«Школу № 12 разграбили! Всё утащили!» - такое сообщение поступило в редакцию на прошлой неделе. Оказалось, читатель прав: в здании нет трети окон, радиаторы срезаны, проводка выдрана. «Искра» решила разобраться, почему так вышло.
Вход – через окно
Снаружи школа выглядит неприступной – крыльцо завалено снегом так, что двери не открыть. Сугробы подступили к окнам первого этажа – подобраться к ним, не провалившись по пояс, невозможно.
Но это только с главного фасада. Подойдёшь сбоку - и оказаться в бывшей школе не составит труда: большая часть окон выбита. Не прилагая усилий, перешагиваешь с толстой корки наста на подоконник, с него – на кем-то любезно подставленный стул. Ещё шаг - и ты у заветной цели: всё здание в твоём распоряжении.
Где-то рядом слышны голоса. А вот и их обладатели: трое пацанов. Двоим лет по 13, их товарищу, наверное, десять. Старшие «парят» ароматным дымом вейпера, младший паренёк не в тренде – курит обычную сигарету.
- Мы только первый раз зашли, - почти хором отвечают ребята на вопрос о том, что они здесь делают.
– Хотели посмотреть, что здесь, - окутывая себя клубами электронного яда, говорит один из парней. Видимо, он – главный в компании. – Радиаторы? Не, не брали. И батареи не брали. Не знаю, кто брал.
На предложение пообщаться с полицейскими и объяснить, куда всё делось из школы, мальчишки обещают немедленно уйти по своим пацанским делам. Слово держат, но минут через пять, видимо, решив все свои вопросы, возвращаются. Однако в здание не заходят – стоят рядом, о чём-то болтают.
Жизнь – боль
В коридорах, по которым когда-то бегали школьники, гуляет ветер. В фойе стоят несколько столов, рядом – клубок змей-проводов. Вырванные из-под штукатурки, они будто сползлись в кучу. Слегка сдутый баскетбольный мяч кажется их добычей.
Невдалеке – груда: учебники, гербарии, учебные плакаты… Лестничная площадка усыпана голубиными перьями.
В бывшем кабинете музыки, обнажив скелет струн, стоит пианино. Некоторые клавиши ещё не утратили способность издавать звуки. Тоненькие ля и ре эхом разносятся по пустому зданию. На стене золотой краской выведено: «Жизнь - боль».
В библиотеке, словно не выдержав удара стихии, упали друг на друга пустые стеллажи. На стенах – детские рисунки и напечатанные на принтере цитаты великих людей. На всё это смотрят с портретов из-под потолка писатель Александр Радищев, историк Николай Карамзин и педагог Константин Ушинский.
В туалетах, где от унитазов остались лишь следы на полу, кто-то сбил кафельную плитку, аккуратно складировав на подоконнике. Видно, что в окнах стояли стеклопакеты. Они варварски выломаны и, наверное, приспособлены в чьём-то хозяйстве.
Вывезли всё ценное
Как же так вышло, что недавно работавшую школу теперь разбирают по гвоздику? Неужели она стала ненужной городу? Население посёлка Калинина растёт, а с ним - и потребность в ученических местах.
Ответ прост: школа, конечно, нужна. Но новая. А эта определена под снос.
До 2010 года она была самостоятельным образовательным учреждением, но из-за сокращения числа учащихся её преобразовали в филиал школы № 11. В здании занимались два класса по 12-15 учеников. Прошлой весной помещение обследовали и признали опасным. В июле приказом управления образования учебную деятельность прекратили.
- Большая часть имущества, оставшегося в здании, – наследство от школы № 12, - пояснила директор школы № 11 Ольга ПАЛКИНА. – Демонтировать встроенные шкафы не имело смысла. Парты и стулья устарели, не подходят по СанПиНам. Учебники, увы, тоже не пригодны для занятий. Перевезти учебные пособия поручалось завхозу, но она эту работу не выполнила. В январе пришлось её уволить по ряду причин.
Всё ценное - спортинвентарь, учебники, оборудование медкабинета и столовой, сантехнику - вывезли ещё осенью. Радиаторы срезали и сдали в металлолом, деньги зачислили на счёт школы.
Мне стыдно, что учебное заведение, хоть и бывшее, оказалось в таком состоянии. Но что я могу сделать? С ружьём у входа стоять? Когда закрыли ясли на ул. Быстрых, люди за неделю разобрали строение до основания! К сожалению, со школой происходит то же самое...
Ольга Аркадьевна добавила:
1 ноября здание, отключенное от всех коммуникаций ещё в сентябре, передали в казну Лысьвенского городского округа.
Необходима консервация
- В планах комитета сохранение этого здания не стоит, - сообщила председатель комитета имущественных отношений Надежда МЕХАНОШИНА. – Есть экспертное заключение, в соответствии с которым его дальнейшее использование не предполагается.
Возможности охранять бывшую школу у нас нет. Во-первых, комитет не имеет полномочий по охране: мы – не полиция. Во-вторых, в здании нет отопления, и как в таких условиях посадить туда, например, сторожа? Как вообще размещать пост охраны на объекте, который может упасть в любой момент? Да никто и не выделит бюджетных средств на охрану здания, подлежащего сносу.
Правда, Надежда Викторовна не смогла сказать, когда именно бывшая школа исчезнет с лица земли. В план на снос в этом году она не включена.
- Конечно, в данной ситуации, когда на снос денег нет, а здание представляет опасность, идеальным решением было бы его обрушить, то есть превратить в кучу хлама, - сказал заместитель главы администрации округа по распределению ресурсов, внутренней политике и общественной безопасности Евгений ЗАВОДЧИКОВ. – Если какой-то гражданин подвернёт ногу, роясь в куче, – это одно. А если на него упадёт потолок или стена – другое.
Увы, пока ни частично обрушить, ни снести под корень возможности нет. В бюджете на этот год запланировано 800 тысяч рублей на снос нескольких аварийных жилых домов. В первую очередь – дома на ул. Ленина, 30. На комиссии по чрезвычайным ситуациям решили для обеспечения безопасности жителей округа рекомендовать департаменту по управлению инфраструктурой заключить договоры с подрядчиками без проведения конкурсных процедур. То есть в ближайшие сроки аварийные дома обрушат, а вывозить будут позже.
Что касается бывшей школы, рекомендовано её законсервировать. Оставшееся там имущество - парты, стулья, столы - в пятницу вывезли в бывшее ПУ-6. Оно может пригодиться, например, на избирательных участках, мебель нужна ТОСам.
А если честно, обидно, что люди так относятся к муниципальному имуществу. Понятно, что здание идёт под снос. Но почему нужно вести себя как Мамай: всё растащить, а что утащить нельзя – сломать?!
Никто не виноват
Ситуация парадоксальная. Управление образования за школу не отвечает – она ему не принадлежит. Городской округ в лице комитета имущественных отношений сохранить здание в целости не может: полицейских функций у комитета нет, равно как и средств нанять профессиональных охранников. И неизвестно, согласуют ли депутаты городской Думы выделение денег на охрану пустующего и пригодного только к утилизации бывшего учебного заведения. Бюджет и так трещит по швам.
Но и просто оставлять всё это нельзя. Скоро потеплеет, и руинизирущийся объект недвижимости станет местом массовых сборов и развлечений детей и молодёжи. А ещё - любителей халявы, которые начнут прибирать к рукам буквально всё. В итоге это может сделать бывшую школу братской могилой. Конечно, нужно надеяться на лучшее, но и в сказки верить, увы, глупо. Добрый волшебник в голубом вертолёте не прилетит. И не подарит ни 500 эскимо, ни чемоданчик денег на решение всех проблем. Так что из ситуации придётся выходить своими силами.
Работавший до конца марта в должности начальника департамента по управлению инфраструктурой Максим Стафеев сообщил: здание законсервируют. Но когда и каким образом – пока неизвестно. Как неясно, на какие средства проведут эти работы. Как бы банально это ни звучало, виноватых здесь нет. Так устроено наше государство: даже снос ветхих строений превращается в запутанную и иногда, увы, многолетнюю историю...
Фото Фёдора Прокофьева
Социальные комментарии Cackle