Пермский край назначил единого регионального оператора по сбору и утилизации твёрдых коммунальных отходов. Им стало ПКГУП «Теплоэнерго». Вроде бы, и предприятие государственное, и цели нужные. Но что скрывается за очередной мусорной реформой? Как говорится, откуда ветер дует?
ДОГОВОР ЧЕРЕЗ ОФЕРТУ
Для начала расшифруем аббревиатуру: ПКГУП – это Пермское краевое государственное унитарное предприятие. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
№ 161-ФЗ от 14.11.2002 г. унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделённая правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником.
Коммерческая организация – это юридическое лицо, преследующее в качестве основной деятельности главную цель - получить прибыль. За чей счёт ПКГУП «Теплоэнерго» желает получить прибыль? Правильно - за наш.
Но как долго это предприятие останется государственным? «Недолго, - говорят нам законодатели. - Лишь до 1 января 2021 года». То есть граждан, по сути, обязывают в очередной раз «скинуться» на чей-то частный бизнес, назначая платежи по установленным тарифам.
Нам предлагают заключить с региональным оператором договоры на вывоз мусора, но при этом фактическое подписание документов не обязательно: оплата первой квитанции и будет согласием с публичной офертой.
Что такое публичная оферта? Согласно п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса РФ это «содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто на него отзовётся».
Читаем далее: ст. 438 ГК РФ гласит, что «акцептом признаётся ответ лица, которому адресована оферта, о её принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношений сторон. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для её акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте».
МУСОР ПРОИЗВОДЯТ… КВАДРАТНЫЕ МЕТРЫ
Нам также предложили обязательные к оплате тарифы на вывоз мусора – 3,84 рубля с квадратного метра квартиры и 71,7 рубля с человека в частном доме. Вот так раз! То есть в частных домах мусор производят люди, а в квартирах - квадратные метры, причём по 10,6 кг в год каждый! Ты в командировке, в больнице или уехал в отпуск, а квадратный метр производит мусор.
А вот ещё одна интересная задача: в трёхкомнатной квартире живёт одинокий пенсионер, а в соседнем жилом помещении такой же площади - многодетная семья. Вопрос: чьи квадратные метры произведут больше мусора? Ответ нам даёт региональный оператор ПКГУП «Теплоэнерго» - одинаково!
Но посмотрим, что говорит об этом постановление Правительства РФ от 3 июня 2016 г.
№ 505. П. 2. ч. 1 гласит: «Коммерческому учёту подлежат объём и (или) масса твёрдых коммунальных отходов в местах их накопления, сортированных твёрдых коммунальных отходов, несортированных ТКО, крупногабаритных отходов». А где же тут про квадратные метры, которые «извергают» мусор? Где сказано о норме производительности мусора на человека?
Объём и масса - вот в чём должны измеряться отходы. Постановление Правительства РФ в п. 6 ч. 2 предписывает: «В целях осуществления расчётов с собственниками твёрдых коммунальных отходов коммерческий учёт ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил». Читаем подпункт «а» п. 5 ч. 2: «Коммерческий учёт твёрдых коммунальных отходов осуществляется расчётным путём исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объёма, а также количества и объёма контейнеров в местах накопления ТКО».
И опять объём и количество. А где же квадратные метры и человек? Их нет и быть не может! Региональный оператор расплачивается с перевозчиками согласно весу мусора, доставленного на полигон. Получается, если и требовать с граждан деньги, то по факту вывоза их мусора исходя из его веса или объёма.
МЫ – СОБСТВЕНИИКИ МУСОРА
Но всё же кое-что мы упустили в своих рассуждениях. А Правительство РФ в установленных правилах нам как бы подсказывает: «В целях осуществления расчётов с собственниками…». Неужели мы - собственники произведённого нами мусора? Так ли это?
Многие лысьвенцы помнят, как будучи пионерами и комсомольцами собирали макулатуру и металлолом. Шло даже соревнование, кто больше соберёт. Были пункты приёма стеклотары и ветоши. Даже кости можно было сдавать. Изделий из пластмассы тогда было мало, да и служили они гораздо дольше. Не было и пластиковой упаковки, а если была бы, существовали бы и соответствующие пункты её приёма. Мы приходили на эти пункты и сдавали, пускай за небольшие деньги, то, что нам уже было не нужно. По сути, мы продавали свой мусор.
Всё, что считается мусором, мы когда-то купили, заплатив при этом не только за товар, но и за его упаковку. Значит, товар и упаковка - наша собственность. Об этом говорят и статьи 209 и 136 Гражданского кодекса РФ. Ура, мы собственники своего мусора!
А статья 236 ГК РФ прямо говорит, что каждый может отказаться от своего имущества без намерения сохранить права на него. То есть человек, выбрасывая мусор в контейнер или мусоропровод, показывает, что не планирует забрать эти отходы обратно. Таким образом он отказывается от прав собственности на принадлежащее ему имущество. На основании ст. 226 ГК РФ владелец контейнера или площадки совершает действия, свидетельствующие о том, что он заинтересован в дальнейшем обращении с брошенными отходами (во всех случаях, кстати, извлекая от этой деятельности прибыль). То есть он «обращает вещи в собственность».
Кроме того, в п. 7.8. межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» есть примечание: «Если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся».
А теперь вспомните, на чьей земле стоят контейнеры. Правильно, в большинстве случаев - на муниципальной, а значит, собственником мусора в баках являются органы местного самоуправления. Они собирают и везут мусор региональному оператору, а тот, в свою очередь, оплачивает им затраты на сбор и транспортировку из субсидий, выделенных Пермскому краю из федерального бюджета.
Спрашивается, на что тогда в этой схеме пойдут деньги граждан? На строительство мусороперерабатывающего завода? Тогда почему нам не предложили подписать инвестиционный договор? Или, быть может, в госкорпорации оклады слишком велики, а субсидий из краевого бюджета не хватает? Нам об этом остаётся только догадываться.
ПЛАТИТЬ ЗА МУСОР ДВАЖДЫ
Так зачем же нам платить, если договор подписывать не надо, а мы как собственники мусора добровольно и даром с ним расстаёмся? Если муниципалитет получает деньги за сбор и транспортировку мусора, а региональный оператор получает субсидии от государства? Но откуда берутся деньги на субсидии в бюджете? А это наши с вами деньги. Дело в том, что когда человек приобретает тот или иной товар, в его цену включают и экологический сбор с производителя или экспортёра, который и идёт на субсидии региональному оператору.
С 2020 года этот сбор должен плавно «превратиться» в экологический налог. Значит, купив товар, мы уже заплатили за его утилизацию. Получается, вводя обязательные платежи по фиксированным тарифам, нам предлагают дважды заплатить за утилизацию купленных нами товаров? Вот те на...
Нам слишком часто повторяют: мол, мы ленивы, ничего не хотим. А разобрать мусор по категориям и вовсе ниже нашего достоинства. Но так ли это? Давайте заглянем в мусорное ведро. Что там у нас? В среднестатистическом мусорном ведре 25% - пищевые отходы, 10% - картон и бумага, около 50% - полимеры, 15% - текстиль, резина, металл и прочее.
По большому счёту, органические отходы есть только в квартирах: большинство жителей частных домов перерабатывают всю органику в компост. Металл, макулатуру, ветошь, стекло и пластик можно за плату сдавать в пункты приёма вторсырья. Но так ли просто расстаться с отжившими вещами? Есть ли в шаговой доступности пункты приёма вторичного сырья? Их нет, а это уже недоработка органов местного самоуправления.
В нынешних условиях, когда многие лысьвенцы вынуждены сводить концы с концами, а кто-то просто остался без работы, даже такая небольшая статья доходов, как сдача вторсырья, для некоторых семей стала бы подспорьем в их борьбе за выживание. Создание сети пунктов приёма вторсырья - более эффективная мера поддержки и населения, и экологии, нежели ввод новой статьи расходов в коммунальные квитанции граждан.
Светлана Оборина, читательница
Социальные комментарии Cackle