В конце января 1988 года коллектив редакции проводил своего шефа Ш.М. Тарханова на заслуженный отдых. Свежий номер «Искры» за 29 ноября подписал молодой редактор Сергей Викторович Ворожеин. Новичком в журналистском деле его назвать было нельзя: он уже полгода «поварился» в газетном котле в должности заместителя. Поменяв место инструктора горкома партии на профессию газетчика, честно признавался: «Боялся и новой работы, и вас, журналистов». Но решился и не пожалел.
Небывалый подъём
Он руководил газетой 13 лет, и время ему выпало не просто бурное – штормовое. Гласность, демократия, бесконечные выборы, реформы, стремительное обнищание народа, дефицит хлеба и мыла, митинги, петиции и резолюции, августовский путч, развал союзного государства, крах КПСС, рынок, свободные цены, приватизация, ваучеризация, безработица, финансовые пирамиды – невозможно перечислить всё, что происходило со страной, городом и с нами в девяностые годы.
Журналистский коллектив «Искры», глотнув воздуха СВОБОДЫ, работал на небывалом подъёме. И тиражи были невиданные: 24500 подписчиков в 1991 году, 27000 - в феврале 1992-го, 27340 - в мае! И это в тот период, когда «отпустили» цены, начались задержки зарплат на предприятиях и в организациях.
Чтобы освежить в памяти всю палитру происходившего, пришлось пролистать подшивки. Минуло-то всего ничего – четверть века, и теперь кажется фантастикой, как мы вместе с нашими читателями пережили те времена.
Рыночные идеи осваивали на ходу
Радикальная смена политического курса КПСС, нацеленная на разрушение «железного занавеса», свобода слова, открытость и демократия вызвали в стране, в том числе и в Лысьве, небывалую общественную активность. 1988 год. Партия ещё у руля, она по-прежнему внешне сильна, но плановая экономика, изрядно измотанная ошибками партийных и советских лидеров, дала не просто крен – она на больших парусах летела в пропасть. Пустые полки в магазинах, очереди за всем, что можно было ещё свободно купить, введение талонной системы, винные бунты... Мало кто понимал тогда, что вообще происходит. Надежды на пришедшего к власти относительно молодого партийного лидера Михаила Горбачёва, объявившего в стране курс на демократию и перестройку, быстро таяли.
Газета в тогдашнем тренде гласности старалась не просто отразить чаяния и настроения людей, но и осмыслить происходящее. Признаёмся: было это ой как непросто. И редактор, и журналисты осваивали новые идеи буквально на ходу.
Сергей Ворожеин поставил задачу максимально объективно освещать всё, что происходило на лысьвенской земле. Запретных тем не было. Перестройку искровцы приняли на «ура», понимая, что больше так жить нельзя. Появились звонкие рубрики «Идеи перестройки – в конкретные дела», «Политическая жизнь страны: взгляд из провинции», «Экономическая реформа: практика хозрасчёта», «Учимся демократии». Общественная жизнь в городе бурлила, и свидетельство тому – читательская почта.
Было видно, что после долгого молчания и кухонных разговоров о власти и об экономике люди хотели высказаться публично. Чего стоят только заголовки газетных публикаций конца 1980-х годов: «Заботы о людях не чувствуется», «Райские яблоки вместо пота», «Куда ушли деньги от субботника?», «Надоело доказывать очевидное».
В мае 1989 года конфликт между администрацией ЛПЦ-2 и рабочим коллективом вылился в открытое противостояние – забастовку. А началось всё с банального факта: кладовщица не выдала прокатчикам мыло, и те взбунтовались. Припомнили и кошмарные условия труда, и неадекватную зарплату, и чёрствость начальников. Но это были ещё «цветочки» по сравнению с тем, как будут развиваться события на предприятиях города в дальнейшем.
Газета – центр политической жизни
В конце 1980-х-начале 1990-х жизнь в городе ещё катилась по накатанным советско-партийным рельсам, но «паровоз» уже заметно менял привычный маршрут. В стране начались выборы в Верховный Совет СССР – гласные, свободные, альтернативные. «Искра» не просто освещала их ход - она постигала азы новой выборной системы и активно передавала знания читательской аудитории.
При поддержке главреда Ворожеина газета стала настоящим центром политической жизни Лысьвы. В редакции работал клуб избирателей – своего рода дискуссионная площадка, на которой, как на поле боя, сталкивались в словесных поединках выразители разных мнений и точек зрения. Одним из активнейших сторонников новых веяний был, конечно, наш главный редактор.
В то время он уже заочно учился в Сибирском социально-политическом институте по специальности «Политолог–журналист». Много писал на политические темы и сам был не последним игроком на сцене местных политических событий.
В 1990 году редакция выдвигает его кандидатом в депутаты областного совета. Его соперник – тогдашний директор смешанного торга Николай Шиляев – на встречах с избирателями много чего обещает, и это неудивительно: возможности торга даже в условиях жесточайшего дефицита всё-таки были велики. Редактор «Искры» Сергей Ворожеин обещал одно: честно и открыто писать обо всём, отстаивая интересы простого человека. Несмотря на то, что тогда ему не удалось получить мандат областного депутата, слово своё он сдержал.
Тиражи зашкаливали
С самого начала позиция редактора была чётко определена: информация должна быть правдивой, проверенной и отражающей разные позиции. Именно эта установка и делала газету необычайно популярной. Доверие лысьвенцев к своей «Искре» было настолько высоко, что тиражи просто зашкаливали.
Снижение числа подписчиков в середине 1990-х годов было связано отнюдь не с падением читательского интереса к газетным публикациям, а с начавшимся обнищанием людей.
В стране радикально меняются политический строй и экономическая модель государства. Мучительное и насильственное внедрение инструментов рыночной экономики действительно обернулось для всех шоковой терапией.
«Мы вам капусту – вы нам автомобили»
«Искра» - в гуще всего, что происходит в стране и в городе. Её публикации необычайно остры и злободневны. В политике – не ураган, а настоящий смерч, беспощадно рушивший привычные устои общества. Бесконечные выборные кампании, активные обсуждения роли КПСС и смены политического и экономического курсов. Появилась первая информация о добровольном выходе коммунистов из рядов партии. Она ещё пытается сохранить былое влияние, но закат коммунистических идей уже виден каждому.
Голодный народ больше не хочет мириться с пустыми прилавками и талонами. Начинается бартер. «Мы вам овощи – вы нам автомобили» - с таким заголовком в газете выходит информация о том, что Верхне-Муллинский совхоз за поставку моркови и капусты потребовал у торга 15 автомобилей и 10 тракторов. Народ в шоке. В одном из октябрьских номеров «Искра» публикует информацию о дефиците хлеба. Люди в панике, в магазинах - очереди. У народных контролёров это тема номер один.
В январском выпуске за 1991 год «Искра» обнародовала информацию, что рабочий контроль НПО «Привод» обнаружил вопиющий факт: в магазине № 17 на ул. Пушкина в холодном складе контролёры нашли 130 хлебобулочных изделий. И это в то время, когда в магазинах за ними выстраиваются длинные очереди. «Где же колбаса?» - вопрошают читатели со страниц другого номера газеты. Публикуя отчёт с сессии горсовета, где шёл острый разговор о проблемах продовольственного снабжения граждан, редактор «Искры» Сергей Ворожеин уже в заголовке делает вывод: «За что боролись, на то и напоролись!».
В 1992 году меняется ценовая политика: цены «отпущены» в свободное плавание. Прилавки магазинов постепенно наполняются товаром - цены стремительно растут. Кроме того год начался введением налога с продаж, и уже в январском номере под рубрикой «Караул: рынок» газета публикует мнение читателя о том, к чему приведут рыночные процессы.
«Искра» стала оплотом гласности и демократии
В девяностые годы страницы «Искры» буквально нашпигованы политической и экономической тематикой. В союзных республиках СССР – Литве, Грузии, Армении, Латвии – протесты, митинги, столкновения с милицией, первые жертвы. В Лысьве далёкие события находят самый горячий отклик. Люди пишут в газету, активно обсуждает тему клуб избирателей. О том, насколько острой и животрепещущей была тематика, свидетельствуют заголовки публикаций: «Надо ли разрушать СССР?», «Парткомы на заводе: нужны ли они?», «Свобода цен и цена свободы», «Бои у молочных прилавков» и т.д.
Слова «демократия и гласность» не сходят со страниц. Журналисту Кучумову выпала удача поучаствовать в работе съезда только что родившейся оппозиционной КПСС партии - Демократической партии России. Редактор одобрил его командировку, с миру по нитке собрали коллеге деньжат на дорогу.
Он привёз из Москвы материал, основанный на первоисточниках – тогдашних демократах. И сам стал убеждённым демократом, впоследствии активно поддерживающим распад СССР. В период кампании по подготовке к референдуму о сохранении Союза написал на фасаде многоэтажки лозунг: «Железным кулаком референдума загоним республики в стойло», чем вызвал у одних бурю возмущения, у других – одобрения. Отсидел ночь в СИЗО, а потом замазывал краской своё «творение» на виду у смеющейся публики.
Менялось содержание, менялся дизайн
Девяностые годы смело можно назвать поворотными в истории «Искры». Журналистам и читателям они дали возможность сполна глотнуть воздуха свободы и демократии. Переход к рынку и крушение «железного занавеса» позволили по-новому и объективно оценить своё издание и сломать десятилетиями складывающийся стереотип советской газеты. «Искра» начала менять лицо, дизайн, переходить на новые технологии. Здесь роль редактора Ворожеина трудно переоценить.
В начале 1990-х с группой пермских журналистов он побывал во Франции, в Париже. Познакомился с технологией производства европейских печатных СМИ. Приехал восторженный, но ужасно расстроенный: мы-то почему так отстали от Запада?
Офсетная печать использовалась в мощной по тем временам пермской типографии «Звезда», но районные газеты даже мечтать о ней не могли. Во-первых, нужно было оснастить редакции компьютерной техникой, во-вторых, обучить работе на современных комплексах людей. «Искра» едва ли не первой в области реализовала эти задачи. Купила компьютеры, по сегодняшним меркам весьма маломощные, но по тем временам - современные машинки. С обучением персонала проблем не было: любопытные газетчики охотно осваивали новую технику.
1 апреля 1993 года «Искра» впервые смоделировала номер, используя возможности компьютерной технологии, и напечатала тираж в Кунгуре, где была установлена офсетная печатная машина. Читатели не узнали своей газеты: настолько она показалась им необычной. А номер, посвящённый Дню Победы, был исполнен уже в цвете. Готовя его, газетчики сильно волновались. Но результат превзошёл все ожидания: читатели были в восторге – звонили, поздравляли. С 1994 года «Искра» полностью перешла на офсетную печать.
Упорно, шаг за шагом, коллектив осваивал и совершенствовал не только новый контент, связанный с бурно меняющейся реальностью, но и газетный дизайн, наполняя его современным инструментарием, появившимся на медиарынке.
Газета, словно проснувшись от долгой спячки, развивалась, как и сама жизнь, - стремительно. Читательская аудитория была по-прежнему большой. Но сумасшедшая инфляция, безработица, задержка зарплат, пенсий, пособий – словом, жуткое падение уровня жизни лысьвенцев в девяностые годы не могли не сказаться на тираже. К тому же давний партнёр – почта - уже тогда повёл себя не по-партнёрски. Цены на доставку газеты она подняла настолько, что 20 августа 1991 года «Искра» вышла с белым пятном на первой полосе и с заголовком «Экономическая удавка на шее районной прессы».
Учитывая сложнейшую финансово-экономическую ситуацию в городе и в каждой лысьвенской семье, редакция начала новый формат подписной кампании: полугодовой. Это помогло сохранить основную часть подписчиков и постепенно наращивать тираж. Но тут новый сюрприз – деноминация 1998 года. Обесцененный рубль менялся из расчёта 1000 на 1 - за тысячу «деревянных» давали один рубль. Подписка резко сократилась - до 9950 экземпляров. Мы прекрасно понимали причину: денег у населения не хватало даже на еду. Тем не менее главному редактору и коллективу удалось справиться с обвалом подписки и вернуть читательскую аудиторию.
К концу 2000 года она выросла уже почти до 13 тысяч. Газета по-прежнему была необычайно востребованной. Много писала о казусах приватизации, о митингах, о безработице, о бедственном положении большинства горожан. Рассказывала и о положительных моментах, коих было немного, но они зримо проявлялись в новых экономических условиях.
На её страницах появились первые рекламные модули – скромные, неяркие. И само слово «реклама» для читателей было новым. Начиная с 1996 года «Искра» стала заметно «толстеть». Поток информации был настолько мощным, что привычных четырёх полос уже не хватало.
В середине 1990-х людей захлестнула лихорадка финансовых пирамид – «хопров», русского дома «Селенга», МММ и им подобных. Тогда мало кто понимал, что происходит. Несмотря на то, что газета публиковала их рекламу, журналисты пытались понять, как можно заработать огромные деньги, ничего не производя. Пыталась вразумить читателей: задумайтесь, прежде чем вкладывать средства в эти конторы. Увы, не помогло...
Крайне много проходило выборных кампаний в разные уровни власти. В 1994 году редактор Ворожеин получил мандат депутата городского совета и был избран членом президиума. Его статьи на темы местного политического истеблишмента вызывали огромный интерес у читающей публики.
Лучшая в Прикамье уже 19 лет
1998-й год по праву можно назвать славной вехой в истории издания. По инициативе искровцев и при поддержке областной власти и регионального отделения Союза журналистов в Лысьве прошёл первый фестиваль городских и районных газет «Журналистская весна». «Искра» побила на нём все рекорды. Её признали лучшей газетой Прикамья, редактора – лучшим редактором, журналисты стали обладателями дипломов практически во всех номинациях. К слову, уже 19 лет газета держит эту высокую планку, из года в год подтверждая звание лучшей.
Она первой в крае (тогда - области) в девяностые годы сменила юридический статус. После августовского путча, который искровцы сразу и бесповоротно признали незаконным госпереворотом и обозначали свою позицию на страницах издания, коллектив под руководством главреда начал акционирование. Учредители – бюро горкома КПСС и исполком совета народных депутатов – канули в Лету. В качестве учредителей выступили коллектив газеты и с небольшой долей в уставном капитале ООО «Искра» - администрация города.
Финансовая независимость, основанная на умении вести бизнес в условиях экономической нестабильности и конкуренции, чёткая гражданская позиция, обозначавшаяся в ежегодных декларациях о намерениях, выступать с которыми коллектив газеты начал с 1999 года, позволили не только сохранить высокий имидж издания, но и выйти на новые рубежи.
Его имя и след остались на страницах «Искры»
«Нулевые» годы – отдельная глава в истории издания, наполненная интересными фактами и событиями, происходившими и происходящими в городе, в стране. Но она, безусловно, уже более спокойна и уравновешенна, чем лихие девяностые. Только поучаствовать в этой летописи Сергею Ворожеину уже практически не довелось. В силу сложившихся обстоятельств, основанных на личном выборе, летом 2001 года он передал бразды правления «Искрой» своему заместителю Елене Орловой.
Однако, сменив место работы, связей с газетой не терял. Писал - правда, немного. Заходил к коллегам, чтобы обсудить что-то интересное.
Он ушёл из жизни рано и неожиданно. Проводить в последний путь мятежного редактора, верного коллегу и просто хорошего человека съехались журналисты из клуба «Красная строка». Помнится, на церемонии прощания тогдашний председатель краевой организации Союза журналистов Василий Мосеев (ныне тоже покойный) горестно говорил о непростой судьбе этого человека, о его организаторских способностях, о таланте и нерастраченном потенциале. Его имя осталось в подшивках на страницах «Искры» и в памяти многих верных её читателей.
Социальные комментарии Cackle