витю: мол, делай ширпотреб. Он мне отвечал: «Тебе надо - ты и делай!».
Мариетта послушалась супруга и сама взялась за ремесло. Начинала с украшений для интерьера. Теперь в её ассортименте - ремни из кожи, декоративные часы, мыло ручной работы и многое другое. При помощи старенькой швейной машинки женщина обновляет собственный гардероб, шьёт стильные кожаные сумки.
Старинные часы и гитара
Удивительно, но никто в семье Виктора художественным ремеслом не занимался. Отец всю жизнь проработал на заводе, мама – поваром. Разве что дед плотничал. Да старший брат в Санкт-Петербурге – резчик по камню: у него собственная мастерская.
- Резьба по дереву - сложная и кропотливая работа, - комментирует увлечение супруга Мариетта. – В Пермском крае всего три мастера, с которыми мы частенько встречаемся на выставках. Но в последнее время один сменил тему, второй повредил глаз. Зрение при такой нагрузке очень страдает.
Время на отдых у талантливой семьи тоже находится. Виктор и Мариетта любят путешествовать, посещают церкви и храмы. Объездили почти все в Пермском крае и Свердловской области. Их дом всегда открыт для друзей. На стене в чехле висит гитара. На ней мастерски играет Виктор. А ещё его страсть – старинные часы. В его коллекции - образцы советской эпохи и более ранние, начала прошлого века.
Недавно у Колышкиных появилась новая забота – щенок Тори породы американский акита. Плюшевая живая «игрушка» не даёт покоя: грызёт все, что может найти, и иногда мешает вечерней работе Виктора. Тогда Тори отправляют на прогулку. Радуясь снегу, собака зарывается в него носом, прокладывает снежные тоннели в огороде. А на каникулах к ней присоединится самая младшая из трёх внуков Колышкиных – пятилетняя Валерия. Вместе с Тори они будут радоваться зиме в этом тихом уголке живых елей, благословляемые образами святых, изготовленных дедушкой Витей.
Социальные комментарии Cackle