
Всё ближе традиционная эстафета на призы «Искры». Нынче мы готовимся к ней с особым волнением, ведь она посвящается 100-летию газеты. Если хотя бы примерно прикинуть количество километров, преодолённых спортсменами за 82 эстафетных года, получится, что они трижды пробежали путь от самого западного города России, Балтийска (Калининградская область), до самого восточного - Анадыря (Чукотский АО). И «намотали» около 20 тысяч километров.
Старт давал... Карл Маркс
Первая эстафета состоялась в 1932 году. Вплоть до Великой Отечественной она проходила в конце июня. Старт давался у памятника Карлу Марксу (позднее его сменил памятник Ленину) в шесть вечера по заводскому гудку.
По улице Х-летия Октября (сейчас - ул. Мира) бежали до парка, где сворачивали на ул. Первомайскую. По ул. Ленина и Смышляева на велосипедах возвращались к центру, по Советской добегали до Травянского пруда. Здесь эстафету принимали пловцы, гребцы и снова бегуны. Мужчины, бежавшие последние 1080 метров, финишировали на стадионе.
Команда-победительница в те далёкие годы получала переходящее красное знамя «Искры». За второе место в 1935-м техникуму вручили художественный альбом решений XVII съезда ВКП(б). А в 1938-м все участники сборной «Металлург Востока», занявшей первое место, получили с красным знаменем и серебряные жетоны седьмой эстафеты имени газеты «Искра». В среднем на старт выходили около 20 команд.
Болельщиков – десятки тысяч
1940-й стал для эстафеты годом расцвета. Все команды имели свою форму. Поболеть собирались несколько десятков тысяч лысьвенцев. Сотни людей бегали по городу вслед за спортсменами, чтобы увидеть как можно больше.
За наибольшее количество дошедших до финиша команд, выставленных одним предприятием, вручался приз за массовость. Первой в 1940-м его завоевала сборная техникума (пять команд).
«Назначенная на 29 июня эстафета имени газеты «Искра» переносится. О дне эстафеты будет сообщено дополнительно». Короткое сообщение в «Искре» в июне 1941-го предвещало трёхлетний перерыв – началась Великая Отечественная. Эстафета вернулась в Лысьву уже в 1944-м. На старт вышли всего 14 команд. 126 лучших спортсменов города преодолели девять этапов.
Переходящее красное знамя в 1948-м заменили вымпелом. А в качестве приза вручали каслинское литьё. В 1947 году эстафета впервые проводилась по двум группам – взрослых и юношей. Команды начали комплектовать по принципу так называемых «низовых» коллективов, то есть сборные спортобществ к участию не допускались. Благодаря этому в 1949-м количество команд выросло до 56.
Победила лёгкая атлетика
Кроме летней эстафеты «Искры» после войны начали проводить весеннюю, посвящённую Дню печати. Она тоже стала традиционной и открывала легкоатлетический сезон. Два десятка лет забеги постепенно сближались друг с другом по духу и по времени проведения. И к середине 1960-х эстафета перебралась с конца июня к середине мая.
В 1959 году в 25-й эстафете стартовали уже более 70 команд. Приз за массовость получила школа № 2, выставившая 15 команд. Особенность послевоенных лет – участие женских коллективов. Покосила война лысьвенских парней...
В 1960-х наметился спад активности спортсменов. Количество команд резко упало. Вот что писала З. Яловега в 1962-м: «Следует отметить недобросовестное отношение к подготовке команд председателя ДСО «Спартак» В. Власова. Этот коллектив имел возможность составить сильную команду, но В. Власов не сумел этого сделать. Хорошо прошли два этапа представители ЦМА завода. Однако на третьем некому оказалось передать эстафетную палочку. Совсем не приняли участия в соревнованиях коллективы штамповального цеха и ЦМИ-3, техникума и медучилища».
За два послевоенных десятилетия менялись протяжённость эстафеты (от почти девяти до 3,5 километра), её маршрут (когда-то первый этап проходил даже по ул. Революции с поворотом на ул. Металлистов), время (старт перенесли с шести вечера на 12 дня), возрастной состав и т.д. Исчезли водные и военизированные этапы.
В 1965-м учреждены призы имени лысьвенского легкоатлета А.К. Бажутина, погибшего в борьбе с фашизмом. Они вручались на первом этапе, который к тому времени стал мужским, и на 11-м, женском.
К 1970-м недовольство искровцев отношением руководителей города и предприятий к эстафете достигло апогея. Вот выдержка из газеты 1969 года: «Недисциплинированность наблюдается с самого начала – с несвоевременной явки участников, из-за чего задерживаются парад и старт. Команды выходят на парад в неполном составе, в разной одежде, что нарушает красоту парада, ведёт к расхлябанности.
В прошлые годы нередко обнаруживались факты подмены – на дорожку выходили люди, не имеющие никакого отношения к данному коллективу. Это приводило к вполне обоснованным протестам, задерживало подведение итогов, накаляло и без того напряжённую обстановку. И, как ни странно, все эти «подтасовывания» сходят с рук безнаказанно, даже без малейших упрёков со стороны партийных организаций и спортивных советов».
На подъёме
К 1970-м эстафета начала проводиться перед 9 мая, и в 1975 году посвящалась уже не Дню печати, а Дню Победы. Открытию спортивного праздника предшествовало возложение гирлянды к мемориалу Славы, где и проходил парад. В эти годы возникла необходимость перекрывать дороги. Впереди бегущих следовала машина ГАИ. Строгость судей сделала своё дело: о протестах в отчётах той поры ничего не сообщается.
На исходе 1970-х День печати снова перехватил инициативу у Дня Победы. Команды по традиции награждались переходящими кубками и грамотами. Продолжилось такое и в 1980-х. Если вспомнить, что это были годы застоя, то понятны скупые отчёты в газете: говорилось о результатах и по традиции критиковались руководители предприятий.
Сама же эстафета в эти годы характеризовалась отличной организацией, что подтверждают отзывы главного редактора «Искры» Ш. Тарханова. Вот одно из них, в газете 1984 года: «Чётко справились со своими обязанностями главный судья А.П. Ильющенков, начальник дистанции В.В. Ушаков со своими помощниками, комендант соревнований М.С. Шакиров».
В 1985-м 40-й День Победы окончательно уступил Дню печати. С погодой тогда не повезло: лил сильный дождь при сильном северном ветре. Но в 1986 году было ещё хуже. Вот что писал Б. Лашов: «Временами шёл такой снег, что вспомнились январские-февральские метели. Но ни снегопад, ни холод не остудили спортивного пыла участников – их собралось больше, чем в прошлом году, да и зрителей оказалось не меньше, в том числе и руководителей предприятий».
К 1989 году количество участников выросло до 800. Чем объяснить такой интерес? За победу по-прежнему вручались переходящие кубки и грамоты. В принципе, ничего не изменилось. Скорее всего, причина скрывалась в ситуации: страна жила в ожидании перемен. И спорт находился на подъёме.
Приз – золотые часы
В 1990-м в отчёте об эстафете впервые появилось слово «спонсор». А где спонсор, там и призы. Вот выдержка из заметки С. Викторова (псевдоним главного редактора С. Ворожеина): «Все команды-победительницы награждены переходящими кубками «Искры» и дипломами, а их участники – призами, довольно ценными в наше время – утюгами, изготовленными на «Приводе».
В 1993-м число спонсоров выросло уже до 15. «Засветиться» в эстафете стало для них престижно. Например, самая юная участница стартов 1996-го года, 12-летняя Таня Серебрянникова из школы № 6, получила золотые часы от Мосбизнесбанка.
В 1997 году впервые с приветственным словом выступил первый руководитель Лысьвы - глава города В.Ф. Фионина.
С началом нового века эстафета получила второе дыхание. В первую очередь это связано с переменами в редакции, а также в жизни города. Сергей Рихтер, избранный главой города, внёс отличный вклад в развитие эстафеты: в 2001 году учредил премии победителям и лично вручал их спортсменам. Это стало хорошей прибавкой в копилку традиций, которые чтят и искровцы, и руководители Лысьвы.
Больше всего радует то, что какими бы трудными ни были времена, какой бы сложной ни была политическая и экономическая ситуация в стране и в городе, эстафета всегда объединяла лысьвенцев. Они активно откликались на её призыв – участвовали, болели, поддерживали. Уверены: так будет и в год столетия «Искры»!
Социальные комментарии Cackleперейти к списку статейверсия для печати