Почему не горят фонари в некоторых посёлках и микрорайонах Лысьвы?
Ночь, улица, фонарь… То, что фонарь не горит – такая же классика, как стихотворение Александра Блока. Всё будет так, исхода нет?
Потёмкинские посёлки. Световой день в конце осени чуть длиннее вспышки молнии. И пока не выпал снег, проблема с уличным освещением остаётся одной из главных в округе.
Насколько тяжела ситуация? В редакции скопились десятки обращений читателей, сообщающих о «чёрных дырах» в системе наружного освещения. Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А потому в дорогу!
В маршрут мы включили и посещение социально значимых объектов – школ, предприятий и учреждений. Время выбрали не самое глухое: 19-20 часов. К слову, фонари в конце октября зажигают в 18.30, тушат в 7.50.
Америку мы, естественно, не открыли. Жителям центра и главных улиц в посёлках Комсомольском и Южном жаловаться грех. Хотя, конечно, жёлтые и белые лампы светят по-разному: зачастую увидеть человека, шагающего на «зебру» с плохо освещённых тротуаров, удаётся в последний момент.
В посёлках Калинина, Свердлова, Орджоникидзе и в деревне Липовой встречаются такие тёмные места, что там без проблем можно проявлять фотоплёнку. Общая черта этих микрорайонов – сносное освещение первостепенных улиц и конечных остановок автобусных маршрутов. За ними – хоть глаз выколи. А если учесть, что в межсезонье на окраинных улицах то грязь, то застывшие колдобины, становится почти невыполнимой миссия: не споткнувшись, добраться до места назначения в чистых ботинках и брюках.
Но настоящий конец света – в посёлках Октябрьском, Первомайском и Травянском: там чуть ли не единственный источник постоянного освещения – мерцание звёзд.
Кроме того, автомобилисты, по долгу службы мотающиеся по городу ночами, отмечают небезопасную особенность: в глухие послеполуночные часы нередко разом гаснут целые «ветки» системы. Что это – аварии или запрограммированное отключение во имя экономии?
До лампочки?
- Обращались в администрацию - там ответили, что заявку передадут в электросети. А электрики говорят: мол, на выполнение заявки денег нет, - звучит в трубке голос очередного возмущённого лысьвенца. - Властям совсем до лампочки, что происходит в городе?
«Лысьвенские электрические сети» работают с администрацией по муниципальному контракту. Эти отношения можно описать так: чиновники заложили средства на функционирование системы, специалисты электросетей обслуживают её в рамках заданного бюджета. Надо ли говорить, что «кошелёк» дотационной Лысьвы – не казна Газпрома?
- Обращений очень много, - подтвердил директор предприятия Вячеслав УХОВ. – Устранять неполадки ездит одна бригада из двух электромонтёров. Если учесть, что обслуживают они не только город и деревни, но и светофоры, то сказать точно, когда выполнят все работы, очень сложно.
По словам руководителя, ускорить обслуживание заявок можно. Например, увеличить число аварийных бригад. Правда, попутно вырастут и затраты – на зарплаты, ГСМ, налоги… Одобрят ли это чиновники и депутаты при вёрстке бюджета на следующий год?
- Вопрос увеличения этой статьи расходов поднимается буквально на каждом заседании Думы, - поделилась информацией депутат Светлана ЛУНИНА. – Передвижками бюджетных средств занимается финансовое управление. Депутатский корпус может лишь рекомендовать подобное решение.
Словно меж двух огней и ситуация с количеством светильников на улицах города и сельских территорий. Провести свет можно и в самые отдалённые уголки округа. Но сколько они «намотают» киловатт? А платить за израсходованный ресурс придётся опять-таки из бюджета округа.
- Вопрос освещения города стоит делить на составляющие, - подчёркивает зам. главы Лысьвы Светлана ТАТАРЕНКОВА. - Например, за освещение дворовых территорий отвечают управляющие компании и ТСЖ. Что касается обращений граждан, мы рассматриваем только детальные заявки, с указанием конкретных участков улиц. «Света нет во всей Липовой» - это не заявка. Проблемы есть с микрорайонами, где просто нет столбов. Их нужно проектировать и устанавливать. Для решения этой проблемы нужна инициатива жителей, поддержанная депутатами.
Впрочем, возникает вопрос и к освоению имеющихся бюджетных средств. А не «захлебнулась» ли единственная бригада в шквале обращений? Конечно, можно верить, что рано или поздно электрики доберутся до всех, кто оставил заявку. Но кто даст гарантию, что в этот момент не перегорит десяток лампочек на другом конце города?
Тёмные времена
Чахлое уличное освещение – застарелая коммунальная болезнь. Назвать нормальной ситуацию, когда вывески магазинов порой светятся ярче, чем фонари, язык не поворачивается.
Стоит ли говорить, что качественное освещение – одно из главных слагаемых комплексной безопасности территории? Самые тёмные участки Лысьвы традиционно считаются и самыми криминогенными. Рощи и скверы в спальных районах города, как правило, вообще не подсвечены. А мимо них возвращаются с работы домой сотни лысьвенцев. Хорошо если просто подвернут ногу на притаившейся во тьме кочке. А если во мраке ждут удобного момента злоумышленники?
Кроме того, никто не отменял и так называемую превентивную безопасность. Плохое освещение дорог и тротуаров – верный путь к росту аварий и, как следствие, к увеличению числа травмированных. Одежда со светоотражающими элементами в народе большой популярностью не пользуется, а на пешеходные переходы (а ещё чаще просто на проезжую часть) люди выходят быстро…
Иными словами, сбережение бюджетных средств на освещении – экономия на безопасности граждан. Нынешняя работа с текущими заявками – стратегия «латания дыр». Очевидно, что для качественного улучшения необходим комплексный подход к обновлению системы. Сколько на это потребуется миллионов, где и какими способами их брать – совершенно другой вопрос. Ответить на него может (и должна!) только местная власть.
Так что делать лысьвенцам в условиях «денег нет, но вы держитесь»? Без хорошего фонарика и не разобраться...
Больше фото тут
Спросим читателя
Отрезок улицы Тракторной от ул. Лязгина до ул. Сушина вечерами погружается в абсолютную тьму. Фонари здесь есть, но они не горят.
Дочь учится в школе № 11 во вторую смену. Приходится её встречать, потому что ходить здесь страшно и взрослому человеку. Грязно, темно, рядом лесопилка. Каждый раз идёшь и боишься: то ли поскользнёшься, то ли собака откуда-нибудь выскочит, то ли недобрые люди на пути повстречаются.
Трижды обращалась по этому поводу в администрацию. Мне ответили, что заявка на восстановление освещения передана в элетросети. В этой организации пояснили, что финансирования на починку фонарей у них нет. Выходит, нам так и бродить вечерами во тьме?
Наталья Веселова, жительница п. Свердлова
24 октября возвращались в восьмом часу вечера с родительского собрания из школы № 5. Ни на ул. Чапаева, ни на ул. Балахнина (по крайней мере, до ул. Шмидта) не видно ни зги! Фары встречных автомобилей слепят, отчего приходится двигаться на ощупь.
Ребёнок учится в четвёртом классе, второй год во вторую смену. Знаю, что многие его одноклассники живут в Первомайском посёлке и ходят домой пешком. Каково детям в такой тьме?! Идёшь - и собственных ботинок не видишь…
Елена Истомина, жительница п. Первомайского
Сейчас глубокая осень. Темнеет рано, а власти, по ощущениям, здорово экономят на уличном освещении. Пешеходы, обращаюсь к вам! В это время года на дорогах вас очень плохо видно, особенно если вы в тёмной одежде без светоотражающих элементов.
В целях собственной безопасности не занимайтесь оздоровительными пробежками на проезжей части. А если поздним вечером переходите дорогу по «зебре», убедитесь, что водитель вас увидел и пропускает. Особенно это касается молодёжи, которая часто отвлекается на гаджеты.
Игорь Сагитов, читатель
Всю жизнь прожил в Лысьве, а теперь не возьму в толк, где я живу. Все вывески и рекламы не на русском языке. Видимо, уж очень стремимся походить на Европу… А ведь нам до неё ещё далеко, хотя бы в части организации дорожного движения.
Едем вечером на машине. Темно. Взрослых и детей, идущих по дороге, практически не видно. А если ещё и встречная иномарка ослепит фарами, автомобилисту приходится совсем туго. Не дай Бог что случится: горе и водителю, и пострадавшему...
Мне 67 лет, и я больше хожу пешком, чем езжу за рулём. Иногда машины уступают пешеходу дорогу, а иногда и в метре пролетят. Если уж хотим жить как в Европе, может быть, городская администрация найдёт возможность хотя бы над пешеходными переходами сделать уличные фонари ярче, чтобы людей было видно заранее, а не перед капотом машины? И нельзя ли перед «зебрами» установить знаки с ограничением скорости, чтобы можно было наказывать нарушителей? А то страшно ходить по дорогам.
Юрий Бор, водитель