О причинах транспортного кризиса в Лысьве, или Почему бабушки рыдали над рассадой?
Бензин дорожает с каждым днем. И это проблема не только автолюбителей. Предприятия, занимающиеся пассажирскими перевозками, по этой причине не могут назвать свой бизнес прибыльным. Многие из них терпят убытки. Некоторые – на грани банкротства. Именно такая участь постигла одно из некогда крупнейших транспортных предприятий – ООО «Лысьвенское АТП». Оно не смогло обслуживать большую часть пригородных маршрутов, в том числе и направления на коллективные сады. Местная власть была вынуждена объявить конкурс, который выиграли частники. Хотя муниципальных транспортников давно нет. Хорошо это или плохо? Дотирует ли государство эту отрасль? Жизнеспособно ли понятие «общественный транспорт», и какое его ждет будущее?
Сменили извоз на кирпичный завод
Информация об аресте имущества лысьвенского автотранспортного предприятия «всплыла» на встрече администрации района и поселения с активом коллективных садов. Тогда она наделала много шума, в первую очередь потому, что лысьвенцев волновало одно: кто будет возить в сады? Сегодня этот вопрос решен. Но чужой пример - другим наука. В этой связи убыточность большого автотранспортного предприятия весьма показательна.
По словам судебного пристава Ираиды КАМЕНСКИХ, сегодня в деле у ее службы несколько судебных производств по взысканию задолженности с ООО «Лысьвенское АТП» в пользу Пенсионного фонда на общую сумму 645 тысяч рублей. Без ограничения правом пользования приставами описано имущество АТП – «Волга» и две «ГАЗельки» - до момента погашения задолженности. Еще одно производство было возбуждено с подачи налоговой инспекции, которая пытается взыскать причитающиеся долги. Арест на девять ЛиАЗов, находящихся в собственности ООО «Пассажиртранс», наложил уже другой судебный пристав, исполняющий производство. Но долги предприятию гасить нечем. С 10 апреля этого года оно официально прекратило свою деятельность. Правда, по словам начальника сектора экономического развития и транспорта администрации Лысьвенского поселения Игоря БАРТОВА, «Пассажиртранс» оставил за собой три маршрута: «Лысьва-Обманка», «Лысьва-Чусовой» и «Лысьва-Пермь».
Надолго ли? Неизвестно. Работник АТП, пришедший в редакцию пожаловаться на задержку зарплаты, рассказал, что новым собственникам перевозки больше не интересны. Сегодня на территории предприятия ведется строительство кирпичного завода.
Всему виной - единый проездной?
А пока одни ведут счет долгам, другие пытаются подсчитать прибыль. Основной оператор пассажирских перевозок, действующий на территории района, «Форвард-ТРАНС», обслуживает 10 из 15 городских маршрутов. Помимо этого возит дачников в сады.
Специалисты администрации Лысьвенского городского поселения, проехав по всем автобусным маршрутам в сады, провели выборочный мониторинг социальных групп населения, пользующихся услугами общественного транспорта. Это дало условный максимум перевозок и процентное соотношение категорий льготников и платежеспособного населения. Льготников оказалось 38 процентов. Ежемесячно перевозчики недополучают от выполнения услуги с учетом возмещения средств за социальные проездные документы (СПД) 140 тысяч рублей.
Сегодня СПД не позволяет транспортникам получить прибыль. В основном - за счет самой системы возмещения затрат на перевозки. После того, как деньги от продажи СПД перечисляются в ГУ «Пермский областной фонд социальной поддержки населения», перевозчикам, работающим на городских маршрутах и садах, поступает в среднем только 36% от стоимости проездных, реализованных на территории. 54% уходят на автовокзал в качестве компенсации стоимости проезда на пригородных маршрутах и 10 процентов в порядке дотации железнодорожному транспорту. Понятно, что эти средства не покрывают всех убытков операторов пассажирских перевозок. Тем более, что цены на топливо растут с каждым днем.
- Перед открытием маршрутов в сады мы сравнивали цены на горючее с аналогичным периодом прошлого года, - поясняет Игорь Бартов. – Цены возросли более чем на 30 процентов. С начала этого года топливо дорожало пять раз. А вот во сколько раз увеличилась стоимость проезда в общественном транспорте? Экономически обоснованный тариф в 9 рублей был утвержден Думой городского поселения 28 апреля 2007 года. Уже тогда в этот тариф был заложен минимальный уровень рентабельности – 5 процентов. По сведениям «Форвард-ТРАНСа», себестоимость перевозки одного пассажира еще в 2007 году составляла 9 рублей 15 копеек.
Зарплатам не угнаться за ценами
27 мая Дума поселения утвердила новый тариф на городских маршрутах – 10 рублей 50 копеек. Какова жизнеспособность транспортников с учетом такого тарифа, сказать сложно. Но если учесть осенний взлет цен на горючее (а перед уборочной он обязательно повторится), то становится ясно, что заниматься пассажирскими перевозками сегодня просто невыгодно. Понятно и другое: заработная плата не может угнаться за ростом цен. И постоянно повышать стоимость проезда - значит усугубить ситуацию. Те, кто сегодня ездит в «ГАЗельках» и «ПАЗиках» за деньги, но имеет право на СПД, с ростом тарифа на перевозки приобретут проездной. А это дополнительные убытки для перевозчика.
- Не надо думать, что Лысьва - какая-то особенная в этом смысле территория, - продолжает Игорь Игоревич. - В Перми, к примеру, перевозчики еще зимой озвучили реальную стоимость проезда в общественном транспорте - 15 рублей (учитывая огромный для миллионного города пассажирооборот). И уровень рентабельности у пермяков при стоимости билета в 10 рублей составлял 20 процентов. С нашим, конечно, не сравнить. Считаю, что территориям надо скооперироваться и направить письмо губернатору, а тому выходить на уровень Федерации. Однозначно: транспортная проблема достигла апогея. Рост цен на горючее предугадать невозможно. И нет никакой гарантии, что новый тариф, утвержденный городской Думой, к осени не станет убыточным для перевозчика.
Чем мы хуже китайцев?
Автотранспортная отрасль в России не дотируется государством. Известно почему: курс на ликвидацию муниципальных предприятий, взятый правительством, предполагает, что частный бизнес должен полноправно войти в социальную сферу. Однако для поддержки транспортников предусмотрены федеральные и краевые целевые субвенции, которые в 2007 году, например, предназначались для пополнения автобусного парка и приобретения запчастей. Хоть и маленькая, но помощь. Однако за первый квартал 2008 года районам не было перечислено ни копейки. Причина – не разработан краевой механизм выделения средств территориям.
Передача частному бизнесу транспортных услуг, объектов жилищно-коммунальной сферы, здравоохранения, питания - прогрессивный для развития территорий шаг. Так считает правительство. Но тогда как объяснить, что, к примеру, в Германии до сих пор успешно функционирует муниципальный транспорт? И редкий частник будет допущен в эту отрасль, а если и допущен, то после жесткого отбора и при огромном количестве требований. Муниципальный общественный транспорт до сих пор есть в Англии, Америке, Китае. Дотации государства в отрасль в разных странах составляют от 30 до 70 процентов.
Я уже не говорю об элементарной безопасности пассажиров. Срок эксплуатации автобуса – пять лет. А кто ревизировал наши маршрутки? Частники приобретают восстановленные, после капитального ремонта, «ПАЗики» и «ГАЗельки», стоимость которых – около 500 тысяч рублей. Последний новый ПАЗ был приобретен на средства субвенции в первом квартале 2007 года для «Форвард-ТРАНСа».
Из моховлян в лысьву - пешком?
После того, как Лысьвенское АТП перестало обслуживать пригородные маршруты, администрация провела конкурс на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на районных маршрутах регулярного сообщения в МУ «Лысьвенский муниципальный район».
На конкурс были выставлены три лота по два маршрута в каждом: «Кын-Лысьва», «Лысьва-Моховляне», «Лысьва-Кормовище», «Лысьва-Аитково» и «Лысьва-Канабеки». Результаты конкурса таковы: маршруты до Канабеков и Аитково выиграла ИП Милютина, до Матвеево и Кына – ИП Юшков. А маршруты до Кормовища и Моховлян перевозчиков не заинтересовали. Если Кормовище все-таки обслуживает ИП Митрофанова, то маршрут «Лысьва-Моховляне» остался невостребованным частниками. Конечно, это не значит, что он не востребован населением.
- Ситуацию усугубляет то, что состояние дороги до Моховлян оставляет желать лучшего: порядка 30 км - в щебеночном исполнении, - комментирует Игорь Игоревич. - Средства, предусмотренные конкурсом, не заинтересовали перевозчиков. Районная администрация решает проблему, и, возможно, в ближайшем будущем на этот маршрут будут выделены дополнительные деньги.
Не лучше обстоят дела и с перевозками садоводов. Расписание движения до садов составлено с учетом часов пик. Временной промежуток с 15 до 18 часов выпадает из садово-огородного графика, так как в этот период основная масса людей возвращается с работы. Транспорта катастрофически не хватает. В распоряжении «Форвард-ТРАНСа» - 20 «ПАЗиков», и все они эксплуатируются по полной программе. Катаясь до девяти вечера по садовым маршрутам, водители удлиняют свой рабочий день до 12, а порой и до 14 часов, за что администрация предприятия получает предписания от транспортной инспекции. Квалифицированных кадров не хватает. В ПУ-6 обучается группа водителей, но стажеры получат права только через полгода. И хорошо, если 30-40 процентов новоиспеченных шоферов заинтересуют пассажирские перевозки.
Денег нет - сушите весла
Есть ли завтра у этой убыточной сегодня транспортной отрасли? Этим вопросом должна озадачиться власть. Известно: частник живет по закону денег. Есть деньги – есть услуга, нет денег… Как говорится, сушите весла. Все сказанное выше вовсе не означает, что выхода из создавшейся ситуации нет. Его необходимо искать. Смогли же договориться, к примеру, власть и население в Кунгуре. Там льготники платят за проезд в общественном транспорте 50% от стоимости билета и проездных не покупают. Перевозчики с прибылью и льготники не в обиде.
Хотя пенсионеров, пользующихся СПД, тоже можно понять. Они заслужили это право, отработав в самые трудные для страны годы по 40 и более лет на производстве. Легко встать и на место перевозчиков – никому не хочется работать в убыток. А вот что действительно непонятно - в чем провинились садоводы и огородники, желающие с комфортом добраться до своих любимых шести соток?
Во вторник на автостанции состоялся стихийный митинг протеста дачников из коллективных садов № 24 и № 25 (на снимке). Пенсионеры негодовали – автобус отменили без предупреждения. Маршрут обслуживает частник. Отсутствие рейса он объяснил просто: «Невыгодно!» К митингующим не вышел ни один чиновник из администрации района или поселения. А бабушки рыдали и мысленно хоронили свою рассаду, понимая, что этот дачный сезон их уже вряд ли чем-то порадует...
- По данным сектора экономического развития и транспорта администрации Лысьвенского поселения, пассажиропоток за 2007 год на городских маршрутах Лысьвы составил более 5 млн. человек. Из них 11% – льготники. В среднем за месяц каждый льготник совершил 39 поездок. Можно посчитать, сколько недополучил перевозчик, если умножить это число на 9 рублей (стоимость проезда) и вычесть стоимость федерального СПД – 265 рублей или регионального СПД - 275 рублей. Убытки от каждого льготника составляли 86 и 76 рублей соответственно.
- 22 тысячи лысьвенцев имеют право на социальные проездные билеты. Из них в 2007 году СПД воспользовались 14 тысяч 60 человек.