Дорога в Кын и дальше - в Рассоленки - не выдерживает никакой критики. Два с лишним часа непрерывной тряски в одну сторону и столько же обратно сравнимы разве что с занятием на тренажере. Только испытав на себе все «прелести» бездорожья, понимаешь, почему селяне столь негативно настроены к властям – региональным и местным. Летом рассоленковцы обратились к главе района Александру Гончарову и одновременно в «Искру» с просьбой обратить внимание на их проблемы.
«Мы живем в самом отдаленном поселке, - пишут они. – Нам очень сложно выехать в город. Дневной поезд прибывает в Лысьву в 15-50, когда уже никуда не успеешь по делам. Обратно из города уехать можно только через сутки». Люди негодуют: нет автобусного сообщения ни с Кыном, ни с Лысьвой, отсутствует аптека, а от клуба остались одни развалины. Медпункт новый – народ доволен, но недоумевает: почему до сих пор не открыт физкабинет, когда имеются помещение, новое оборудование и медсестра, прошедшая специальное обучение? Ответ из района пришел в администрацию Кыновского поселения за подписью начальника управления по работе с сельскими территориями Бориса ЗАКИРОВА. Недавняя командировка в Рассоленки и встречи с его жителями показали: народ о том ответе мало что знает.
И палисадники в цвету...
Степаниде Петровне Петуниной под девяносто. У нее прекрасная память, много энергии и жизнелюбия. Лишь два года назад она оставила работу – более 12 лет убиралась в помещениях лесопункта, носила рабочим питьевую воду. А до этого всю жизнь проработала на железной дороге. Сейчас старожил держит две коровы, телят и нынче еще сенокосила.
На судьбу не обижается: работала, растила детей, потом внуков (их у нее 20), вместе с мужем дом построили. И на государство не в обиде: пенсия, льготы – все устраивает. О плохих дорогах, о нехватке лекарств, о разрушенном клубе знает. Но старушку это мало беспокоит. В город она даже в больницу не ездит. Старческие недуги, может, и мучают, но привыкла не обращать на них внимания. Таких, как тетя Паня, в Рассоленках немного. Больше тех, кому надо и в больницу попасть, и в магазин сходить, и в конторы наведаться.
В Кыновском поселении лесной поселок Рассоленки - один из самых крупных. Здесь проживают более 800 человек. Есть средняя школа, в которой учатся 128 ребят. Четыре года назад она справила новоселье, годом раньше переехал в новое кирпичное здание ФАП. На то и другое строение любо-дорого смотреть.
При въезде в Рассоленки невольно обращаешь внимание на добротные дома, цветы в палисадниках. Развалюх в поселке немного. Видно, что люди здесь живут работящие и хозяйственные. Отсыпанные дороги, деревянные тротуары, уличное освещение, несколько магазинов - все это свидетельствует о том, что покидать столь красивые места никто не собирается. Более того, немало тех, кто, хлебнув лиха в городах и весях, вновь вернулся на свою малую родину.
Павел ТИМОХИН, глава Кыновского сельского поселения:
- Рассоленки – поселок лесозаготовителей и лесопереработчиков, и его настоящее и будущее напрямую связаны с развитием Кыновского леспромхоза. Если в селе Кын мы делаем ставку на туризм, то в Рассоленках - на глубокую переработку отходов лесопиления. Сами понимаете: чтобы запустить новые технологии, нужны инвестиции. Но какой инвестор будет вкладывать деньги в отдаленный поселок без дорог? В этом вопросе местное самоуправление в лице администрации сельского поселения сделало все, что было в его силах.
А счастье было так близко...
Что может поселение с крохотным бюджетом и массой проблем, доставшихся в наследство еще с советских времен? Всей его казны не хватит и на пять километров новой дороги. Поэтому года три идет переписка главы Павла Тимохина с региональными властями, и уж совсем близко была победа– муниципальная реформа карты спутала.
Часть дороги Лысьва-Кын-Рассоленки находилась на балансе краевой администрации и обслуживалась на деньги краевого бюджета.
По словам заместителя главы поселения Виктора ШОСТИНА, после обращений к губернатору и председателю краевого правительства ее внесли в краевую программу «Лесные дороги». В начале 2007 года пришел ответ за подписью руководителя дорожного агентства Даниеляна, в котором он сообщил: будет проведен конкурс на разработку проектно-сметной документации на этот объект. Срок проведения ремонта - с 24 октября 2007 по 26 мая 2010 года.
Кое-какие подвижки в прошлом году действительно начались. Дорогу обследовали, в ЗАО «Научно-технологический институт транспортной инфраструктуры» разработали проект, в 2008 году запланировали средства на проведение подготовительных работ. Но все застопорилось, поскольку региональные власти начали передачу внутрирайонных дорог в муниципалитеты. И как в районе ни сопротивлялись взваливать на себя такую обузу - с краем не поспоришь.
Александр ГОНЧАРОВ, глава района:
- В кыновском направлении основная дорога - Лысьва-Кын. До Кормовища она асфальтирована, до Кына – в гравийном исполнении. Летом ее передали в район. Сейчас вся ответственность за нее лежит на нем.
Начиная с этого года мы вынуждены ее содержать. Для бюджета это немалые деньги. Об асфальтировании речи не идет. В нынешних ценах это миллиард, не меньше. Даже приведение ее гравийного покрытия в нормативное состояние требует больших капвложений, а их в бюджете просто нет. До конца года на содержание нашли порядка трех миллионов рублей. В бюджете будущего года планируем миллионов десять только на содержание. Будем думать, где найти средства на финансирование проекта ее реконструкции.
Вопрос с ремонтом трассы от Кына до Рассоленок еще более проблематичен. Лесная дорога предназначена исключительно для нужд леспромхоза и содержится на его средства. Открыть по ней автобусный маршрут не разрешает ГИБДД: дорожное полотно не вписывается ни в какие автодорожные СНиПы. Директор ОАО «Кыновской ЛПХ» Петр Штейников готов безвозмездно передать ее в район, но ему говорят: отремонтируй и передай вместе с техникой на ее содержание. Для предприятия такие условия неприемлемы.
Но, по словам Александра Гончарова, крест на данной дороге не ставят. Она входила в программу «Лесные дороги», на ее проектирование были потрачены серьезные средства. Кого сейчас винить в том, что на уровне края приняли управленческое решение сконцентрировать средства программы на северных дорогах, в частности, Красновишерского района, где мощная лесосырьевая база? Рассоленковскую трассу из программы убрали, и как будут развиваться события дальше, никто не знает. Письма из района идут в разные инстанции. Из дорожного комитета Пермского края на днях пришел ответ: мол, вопрос известен, по нему будет проведено межведомственного совещание. Правда, не уточнено, когда.
Без нормального транспортного сообщения обживать территорию не станет никакой бизнес. В поселке три магазина. После городских торговых супермаркетов смотреть на их скудный ассортимент больно. В одном из них спросила продавца, как часто бывает в продаже молоко и свежие молочные продукты? Ответила: мол, раз в неделю ездит в Лысьву и привозит их. Выстраивается очередь, потому что коров в селе держат немногие и, увы, молоко в дефиците. На вопрос, есть ли здесь реальные возможности для развития какого-то бизнеса, не связанного с лесозаготовкой и переработкой, встречала недоуменние селян: «Зачем? Надо этот развивать». Однако при этом рассоленковцы с нескрываемой завистью и надеждой показывали в сторону соседней Свердловской области. Там асфальт проложили до поселка Хоренки. До нормальной грунтовой дороги, которая начинается от Луня, рукой подать – всего-то 24 километра. А там - по прямой до Екатеринбурга. Дорога, соединяющая два крупных уральских региона, - вот вам и перспектива! Но в крае другие приоритеты и точки роста, рассчитанные на развитие северных и южных направлений. Восточных в стратегическом плане пока нет.
Что же касается железной дороги, то ситуация дирекцией управления Свердловской железной дороги определена окончательно: извините, господа-товарищи, но «пригородные поезда не могут следовать до ст. Рассоленки. Причины - нет оборота на данной станции и необходима корректировка регламента работы дежурных на ст. Кын и Рассоленки, а это приведет к увеличению расходов».
Рассоленковцы рассуждают: открыли бы тут нефтяную скважину - быстренько бы и «оборот» появился, и «корректировку сделали». А так ради 800 человек когти рвать никто не станет.
Детский плач - голос будущего
Веселые свадьбы и рождения малышей для небольших поселков всегда события. Фельдшер ФАПа Татьяна ВАСИЛЬЕВА говорит, что рожать стали больше, значит, в ближайшие двадцать лет без работы не останутся ни сельские медики, ни учителя.
У Татьяны Васильевой (на снимке) душа о другом болит. Здание ФАП - одно из лучших в районе - приняли в 2005 году, а вот физкабинет до сих пор не открыт. Пылится современнейшее оборудование. А дело всего-то в электропроводке, на которую районные власти не найдут денег. Коммуникации, которые необходимы для подключения приборов, - это не просто электропроводка. Но причина даже не в этом. Начальник управления здравоохранения Валентина ЯРОСЛАВЦЕВА говорит, что у ФАПа нет лицензии на этот вид медицинских услуг, а лицензирование будет проводиться в 2009 году. Кроме того, помещение, куда хотят поставить оборудование для физкабинета, нужно оснастить специальной проводкой, а стоит это удовольствие более 70 тысяч рублей. Спонсоров найти не получилось, а в бюджете таких средств пока нет... В общем, сельские медики уже и не надеются, что закончится эта волокита.
Дым отечества им сладок...
В поселке много молодежи, на выходные приезжают студенты из Лысьвы, Перми и Екатеринбурга – шумно становится на улицах. А вот угла своего у ребят нет. От клуба остались в буквальном смысле рожки да ножки. Правда, относительно его информация обнадеживающая. Начальник управления по работе с сельскими территориями Борис Закиров сообщил: в 2009 году в бюджете района планируются средства на проектирование и строительство клуба в Рассоленках, а в 2010-м – сдача.
А вот о детском садике, по всей видимости, остается только мечтать. Сегодня его посещают 30 малышей. Несмотря на то, что рожать стали больше, демографическая динамика даже для столь небольшой территории остается низкой. Численность населения все-таки идет на убыль. Наиболее зримо это видно по школе.
По словам её директора Надежды КОРНИЛОВОЙ, учебное заведение рассчитано на 140 мест, сейчас в нем обучается 128 человек. Это дети не только из Рассоленок, но и из близлежащих деревень. Малочисленны старшие классы, потому что ребята после девятого стремятся в город, чтобы бесплатно получить какую-либо специальность. Вернутся ли они в свой поселок? Жизнь показывает: молодежь стремится остаться на «большой земле», но далеко не у всех это получается.
Надежда КОРНИЛОВА:
- Я давно живу в Расоленках и вижу: практически все наши выпускники пытаются уехать в основном в Лысьву. Но возвращаются обратно, потому что в городе, даже небольшом, устроиться трудно. Жилья нет, зарплаты невелики, а здесь есть перспектива. Вы видели добротные дома? В них живут молодые семьи. Возможно, возвращалось бы больше, если бы в поселке было чем заняться помимо работы. И, конечно, дороги.
О чем бы ни заходил разговор, рассоленковцы непременно переводили его на эту тему. По большому счету, от власти они не просят ничего кроме решения этого вопроса. Те, с кем довелось пообщаться, уверены: будь хорошие дороги до Лысьвы и в сторону Свердловской области, многие бы вернулись обратно.
Виктор ШОСТИН:
- Опасений, что народ начнет покидать этот поселок, у нас нет. Лесопункт хоть и единственное предприятие на территории, но работает устойчиво и готов предоставить работу каждому, кто пожелает. Если появится дорога, соединяющая населенные пункты с районным центром, уверен: люди сюда потянутся.
Днем в поселке мало кого встретишь – пенсионеры и дети. Люди на работе: кто в лесу, кто на нижнем складе. Рабочие на вопрос о будущем отвечали уклончиво: дескать, как будут складываться дела в леспромхозе. А если дорогу построят, то путь бизнесу откроют. Это облегчит доступ к лесным ресурсам, поможет развитию сельского хозяйства. Кроме того, в этих местах разведаны месторождения запасов нефти, алмазов, мрамора, а при наличии инфраструктуры это может привести к их освоению. Смеются: мечтать не вредно. Но сколько примеров в истории, когда мечты становились былью...
Социальные комментарии Cackle