
«Я узнал, что у меня
есть огромная семья:
и тропинка, и лесок,
в поле каждый колосок…».
В наступившем году 20-летие отмечает «Брат-2»: картина, иронично уложившая в формат боевика поиски государственной идентичности.
«Сегодня Родина там, где задница в тепле, и ты лучше меня это знаешь».
Второй «брат» от первого отличается разительно. Дело даже не в «картинке»: в кадре звёзды «шоу-биза», снято не в полуобморочном Питере, а в Америке… Он другой по смыслу. Не психологическая драма о герое нового времени, а почти лубочный боевик, где этот герой уже явно определился с планами на жизнь.
«А-а-а, патриот! Русская идея, Достоевский, держава… А где твоя Родина, сынок?!».
Это не просто слова – это словно гудит эпоха. В этом смысле картина Алексея Балабанова, пожалуй, стала главным отечественным фильмом начала XXI века. Чернуха 1990-х, вроде бы, позади: надо как-то жить дальше. Понимать, кто здесь свой, кто – не очень и с кем из них по пути.
«Вы мне, гады, ещё за Севастополь ответите!».
В какой-то момент спрашивать у «американцев», в чём сила, потеряло смысл. Зачем, если что-то можно показать без лишних слов?
«Вы гангстеры? Нет, мы русские».
Смелость города берёт? Скорее, вежливость. За Севастополь, в общем, ответили. Все и по полной программе.
«Откуда это? Эхо войны».
Однако почему не перестаёт казаться, что в этом «эхе» мы до сих пор не можем расслышать что-то важное? Чтобы наконец-то ответить на некоторые вопросы.
«Ну, хорошо, вот много у тебя денег. И чё ты сделаешь?».
Почему самым распространённым приёмом в кино стала эксплуатация достижений советской эпохи – спортивных или военных? Куда ни посмотри – танк, космос и спорт. При этом «движение вверх» – лишь на экране, не в жизни. А ведь кино – действенный инструмент трансляции народу чего-то важного.
Может, нам нужны фильмы не про старую систему, а про нового человека? Хорошо бы умного, честного и смелого. Или «балабановы» кончились, остались одни условные «михалковы»? А то ведь ощущение, что все современные фильмы – все эти «Т-34» или «Крымские мосты» - больше про освоение бюджетов, чем про искусство и влияние на эпоху...
«Думать меньше надо, а соображать больше».
Гештальт давно закрыт. Не пора ли двигаться дальше?
Андрей Кудрин
Социальные комментарии Cackleперейти к списку статейверсия для печати