
Сто двадцать километров непроезжей грязи и несколько сотен луж. Путешествие по реке и дрифт* по глиняным склонам. Не так-то просто добраться до самых отдалённых фермерских хозяйств Лысьвы в селе Кын и деревне Симаново.
Так уж вышло, что в самый дождливый день вместе с начальником отдела сельского хозяйства Ниной ВИНОКУРОВОЙ мы отправились в гости к фермерам, чтобы увидеть, как они реализовали полученные от государства гранты.
К овечкам – на лодке
- Всякое бывало, но на лодке к фермерам ещё не плавала, - расправляет на коленях дождевик Нина Павловна.
Под бортами железного сварного судна плещется тёмная вода Чусовой. Берега полнёхоньки. Затопило прибрежные ивы, так что к фермерскому хозяйству Евгения ЩУКИНА по берегу не добраться. Разве только на тракторе, но на лодке быстрее и безопаснее.
На корме сидит наш провожатый – сын фермера Дмитрий.
- Ради него всё затеял, - кивает на сына Евгений Сергеевич. Все пояснения он даёт уже на берегу, благо добрались до него благополучно.
На небольшом плато приютились несколько домиков – хозяйственные постройки, ангар и новый навес для овец романовской породы, который фермер поставил недавно. Сами барашки, грязные, сырые, жмутся друг к дружке в загоне, так же, как и люди, ожидая, когда кто-то на небесах выключит кран. Но кран не выключается. Мелкая морось превратила зелёный травянистый берег в чавкающую под ногами грязь.
- Всю жизнь проработал в колхозе, - рассказывает Евгений Сергеевич и показывает в направлении бывших колхозных построек. - Здесь раньше коровник стоял, а там - свинарник. И овчарня была. А потом всё растащили...
- Даже электролинию разобрали, - подтверждает Дмитрий.
Мы высадились в местечке с романтичным названием Долгий луг. Здесь по берегу проходит туристская тропа в сторону камня Стенового. А на отлогом взгорье зеленеет трава, в три стены огороженная мелколесьем.
- Это наши десять гектаров, - окидывает взглядом угодья Дмитрий. - Когда отец из колхоза выходил, ему пай дали. Сказали, на всю жизнь, бумаг переоформлять не требуется. А недавно случайно узнали, что наши земли кому-то уже начали отмежёвывать. Пришлось ехать в город, утрясать недоразумения.
У сегодняшних фермеров две беды. Нет, не те, о которых вы подумали, хотя дороги и тут оставляют желать лучшего. Уже третье лето подряд сельчане не могут заготовить корма. В прошлом году солнце нещадно высушило травы. В позапрошлом трактора застревали в наполненных влагой полях. Вот и нынче не лето, а одно недоразумение.
- А нет кормов, как поголовье наращивать? – вопрошает Дима.
Вторая беда – земли. То их не хватает, то на них внезапно находятся претенденты. С Щукиными вышла такая история. Двадцать лет арендовали на берегу гектары, исправно платили. А как построились - им отказали в аренде. Видимо, кому-то приглянулись фермерские угодья?
Манит река, успокаивает...
Хозяйство у Щукиных молодое. По программе «Начинающий фермер» глава семьи получил грант в 1,5 млн рублей. На эти средства закупили овец и трактор. Сейчас ярки дают первый приплод. На ферме, на травяной душистой подстилке, - молодая матка и трёхдневные малыши. Еле держатся на тонких ножках. Не фотографирую, чтобы не сглазить.
Если всё у молодого фермера сложится, будет наращивать поголовье.
- А там и о бычках будем думать, - подбадривает сына отец.
Оба – деревенские, работы не боятся. По вечерам мастерят лодки на заказ. На берегу возле их дома – масса техники. Косилки, сеялки-веялки, тракторы, грузовики – всё, что требуется в хозяйстве. Белеет свежей доской новенькая лодка, опрокинутая на козлы.
- Местные в последнее время приноровились на железных ходить, - знакомит с деревенской «модой» Дмитрий. – А вот городские деревянные заказывают. Мы с отцом всю жизнь этим занимаемся.
Дима сам выстроил дом рядом с родительским гнездом. Признаётся: как и все, по молодости пытал счастья в городах. Работал трактористом на Севере, автослесарем в Лысьве. А потом потянуло на родину. Забрал семью и вернулся в Кын-завод. Здесь родилась его младшая дочь, Елизавета. Старшая, Ангелина, в этом году окончила университет, а средняя, Дарья, ходит в местную школу и в Кыновской народный дом творчества: поёт, танцует.
- Как семья отнеслась к переезду? – интересуюсь у фермера.
- Все только рады, - улыбается Дима. - Особенно супруга, Виталина Борисовна, и средняя дочь. Им здесь очень нравится.
Дом Щукиных на берегу - самый приметный. На центральной стене над воротами притягивает взгляд картина лысьвенского художника Е.Г. Шилова. Её мастер подарил главе семейства лично - долгое время жил здесь и рисовал пейзажи. На картине - берег Чусовой, утопающий в неброских уральских красках позднего лета. Но даже невзрачная красота тайги завораживает. Да и может ли быть иначе? Вон сколько больших пафосных и маленьких простеньких домиков выстроилось вдоль берега! В последнее время горожане всё чаще покупают в Кыну развалюхи, сносят их и ставят новые добротные дома.
Потому что река - рядом. Она манит, успокаивает...
Будут корма – будет прирост
- Эй, хозяева! Есть кто живой? - кричим в окна крайнего крепенького дома.
Три бревенчатых «богатыря» на улице Нагорной – единственные в поле видимости. Макаровы забрались высоко, на самую гору. Из их окон пейзаж - как «обои» на мониторе компьютера, только широкоформатные и более реалистичные.
Глава крестьянско-фермерского хозяйства Андрей МАКАРОВ с детства помогал родителям по хозяйству. Мама, Марина Борисовна, всю жизнь проработала в колхозе зоотехником, отец, Дмитрий Валерьевич, - трактористом. Без молока никогда не жили. И когда встал вопрос, чем будет заниматься сын, сомнений не было - фермерством.
Андрей встречает нас с годовалым сыном на руках.
- Болеет, один не остаётся, - поясняет заботливый папа.
Минуя лужи, огороды, ведёт нас на зады – там стоит новенькая ферма. Строили её Макаровы сами, как и все свои три дома. На ферме - три десятка телят. Тянут мордочки в щели яслей: а вдруг что-то вкусненькое дадут?
Начинали Макаровы с двух коров. Постепенно количество поголовья росло. Два года назад взяли грант по программе «Начинающий фермер» в 1,5 млн рублей. Приобрели «ГАЗель-фермер» и 40 голов молодняка. Сегодня бывших телят не узнать. В поле под присмотром электропастуха щиплют траву быки солидных размеров. Поляна для прогулки внушительная. В собственности у Макаровых - 35 гектаров земли, нынче разработали ещё 70. Все угодья заняты пастбищем и травами под сенокос.
- В прошлом году на наших полях всё высохло, - делится наболевшим Андрей. – Мы присмотрели небольшой участок в урочище бывшей деревни Кисели. Там корма хорошие, сочные, но нужно торить дорогу.
Заработать можно
Жизнь в деревне - сплошной экстрим. Покос, заготовка дров – всё на преодолении. Чего только стоит добраться до Макаровых: вверх по крутому склону, да ещё три ручья, перерезающих дорогу, нынче превратились в небольшие речки.
- Конечно, хотелось бы увеличить поголовье, - рассуждает Андрей. – Но пока не хватает кормов.
Чем больше в хозяйстве голов, тем выгоднее содержать ферму. Это знает любой крестьянин. Пока в молодом хозяйстве прибыль незначительна. Молоко и сметану охотно покупают местные жители, мясо фермеры реализуют по заявкам.
- А может быть, в город? Там жизнь проще! – транслирую мысли большинства.
- Знаете, хорошо там, где нас нет, - вспоминает народную мудрость Андрей. – В деревне тоже можно заработать, главное – захотеть.
Кстати, молодой деревенский парень в январе стоял на сцене ЛКДЦ в числе победителей акции «Человек года» в номинации «Молодое поколение». Письма о нём писали односельчане, упоминали его хозяйственность, деловитость, безотказность. Он ведь не только с хозяйством успевает управляться, но и в Доме творчества, если попросят, помогает – там ведёт танцевальный кружок его сестра, Анна.
- Добрый он у нас, - подтверждает мама, Марина Борисовна. – Если едет в посёлок, нагрузит полную машину: кому молока, кому сметаны, кому яиц.
Макаровы и нас без чая не отпустили. Не принято в деревне гостя на пустой желудок в дорогу отправлять.
Где овсы и вика
Кочки, лужи, колеи... И вот уже с пригорка виднеется деревня Симаново. Дорогу преграждает шлагбаум. Не потому, что здесь не желают видеть гостей, а чтобы овцы и коровы не ушли. Они стоят под широкими лапами елей у самой дороги. Даже траву не едят – сырая. Смотрят на нас с изумлением: мол, зачем пожаловали в такую непогодь?
Приехали к одному из старейших фермеров Лысьвы – Сергею Ивановичу Алики-ну. Своё первое хозяйство он зарегистрировал ещё в 1991 году. Сегодня один из немногих в районе занимается разведением герефордов - мясной породы крупного рогатого скота. Вот только чтобы увидеть красивых рыжих, с белыми чубами, бычков, надо ехать далеко в поля.
Сергей Иванович заводит «Соболь». Объясняет: купил полноприводный семиместный автомобиль, чтобы возить односельчан к поезду. А теперь это незаменимый помощник.
По глиняной глубокой промоине машину бросает из стороны в сторону. Колёса буксуют, грязи - по уши. На поворотах хватаемся за спинки сидений. Вот это экстрим! Нам один раз прокатиться, а Сергей Иванович наведывается к своим бычкам несколько раз за день.
Дорога с двух сторон охвачена полями. На одном зеленеют овсы, на другом вьются усики вики. Всё ухожено. Приятно для глаз. Даже высокие редкие сосны среди ельника делают лес каким-то причёсанным и опрятным.
Герефорды Сергея Ивановича тоже гуляют под охраной электропастуха. И им тоже не по нраву затяжной дождь. Спускаемся к ним по сырой траве, а они удаляются на другой край поля по-английски, с достоинством.
- Сегодня уже съели свои 50 килограммов комбикорма, - комментирует хозяин. – Знают, что больше не дадут.
Герефордов Сергей Иванович приобрёл в 2014-м. Сегодня у него в хозяйстве более 70 голов. Мясо реализует в кооператив «Надежда». Правда, замечает: берут дёшево, в последний раз сдавал по 230 рублей за килограмм. А затраты окупаются от 380 рублей за кило.
42 года на хозяйстве
Чтобы купить необходимую в хозяйстве технику, фермер вынужден брать кредиты. За последние годы Сергей Иванович приобрёл в лизинг новый комбайн, сенозаготовительный комплекс, сеялку. Он обрабатывает 300 с лишним гектаров земли. В этом году засеял овсом 190, да ещё под многолетними травами 250.
Июльские дожди для фермера - не помеха. Говорит, сидеть без дела не привык: в дождь технику в гараже ремонтирует. Из города, чтобы помочь отцу, приехал сын. Алексей включается в разговор о папиных мечтах:
- Он мечтает на пенсию выйти - и ноги в потолок, - шутит сын.
- Нет, буду работать, пока ноги держат, - возражает отец.
Стаж Сергея Ивановича в сельском хозяйстве - 42 года. Пришёл в колхоз «Мир» после окончания ПТУ с дипломом тракториста в 1975 году. Пережил развал страны, лихие девяностые. Сегодня государство помогает: Сергей Иванович получил грант по программе «Семейная ферма». Значит, можно строить планы.
На небе кто-то сжалился и, наконец, выключил кран. Выглянуло солнце, запели птицы. И в лужах, казавшихся до этого просто грязью, отразилась радуга...
На обратном пути покупаем в Рассолёнковской хлебопекарне душистый деревенский хлеб. В городе уже давно не найти такой щедрой по весу буханки. А запах какой! Бережно отламываю кусочек. Вот он - вкус деревни! И усталость как рукой снимает.
*Дрифт - техника прохождения поворотов, характеризующаяся использованием управляемого заноса на максимально возможных для удержания на трассе скорости и угла к траектории.
Социальные комментарии Cackleперейти к списку статейверсия для печати