Накануне Дня города знаменитый композитор, наш земляк Евгений КРЫЛАТОВ после экскурсии на металлургический завод встретился с представителями власти и журналистами в здании городской администрации.
После приветственных слов на Евгения Павловича посыпались вопросы.
- Как вы восприняли приглашение приехать в Лысьву и открыть фестиваль?
- С большой радостью! Меня, например, связывает крепкая дружба с Чайковским. Этот город находится недалеко от Сарапула, родины моей мамы. А именно в Лысьву я очень стремился, особенно в последние годы. Я, конечно, ещё молод и полон сил, но время идёт быстро - никогда не знаешь, что будет завтра. Было бы очень жаль не побывать в городе, где жили мои родители, где я родился. Знаете, бывает так, что люди рождаются в случайных городах, например, дети военных, у которых и родных городов как таковых нет, потому что они постоянно переезжают. А у меня здесь - корни: отсюда мои дедушка и бабушка, мой отец. В последние годы стал часто думать, что надо побывать там, где жили мои предки, где гуляла молодой моя мама. Сегодня побывал на металлургическом заводе, и для меня стало полной неожиданностью, что кроме дедушки на нём работал и отец, когда был молодым, и даже мама. Очень рад, что всё так сложилось, и благодаря администрации Лысьвы моё желание осуществилось. Я мог бы приехать четыре года назад, когда у меня был концерт в Перми, - просто взять машину и приехать, но хотелось, чтобы мой приезд стал неким актом возвращения домой, чтобы вы знали, что я здесь родился, а я смог бы узнать вас поближе. Поэтому хорошо, что мой приезд совпал с фестивалем. Часто и много езжу, побывал в разных маленьких городах, но, сами понимаете, Лысьва мне особенно дорога.
- Евгений Павлович, что вы ещё собираетесь посмотреть в нашем городе?
- Мне сказали, что нашли дом на улице Ленина, где жила моя семья. Вот туда-то и собираюсь. Я не был здесь, страшно сказать, 72 года! Поэтому очень рад, что прибыл сюда как человек, который в жизни чего-то достиг. Ведь мой путь начался именно отсюда.
- А вы не знаете, остались ли у вас здесь родственники?
- Наверное, остались, но я же долгое время был оторван от здешних мест, поэтому их не знаю. Когда приехал с концертами в Ижевск, а это было довольно давно, там нашлось много моих родных по линии бабушки с маминой стороны, мы с ними до сих пор время от времени перезваниваемся. У моего деда, который, как мне сказали, родом из Кын-завода, было трое детей: старшая дочь Мария (она жила в Лысьве, возможно, и кто-то из её детей еще живет здесь), средний сын Василий, после которого детей не осталось, и мой отец. Наверное, у меня есть двоюродные или троюродные братья и сёстры, но о них ничего не знаю.
- У нас готовы стихи для песни о Лысьве. Вы напишете к ним музыку?
- Музыка не пишется специально, она появляется спонтанно. Конечно, можно написать гимн, посвящённый Лысьве, но это не значит, что его тут же начнут все петь. Он не станет новым «Днём Победы», как ни старайся. Но попробовать можно. Песни-откровения получаются случайно. Например, Евгений Родыгин, написавший «Уральскую рябинушку», не думал, что из неё получится такая популярная песня. Когда я написал «Крылатые качели», режиссёр фильма «Приключения Электроника» Леонид Бромберг сказал, что я испортил ему фильм, но зрители решили по-другому. Никогда не знаешь заранее, что получится. Конечно, попробую написать. Это, можно сказать, мой долг.
- Евгений Павлович, вы много писали для мультфильмов. А у вас у самого есть любимый мультик?
- Мои любимые мультфильмы, пожалуй, те, с которых началась моя творческая деятельность. Например, «Умка»: «Колыбельную медведицы» ведь кто только не играет, даже иностранные музыканты! Когда написал её, думал, что это пустячок, а она неожиданно стала такой популярной. Так же было с «Песенкой о лете». Потом много работал с режиссёром Владимиром Поповым, ныне покойным. Последняя наша с ним работа – это сериал «Простоквашино» (песня «Кабы не было зимы»). Наверное, это и есть мои любимые мультфильмы.
- А сейчас вы над чем работаете?
- Над фильмом-проектом под рабочим названием «Сказки XXI века». Снимают его четыре молодых режиссёра, среди них - дочь Виталия Соломина. Кроме того, пишу музыку для телесериала по пьесе Арбузова «Мой бедный Марат». Ещё мне предложил сотрудничество Сергей Никоненко, который снимает сериал «Аннушка». Также планирую провести несколько творческих встреч.
- Евгений Павлович, в голове не укладывается: как один человек мог написать столько гениальных детских песен, которые слушала я и слушает мой ребёнок?
- Это получилось случайно, но, как говорится, ничего в жизни не бывает случайно - всё закономерно. Многие ведь считают, что я исключительно детский композитор, но если брать мои песни, то чисто детских, так сказать, малышковых песен, по сравнению с гениальным Шаинским, у меня не так уж и много. И они - не лучшие мои произведения. Конечно, если бы я написал только такие песни, как «До чего дошёл прогресс», «Мы маленькие дети», «Ябеда-корябеда», то мог бы считаться исключительно детским композитором. Но мною написаны и такие песни, как «Лесной олень», «Прекрасное далёко», «Будь со мной». Это, скорее, философские произведения о детской душе. У меня есть и вокальная взрослая музыка, и чисто инструментальная. Меня нельзя назвать исключительно детским композитором, хотя писать музыку для детей – очень сложное дело. Мне всегда хотелось работать в кино, и так сложилось, что попал не на “Мосфильм”, а на студию детских и юношеских фильмов имени Горького. Поэтому волей-неволей приходилось сочинять музыку именно для детских фильмов. В фильмах для взрослых, как правило, музыки немного, а вот в детских - несколько произведений. Например, работал с Константином Бромбергом над фильмом «Приключения Электроника». Именно с этой киноленты у меня началась бурная работа с детской песней. До этого к одному фильму писал по одной-две песни, а тут вышло сразу десять. Потом были «Чародеи», затем культовый фильм «Гостья из будущего» и так далее.
- Скажите, а есть композиторы, которых вы бы могли назвать своими последователями, учениками?
- Сейчас пришло другое время. Конечно, нельзя делиться на «мы» и «они». Но тем не менее, сравнивая коллег своего поколения - Гладкова, Рыбникова, Дунаевского - с нынешними композиторами, не могу сказать, что кто-то из вторых близко приблизился к уровню первых. Сейчас просто другое время - пишут в основном форматную физическую музыку, как мне кажется. В своё время хорошо писал музыку Игорь Николаев, но теперь он тоже не так уж молод. Среди тех, кто работает сейчас, не могу назвать того, кто написал бы шедевр. Но это моя точка зрения, и я могу быть необъективен.
- А ваши дети не пошли по стопам отца?
- Нет. Сын окончил ВГИК, дочь ушла в литературно-религиозную деятельность - она очень верующий человек. Внучка окончила философский факультет МГУ. Так сложилось, что в моей семье музыкантов, кроме меня, нет.
- А у вас есть муза?
- На этот вопрос отвечу словами Чайковского, правда, за точность цитаты не ручаюсь. Когда его спросили про музу, он ответил: «Вдохновение не посещает ленивых. Композитор, как сапожник, то есть, ремесленник, должен работать каждый день, и тогда оно приходит». Поэтому, как только у меня есть время, сажусь к роялю и начинаю работать.
После пресс-конференции Евгений Крылатов встретился в театре драмы с участниками фестиваля «Крылатые качели», где отвечал на вопросы ребятни и пел с ними свои знаменитые песни.
"КРЫЛАТЫЕ КАЧЕЛИ" ЗАПЕЛИ НА РАЗНЫЕ ГОЛОСА
На другой день, в полдень, множество лысьвенцев - и взрослых, и детей - пришли на раскалённую от солнца площадь перед ЦТД «Привод», чтобы посмотреть на знаменитого земляка, волшебника музыки и услышать его песни в исполнении детских коллективов, съехавшихся со всего края. Чусовляне, кунгуряки, чайковцы, березниковцы, соликамцы, пермяки и, конечно, лысьвенцы показали творческие номера исключительно под музыку Крылатова.
После приветственных слов Евгения Павловича и организаторов начались выступления. На сцене один детский коллектив сменял другой. Маленькие артисты выступали в ярких костюмах и держались на сцене так, будто объездили с гастролями множество городов (многие действительно постоянно гастролируют, участвуя в различных конкурсах и фестивалях). А голоса какие – заслушаешься!
Между выступлениями ребята спешили укрыться в тени автобусов или в коридорах дворца. С одним из коллективов мне удалось побеседовать. Оказывается, ребятишки приехали из Соликамска.
- Мы до вас целых пять часов добирались, пришлось ранним утром выезжать, – говорит руководитель шоу-группы «Лучики» Елена КУНИЦЫНА. – Ребята немного утомились, но ничего: они у меня молодцы и с этим справляются. Мы привыкли к поездкам: недавно коллектив занял второе место на фестивале «Великая Россия» в Сочи, а наш солист Игорь Копулов стал лауреатом первой степени. Даже Евгений Павлович сказал, что Николай Басков поёт замечательно, но Игорь - не хуже! Нам тут очень нравится (дети тут же начинают поддакивать на разные голоса), потому что тут нет духа соперничества. «Здесь все друзья», - подсказывает Игорь.
Действительно, здесь нет соперничества: некоторые коллективы выступают совместно - например, вместе пели хоры мальчиков музыкальной школы Лысьвы и детской школы искусств Кунгура.
Из-за жары даже аппаратура не выдерживала: к примеру, ансамблю бального танца «Ритм» из Чусового пришлось заканчивать свой номер без музыки, зато под бурные зрительские аплодисменты и крики «молодцы!» и «браво!».
Под занавес фестиваля на сцене вновь появился маэстро Крылатов и над Лысьвой разнеслось звонкое «крылатые качели летят, летят, летят…». А в небо на воздушных шарах уплыл символ фестиваля на белом полотне.
Организаторы и участники конкурса надеются: открытый региональный фестиваль «Крылатые качели» станет ежегодным и в следующем году вновь соберёт всех вместе.
Ирина ЛИТВИНА,
студентка УрГУ.
Начальник управления культуры Маргарита УРИХ об истории возникновения фестиваля «Крылатые качели»:
- Идея родилась, когда мы участвовали в проекте «Культурная столица Прикамья» и вместе с нашими друзьями из Перми стали разрабатывать идею создания открытого регионального фестиваля. Мы знали, что у нас есть такой знаменитый земляк, и надеялись, что Евгений Павлович примет наше приглашение приехать в Лысьву и открыть фестиваль. И вот к нам съехались дети из шести городов Пермского края. Плюс лысьвенские детки, которые выступали исключительно под музыку Крылатова. В конце Евгений Павлович вручил каждому коллективу диплом участника. Вот такая короткая история, но мы надеемся, что будет продолжение…