Лет пятьдесят назад, во времена массового переселения людей из неблагоустроенного жилья в пятиэтажные «жилые муравейники» с газом или электроплитами, горячей водой и отоплением, что можно было в то время считать за кусочек бытового счастья, в Лысьве был организован коллективный сад № 1. Он стал отдушиной для людей. Поскольку заводы заботились о своих работниках, за последующие годы появились еще 26 коллективных садов. Да и заброшенные деревни тоже превращались в хутора для горожан.
С ГОЛОВЫ - НА НОГИ
Городов, где более половины населения живет в своих домах, а остальные - в многоэтажном муниципальном жилье, имея в пользовании земельные участки в пригороде, в стране не так уж много. Лысьве в этом плане невероятно повезло: обилие рек, прудов, ручьев, родников, плавный ландшафт, изобилие делового леса, производство листового металла и стройматериалов, плодородные земли и достаточно мягкий климат - всё в нашу пользу! Не зря в Лысьву слетаются люди со всей большой земли. А сколько комплиментов слышим от приезжих, живущих в тундре, горах и степях! Казалось бы, надо радоваться: желания лысьвенцев совпадают с их возможностями и природными ресурсами. Гармония налицо! Но, как сказал поэт: «И все бы у нас хорошо, но…».
Что же скрывается за этим «но»? Давайте разберемся. За последние годы в нашей жизни наконец-то все встало с головы на ноги. И хотя солнце, земля и лопаты - те же самые, садовые заботы и все, что с ними связано, – другие.
Садовый кооператив или садоводческое товарищество – образование добровольное и коллективное. Внутри коллектива – демократический централизм, то есть меньшинство подчиняется большинству на основании решений общего собрания. Все внутрисадовые вопросы – дело самого коллектива. Необходимые работы и услуги выполняются за оплату различными организациями. Спрос на услуги рождает все больше предложений, а значит, появившаяся конкуренция – благо всему обществу. Провести водопровод – цена такая-то, освещение стоит столько-то, довезти до сада – еще один тариф и т. д.
СПАСИТЕ ОТ МУСОРА!
Итак, первое «но». Звучит не очень приятно, но почти каждый садовый кооператив в Лысьве - это мусорная свалка. По периметру с внешней стороны коллективных садов (а расположены они в лесной пригородной зоне) – сплошь бытовой мусор. Кучи мусора, складируемого здесь для его последующей вывозки на городскую свалку, лежат, как правило, и у ворот сада. А правление не может (или не хочет) организовать свой коллектив так, чтобы дачники аккуратно содержали территорию. Тем самым обрекает садоводов на штрафные санкции со стороны властей. Отговорки на трудности с вывозкой мусора несостоятельны. Мусоровоз примчится – только свистни и заплати! То есть, первое «но» вполне разрешимо - было бы желание.
ВОДИЧКИ БЫ!
Такая же ситуация и со вторым «но» - обеспечением садоводческих товариществ водопроводной питьевой водой. Имеющиеся колодцы, насосы, километры труб, водоразборные колонки, их содержание (при вандализме населения) требуют обслуживания, а значит, оплачиваемого труда специалистов.
Путей решения питьевой проблемы несколько. Заплатить какой-нибудь фирме за водопроводные услуги или нанять специалистов и обустроить в своем саду скважину. Можно поискать другой приемлемый выход. Надо только задуматься, что лучше: ждать от государства «золотого яичка», как во времена развитого социализма, стоя в очередях за крахмальной колбасой по талонам и участвуя в битве за бутылку водки, или понять реальную выгоду от инициативы и предпринимательства.
ДА БУДЕТ СВЕТ!
Третье «но» - электричество. Оно, поступая в сады, идет через 14 трансформаторных подстанций, которые, увы, не вечны, хоть и надежны: всему есть предел. Только объекты эти кому попало на обслуживание не отдашь - это не лом и не топор. Чтобы сады не остались без электричества, всем им нужен один крепкий хозяин - специалист. В нашем городе это ООО «Горсвет», обслуживающее всю электросеть Лысьвы. Выход видится только один – передать все 14 объектов ему на содержание, естественно, за приемлемую плату. Инициативу должны проявить правления коллективных садов, не ожидая чудес и манны небесной (не дай бог случится авария) - прихода доброго дяди, который «за бесплатно покажет кино». Конечно, и здесь есть «подводные камни»: подстанции построены во времена социализма, имеют низкий коэффициент полезного действия, а попросту - морально устарели. Взяв их на обслуживание, ООО «Горсвет» приобретет лишнюю головную боль: кому нужно старье, которое в любой момент может выйти из строя? К тому же и передать подстанции не так-то просто - сто потов сойдет, пока выполнишь все нормативные требования по документации.
ДО САДА И ОБРАТНО
Самая острая на сегодня проблема - транспортная. Садоводы, конечно, правы в своем желании своевременно и без проблем доехать до садовых участков и вернуться обратно. Но муниципального пассажирского транспорта в Лысьве больше нет. И это понятно: капитализм быстро расставил всё по своим местам. Передав некоторые права органам местного самоуправления (городским и районным властям), государство сняло с себя множество обязанностей, в том числе и поддержку муниципального пассажирского автотранспорта.
Это выглядит примерно так. Хотите ехать в сад? Поезжайте! Транспортных предпринимателей, такси, просто диких «автоизвозчиков» – пруд пруди. Хоть легковых, хоть грузовых. Другое дело – сколько придется заплатить. Но это уже проблема доходов: пенсий и зарплат.
Можно добраться до сада и на собственном транспорте, если, разумеется, он есть. Впрочем, большинству населения сегодня приобрести личный недорогой автотранспорт вполне по силам. Политика государства в этом вопросе ясна - каждая семья должна иметь автомобиль. Сейчас их множество, в том числе и в Лысьве, и с каждым годом появляется все больше.
Но пожилое население страны этим не утешить. Конечно, они не виноваты, что на их долю выпали лихие годы и эпоха выживания, что пришлось потратить жизнь на тяжелую работу в ожидании обещанной обеспеченной старости. Они заслуживают уважения и человеческого обращения уже за то, что им пришлось всё это пережить. Но будущее – за новыми экономическими отношениями, за капитализмом с его попыткой разбудить в людях инициативу и предпринимательство.
ВЗЯЛСЯ ЗА ГУЖ...
С будущим мы разобрались. Действительность же заставляет понять одно: и городская, и районная власти – не фокусники, достающие из карманов один автобус за другим. Их обязанность и компетенция – организовать перевозку людей, включая преодоление множества ведомственных барьеров по содержанию дорог, безопасности движения, трудовому законодательству, соблюдению прав льготников, интересов транспортных предпринимателей и др. Задумайтесь над этим уравнением с десятью неизвестными!
Но садоводов не волнуют трудности властей, связанные с обеспечением пассажирским транспортом. Как говорится, взялся за гуж - вези. Никто не спорит, хорошо бы городу иметь, как и прежде, муниципальное автотранспортное предприятие, беспрекословно выполняющее все графики, маршруты и приказания властей. Но давайте представим, сколько будет стоить городскому бюджету покупка по нынешним ценам хотя бы 50 новых автобусов, оснащенных согласно действующим требованиям приборами контроля и учета. Стоимость одного автобуса - от 1 млн. 380 тыс. рублей (ПАЗ) до 2 млн. 800 тыс. (ЛиАЗ). Это самые дешевые модели.
Да и где гарантия, что вновь созданное автотранспортное предприятие сможет выдержать конкуренцию с индивидуальными предпринимателями и частными таксистами? И как быть с психологией человека в области личной выгоды? Каждый хочет ездить и ездит там, где дешевле, быстрее и комфортнее. Гонять автобусы по району пустыми, чтоб они радовали глаз своим существованием, выпуская из выхлопных труб попусту истраченные бюджетные деньги?
Поскольку муниципального транспорта в Лысьве нет, автобусные перевозки осуществляют индивидуальные предприниматели, которые работать без прибыли не хотят и не должны. Это те, кто, отбросив лень, разбудив в себе жилку предпринимательства, залезают в долги, работают на износ, удовлетворяя потребности ближнего, в данном случае - садоводов.
МИРОМ ПРАВИТ ВЫГОДА
Рассуждая о предпринимательстве, следует признать, что и садоводство – тоже одна из его форм. Она позволила тем, кто быстро понял её выгоду, улучшить свое благосостояние, продав излишки выращенного на садовом участке. Но, неплохо вписавшись в так называемые рыночные условия, садоводы никак не желают расстаться с надеждой на чужого дядю-благодетеля, который обязан отсыпать дорогу, отвезти-привезти, обеспечить питьевой водой, электроэнергией и другими необходимыми благами.
Многие даже не задаются вопросом: «А откуда все это берется?» И обвинять их в этом бесполезно, поскольку давным-давно доказано: миром правит выгода, причем личная. Что греха таить - каждый из нас вольно или невольно руководствуется в жизни именно ею. На личную выгоду в своих действиях опираются и садоводы, и те, кто согласился их возить, приобретя для этого посильный по стоимости транспорт. Другое дело, что его пока не хватает.
САМ СЕБЕ ХОЗЯИН
Много лет я владею садовым участком. Уже год работаю в администрации городского поселения и знаю проблемы садоводов и организации жизнедеятельности поселения. Потому и рискнул так подробно и объективно их разобрать, вовсе не преследуя цель представить местную власть непорочной и пушистой.
То, что садоводы оказывают большую помощь в продовольственном обеспечении горожан, в социальном и моральном плане, улучшают здоровье сограждан, приносят много пользы, очевидно. И за это всем им спасибо.
Но, имея собственные шесть соток, каждый садовод должен понять: общественные и межличностные отношения изменились, возврата к прежнему, когда «всё вокруг колхозное – всё вокруг ничьё», не будет. Собственно, садовод никому ничего не должен, и садоводу никто ничего не должен. Каждый владелец сада – частный собственник, сам себе хозяин. Строя садовые планы, он должен это учитывать, а не винить во всех бедах местную власть.
Александр ПАНОВ,
специалист сектора
экономического развития
и транспорта администрации
городского поселения,
садовод.