Евгений Миронов: «Если на фестиваль купили билеты, значит, понимают, что на букву «г» мы ничего не привезём»
27.09.2008Игорь МихайловКультураНародного артиста России, руководителя Государственного театра наций Евгения Миронова актёры-участники фестиваля театров малых городов России встречали аплодисментами и стоя. Сходу начав, что называется, выдавать информацию, Евгений Витальевич быстро спохватился:
- Что ж это я с вами как с журналистами разговариваю? Здесь же актёры – на творческую встречу собрались! Так давайте общаться...
Кто главнее - актёр или режиссёр?
Именитый гость начал с того, что «пропел дифирамбы» Лысьвенскому театру драмы имени Анатолия Савина. И это нельзя назвать данью уважения принимающей фестиваль стороне. Предваряя возможное обвинение в этом, Евгений Витальевич объяснил, почему неровно дышит ко всем репертуарным театрам, к каким, несомненно, относится и наш:
- Репертуарный театр сегодня – большая редкость. Все театры в Москве и Санкт-Петербурге скатились до антрепризы*. А кто хоть раз почувствовал запах денег, тому уже нет обратной дороги в искусство...
*Антреприза - театральное предприятие, созданное и возглавляемое частным предпринимателем (антрепренером).
Судя по вопросам актёров из других театров, не везде удаётся успешно справиться с кадровой проблемой. Что удивительно, нет режиссёров. Лысьве в этом плане, можно считать, посчастливилось. В нашем театре постоянно работают два режиссёра – Тимур Насиров и Валерий Годунов. Да и некоторые актёры имеют режиссёрский опыт. К тому же в последние годы на нашей сцене ставят спектакли и режиссёры приглашённые. В основном – из Питера и столицы.
«Зацепило» Миронова обилие молодых лиц в зале. Когда он узнал, что в Лысьве, в музыкальной школе, есть театральное отделение, ситуация развернулась на 180 градусов: вопросы начал задавать гость, а зал – общими усилиями отвечать.
Во время беседы прорисовались некоторые острые для современного театра проблемы. Например, вопрос информационного вакуума. Кроме канала «Культура», иных способов познакомиться со спектаклями коллег из других городов нет. Евгений Витальевич обнадёжил, сообщив о создании видеотеки, и пообещал подумать о вариантах обмена информацией.
При обсуждении проблемы конфликтов между актёрами и режиссёрами Народный артист занял сторону последних:
- Я работал со многими режиссёрами, с самыми порой противоположными подходами. И, начиная знакомство с ролью, я должен открыться, как бы снять с себя всё – до белья, чтобы говорить с режиссёром на одном языке. Потому что он – главный. Да, в какой-то момент я начинаю понимать свою роль лучше, начинаю активно выстраивать свою линию. Но не надо забывать о том, что в голове у режиссёра – множество этих линий и он строит из них спектакль. Конфликт неизбежен, ведь я как актёр отстаиваю свою линию, сопротивляюсь. Но нужно искать компромисс, который впишется в концепцию спектакля. Сегодня невозможно разделить труд актёра и режиссёра. В большинстве случаев это общие поиски смысла...
Немного потребовалось времени, чтобы, так сказать, отделить зёрна от плевел: театр должен радовать людей или развивать искусство?
- Развлекаться ходят в цирк, - сказал гость. – Театр – это что-то иное. Если есть традиции, которые, несомненно, присутствуют в лысьвенской драме, то их поддержание и развитие, на мой взгляд, - важнейшее дело.
Не обошлось без вопроса о совмещении Евгением Витальевичем работы актёра и руководителя.
- Тяжело, - не стал скрывать он. – Должен признаться, мне везло на хорошие роли. Многое сделано в этом плане, и мне стало тесно в актёрских рамках. Захотелось заняться строительством чего-либо. Помочь тем, кто развивается, кто занимается искусством. И вот уже шесть лет занимаюсь акциями в поддержку театральных инициатив.
Лысьва начинается с театра
К сожалению, жёсткий регламент оборвал общение, которое становилось всё интереснее. Главное фойе театра оккупировали журналисты. Причём представителей пермских СМИ и телевидения было большинство. Такой интерес понятен, ведь в пресс-конференции кроме Евгения Витальевича приняли участие министр культуры Пермского края Борис Мильграм, член президентского совета по культуре, заместитель художественного руководителя Театра наций Роман Должанский, председатель жюри фестиваля, член экспертного совета Национальной премии «Золотая маска» Олег Лоевский и глава Лысьвенского района Александр Гончаров.
Первые вопросы, конечно, задали Евгению Витальевичу, интересуясь, что для него важнее – театр или кино.
- Когда работаешь в театре – ближе театр, когда снимаешься – увлекаешься кино, - ответил он. - Сейчас мне ближе стройка - занимаюсь реконструкцией Театра наций.
- Зачем вам нужен этот фестиваль? Продолжение традиции, заложенной ещё до вас, или что-то иное?
Е. МИРОНОВ:
- Я – человек провинциальный. И горжусь этим! И считаю, что всё лучшее – отсюда. Это не дань традиции и не галочка для отмазки. Это очень серьёзное дело, поскольку сейчас очень тяжёлые времена для театра. А для репертуарного театра - самые опасные. И не сколько потому, что финансирование стало иным, а потому, что театры разваливаются внутри себя. Все перешли на коммерческую жилку, и так они похоронят себя. На встрече с актёрами рад был убедиться, что театр в провинции остаётся тем оружием, которое воздействует на людей, делая их добрее, заставляя над чем-то задуматься. Я не зря начал издалека. Фестиваль – это помощь и театрам, и нам. Мы хотим понять, что происходит здесь, в каком положении находятся театры. А ещё это синтез: будем приглашать молодых артистов, участвующих в фестивале театров малых городов, в Москву, на другие фестивали - чтобы они видели, что происходит в мире.
- Чем сегодня занимается Театр наций? Одно время он был своеобразной гастрольной площадкой для провинциальных театров. Придерживаетесь этой политики?
Р. ДОЛЖАНСКИЙ:
- Нужно понимать, что Театр наций – особое театральное образование для российской традиции. Это репертуарный театр. Это даёт большие возможности для развития и для построения художественной политики. Но это и театр проектный, который может сочетать различные виды деятельности: производство собственной продукции, организация фестивалей и возможность давать молодым актёрам и режиссёрам право на эксперимент, на пробу своих сил. Не нужно, как это часто бывает, работать на интересы труппы. Что касается площадки для гастролей, то для всего есть критерии качества. В любом случае наш театр должен быть домом для театральной России, для лучших спектаклей ближнего зарубежья и Средней Азии. Если вы имеете в виду какие-то приоритеты, то могу сказать: спектакль из Перми не будет иметь никаких привилегий перед другими постановками. Всё ведь ещё осложнено тем, что у Театра наций нет собственного здания, поэтому любые гастроли требуют больших финансовых затрат. И с каждым годом они всё больше и больше. Впрочем, ценность каждого фестиваля, каждой гастроли таким образом тоже увеличивается. Приходится подходить к этому более ответственно.
- Какая, на ваш взгляд, главная беда театров малых городов?
О. ЛОЕВСКИЙ:
- Я часто езжу, много вижу и могу сказать: главная беда – это работа по-старинке. На самом деле, на мой взгляд, театры малых городов выполняют миссию театров в большей степени, чем порой театры крупных. Потому что они меньше идут на компромиссы в репертуарной политике, их знают в городе, а значит, у них есть такой, знаете ли, ближний стыд. Отсюда и интересный репертуар.
Р. ДОЛЖАНСКИЙ:
- Есть такая теория, что театр может существовать в городе с населением не более 500 тысяч человек. Если город слишком большой, то в нём невозможно сосредоточенно заниматься театром. И, конечно, в Москве трудно сосредоточиться. Всё поглощают кино и телевидение. Но большой город, отбирая, что-то и даёт. В театрах маленьких городов больше возможности для осознания себя в профессии, что очень важно для театральной культуры.
- Лысьва уже второй раз принимает фестиваль. Изменилось ли что-то за это время в театре, в городе?
А. ГОНЧАРОВ:
- Безусловно! У нас новый главный режиссёр. Само здание принимает законченный вид. Но дело даже не в этом. Если мы говорим о театре вообще, о его значимости, то нам, наверное, надо прекращать разговоры о градообразующих предприятиях, ведь город начинается с театра. Вот когда это понимание есть, появляется другой качественный уровень культуры и отношения к ней. Культура становится главным критерием успешности города, тем ресурсом, который надо использовать на все сто процентов.
Б. МИЛЬГРАМ:
- Четыре года назад я начал свою деятельность худрука и попал на этот фестиваль. Сейчас начинаю работу в должности министра культуры и снова попадаю на фестиваль. Когда будет следующий, надеюсь, воплотится замысел, который мы обсуждали с главой района. Это восстановление культурного центра вокруг Шуваловского дома. Краевое руководство примет в этом участие. Это редкий образчик «взрослой» городской культуры. Так что к следующему фестивалю подготовимся ещё лучше.
- Станет ли лысьвенский театр постоянной площадкой для театров малых городов?
Е. МИРОНОВ:
- Всё возможно. Тем более когда говорят, что не завод должен быть в центре поселения, а театр. Это очень обнадёживающе звучит. Знаю, что и губернатор края этим озабочен. Тут уж, как говорится, сам бог велел. Театр-то исторический! То, что он появился во время войны, в такое тяжёлое время, это же о чём-то говорит! Лысьва это заслужила, тут вопросов нет никаких! Вопрос в том, что есть и другие города. Но думаем, думаем...
- Смогут ли актёры познакомиться со всеми постановками? Не получится ли так, что фестиваль пройдёт ради фестиваля?
О. ЛОЕВСКИЙ:
- К сожалению, люди театральные как раз ничего и не увидят. Театры приезжают, отыгрывают своё и уезжают. Это всегда ужасно. Раньше мы пытались найти какие-то деньги, чтобы артисты увидели друг друга, а сейчас такой возможности нет. Поэтому фестиваль «распахнут» в город. Все билеты проданы. Слышал сегодня, как работники театра отвечали по телефонам: «Ну не могу я ничего сделать!» Не случайно мы перенесли фестиваль из Москвы в малые города. Мы уверены: у нас есть зритель, и именно тот, который нам нужен.
- А как вы определяете лучший спектакль?
- Вся оценка – «воздушно-капельным путём». Театральный критик – это профессиональный зритель. Если я смотрю около 200 спектаклей в год, то, конечно, вырабатываются какие-то критерии оригинальности, качества. Есть, разумеется, доля субъективности. Но для того и существует экспертный совет, чтобы решить этот вопрос. В этом году мне не страшно ни за один спектакль.
- Какова доля альтруизма с вашей стороны? Готов ли кто-то из людей известных приехать, поддержать фестиваль?
Е. МИРОНОВ:
- Не понимаю, зачем? По-моему, и меня достаточно. Не этим же самоценен фестиваль. И, если кто-то жаждал увидеть на сцене меня, то его ждёт разочарование. Я не играю ни в одном из этих спектаклей. Здесь собрались профессионалы. Если к нашему мнению прислушались и купили билет, значит, понимают, что на букву «г» мы ничего не привезём!