Апрель нынешнего учебного года пройдёт в лысьвенских школах не только под общим флагом предстартовой подготовки к ГИА и ЕГЭ. Он будет наполнен выявлением спроса на обучение в строящейся школе в родительской и педагогической среде, формированием педагогического состава нового учебного заведения. О важности этих процессов говорила на недавнем общегородском педагогическом совете начальник управления образования города Лариса СТЕПАНОВА. Заглянем за кулисы лысьвенской «стройки века»…
«КОСМОС» ПО-ФРОЛОВСКИ
Новая школа в селе Фролы Пермского района по сравнению с обычными типовыми школами нашего края - реально космос. Фантастика. Так считаю даже сейчас, когда смотрю на февральские снимки годовой давности – фотоотчёт о поездке с начальником управления образования Ларисой Степановой во фроловский школьный «модуль», готовившийся к сдаче.
Делегацию из четырёх очарованных лысьвенцев водили по громадине здания, сравнимого по площади с небольшим
аэропортом, тогдашний начальник управления образования Пермского района Алексей НОРИЦЫН (ныне замглавы администрации Пермского района) и глава Березниковского управления образования Игорь АНТОНОВ, тогда один из ведущих специалистов управления образования района.
Рты у нас не закрывались, глаза удивлённо хлопали ресницами, улыбки непроизвольно тянули уголки губ. Впечатляли масштаб - 25 тысяч квадратных метров, простор и обилие света из больших окон, ультрасовременность интерьеров многочисленных «упакованных» по последнему слову школьной техники кабинетов, залов, холлов и коридоров. Два актовых зала, один из которых с автономным входом и выходом во внутренний двор, два роскошных спортивных - с отдельными душевыми и раздевалками, с навороченным скалодромом. Обширная столовая. Лифты. Туалеты, оборудованные отдельными кабинками для маломобильных групп учащихся и педагогов.
Мультимедиа - везде и всюду, как «отче наш». Танцклассы - мечта современного хореографа. Кабинеты труда – мечта любого профессионального училища. По-европейски стильная библиотечная зона. Разделение и комплектование кабинетов по принципу профиля: гуманитарные, естественно-научные дисциплины, дополнительное образование и т.п.
Мы обошли далеко не всё, но экскурсия заняла около трёх часов. Три часа непреходящих удивления и радости: разве школа может быть настолько крутой, красивой, удобной, современной?! Три часа белейшей зависти и сожаления – жаль, что я не фроловец школьного возраста!
КАРТИНА ДНЯ: ЧТО ИМЕЕМ?
Калькировала эту прошлогоднюю картинку на то, что сегодня происходит в Лысьве, на ул. Балахнина, 128. На стройплощадке новой школы, основа проекта которой – «фроловский» вариант (единственное различие – применение не кирпичной кладки, а качественных силикатных панелей), уже сегодня прорисовываются те же масштабы. Уже просматриваются длинные анфилады переходов, будущая обширная рекреация учебных и служебных помещений.
Что касается текущего хода работ, недавно побывавший на стройке замглавы по соцвопросам Виталий УШАКОВ доложил: отстроенные этажи здания обзаводятся стеклопакетами, идут благо-
устройство, возведение кровли. Напомним: по паспорту объекта начатые в июне 2018 года работы должны завершиться здесь в декабре 2019-го, а ввод здания в эксплуатацию намечен на январь 2020-го. По заверениям специалистов, всё идёт согласно плану. Соблюдение строительных норм строго контролируют как муниципальный заказчик - управление капстроительства Лысьвы, так и технический - УКС Пермского края. И, естественно, первые лица администрации города, специалисты краевого Минобра, первый руководитель местного управления образования.
Школа будет сдана «под ключ» полностью укомплектованной внутренне, с должным образом обустроенной прилегающей территорией.
КТО? КАКИЕ? СКОЛЬКО?
На текущей повестке дня – планирование того, как строящаяся школа будет наполняться жизнью, кто будет в ней учить и учиться. На общегородском мартовском педсовете председатель рабочей группы по новой школе Лариса Степанова сделала сообщение номер один: уже определён топ-менеджер будущей школы № 19 - Светлана Валерьевна УЖЕГОВА (ныне зам. директора по учебно-воспитательной работе школы № 7). Полномочия с новым директором будут разделять заместители. Логистика у здания серьёзная, площади большие. Нужно, чтобы всё размещённое на этих площадях хозяйство работало в бесперебойном режиме, текущие задачи выполнялись. И поэтому у зама по инфраструктуре будут функции едва ли не серьёзнее, чем у директора. Нескольких замов новый директор изберёт самостоятельно.
Вопрос формирования учительского корпуса - предмет активного обсуждения в образовательной среде. Озвученные плановые цифры ученического контингента нового учебного холдинга на начальном этапе –1330 человек.
Для понимания Лариса Евгеньевна назвала и примерный штат педагогов, который потребуется новой школе. Это педагогические коллективы нынешних лицея № 1 и школы № 5 полностью - в двойном размере. К слову, учителям именно этих двух уважаемых в городе учебных заведений рабочая группа проекта «Новая школа» предложила составить костяк нового педколлектива. Пока там идут обсуждения и дебаты. А среди родителей, учеников и педагогов во всех СОШ города запущено анкетирование по выяснению спроса на предоставление учебных мест и соискание должности педагога в новой школе.
Ни для кого не секрет, что сегодня некоторые школы в Лысьве перегружены, работают по двухсменному графику, в режиме наполнения классов сверх норматива. Многие требуют основательного ремонта, серьёзных внутренних перемен в плане учебно-воспитательной работы, образовательных процессов в целом. Новая крупномасштабная многопрофильная школьная «единица» поможет закрыть и эти узкие вопросы.
БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ ЗАВТРА
- Вы можете писать предложения, обнаруживать болевые точки, которые, на ваш взгляд, повлечёт за собой укомплектование коллектива учителей и контингента учащихся новой школы. Для этого мы и поставили «чёрный чемоданчик», - кивнула на кейс с наклеенным на его поверхность графическим изображением здания новой школы Лариса Степанова. – Но при этом держите в голове мысль: выполнять эту важную работу необходимо и мы должны прийти к общему решению.
Если спросить лысьвенцев, хотят ли они для своих детей нового, лучшего, самого передового в их школьной жизни, вряд ли кто-то ответит отрицательно. Учить детей и внуков в красивом, просторном, стильном новом здании уже сегодня изъявляют желание многие горожане не только из близлежащих к стройке микрорайонов. О том, что там будет только лучшее, свидетельствует такой факт: уже сегодня специалисты УКСа анализируют и формируют 14 полнокомплектных разнопрофильных лотов на школьное оборудование.
Основная идея педсовета - запустить процесс конструктивных размышлений и решений о том, каким быть лысьвенскому образованию в обозримом будущем с учётом новой учебной «единицы». Ведь очевидно, что идущие в новую школу ученики должны привести за собой педагогов. И именно дети определяют главные идеи развития образования.
Совсем скоро новая школа будет построена, а коллектив учителей и учеников сформирован. Естественно, всё это не обойдется без передвижек в коллективах ныне действующих школ и структурных перемен в уже имеющейся модели образования. К слову, если 150 детей из соседней школы перейдут в новую, сколько педагогов с ними должны прийти?
Старожилы помнят, как комплектовались две последних новостройки в далёкие 1980-е. Были решения, которые не всех устраивали, но сегодня школы живут, развиваются, коллективы давно стали стабильными и профессиональными. Поэтому замечательно, что перемены в сфере образования Лысьвы начались и проходят в режиме обсуждения внутри педагогического сообщества, а не в режиме авторитарных решений.
Лариса Степанова, начальник управления образования:
- Всю свою сознательную жизнь я работаю с детьми, и поэтому мысли о новой школе у меня ассоциируются с рождением ребёнка. Родные и друзья семьи в большинстве своём всегда радуются появлению младенца. Но всегда есть те, кто говорит: «Зачем? А где родители возьмут деньги, чтобы растить и учить его? А вдруг других детей они будут любить меньше?». Процитирую в тему мудрые слова моей бабушки, которая всегда говорила: «Жизнь даёт и ребёнка, и к ребёнку»…
Ответы на вопросы из «чёрного чемоданчика»
Прежде всего, коллеги, спасибо за ваши вопросы. Они были разными: анонимные и открытые, слова поддержки и критика. Спрашивать публично всегда непросто. Поэтому диалог по этой теме, безусловно, продолжим. Она будет постоянной, обещаю лично следить за её наполнением в газете. В пресловутый «чёрный чемоданчик» управления образования до 2 апреля поступило 63 вопроса, большинство из которых мы уже обсудили в рабочей группе новой школы. Вопросы из компетенции директоров обязательно обсудим на ближайших совещаниях. Остальные ваши «что и как» группирую в блоки и отвечаю на них сразу.
1. Что будет с другими школами, когда откроется новая?
- Почему-то бытует мнение, что все остальные школы перестанут развиваться и финансироваться. Этот миф развенчаю сразу. Во-первых, переполнение некоторых школ так велико, что дети еле вмещаются в две смены. Разгружать их - наша обязанность. Нормативное финансирование образовательных организаций есть в прямом доступе, в том числе на сайте каждой школы. Поставьте в повестки школьных педсоветов и совещаний вопросы о том, как и из каких источников финансируется ваша школа, сколько средств планируется, какие проекты реализуются, что ещё можно и нужно сделать для её развития. Согласитесь: новая школа стала толчком для таких мыслей.
2. Содержание зданий действующих школ
- Совершенно автономный от новостройки вопрос. Если здания некоторых школ имеют 1930 год рождения и просто морально устарели, причём тут школа 2019 года рождения? Что-то всё равно будет закрываться и сноситься вне зависимости от того, строим мы новое или нет. Это вопрос риторический. Говорить, что ничего в городе не изменится после открытия школы, неправильно. Любые перемены, даже лучшие, заставляют меняться и нас самих. А вопросы обслуживания, коммунальных расходов ныне работающих школ стоят отдельными строками в текущих повестках совещаний и расходов. Да, нагрузка немаленькая, но дети были и будут главной статьёй расходов бюджета города.
3. О безопасности и эвакуации учащихся
- Огромное спасибо автору за этот вопрос! С отдалённой повестки заседаний рабочей группы он перемещён на май-июнь. По нему уже начинаем обсуждение с городскими службами, отвечающими за безопасность. К слову сказать, сейчас идут рабочие встречи с потенциальными партнёрами по другим направлениям безопасности в школе (противопожарной, пропускному режиму и т.п.).
4. О транспортной логистике
- Вопрос остановки «Новая школа» принципиально решён. Вопросы удлинения, изменения и введения дополнительных маршрутов в активном обсуждении.
Лариса Степанова, начальник управления образования. Фото из архива управления
Социальные комментарии Cackle