Краевые парламентарии провели в Лысьве консультативный совет. Темой обсуждения стал закон Пермского края «О краевой целевой программе «Семья и дети Пермского края на 2007-2010 годы». На базе Лысьвенского района депутаты проанализировали исполнение этого важнейшего социального закона, затрагивающего интересы сотен тысяч жителей Прикамья, в исполнении которого задействовано большое количество государственных и муниципальных структур.
Чтобы понять, насколько важны вопросы, заложенные в этом документе, достаточно назвать круг проблем, которые он помогает решать. Детская заболеваемость, защита интересов сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подростковая и детская преступность, профилактика социально опасного поведения и социального сиротства, детские реабилитационные центры, пропаганда здорового образа жизни, летний отдых – словом, вся система социальных, экономических, образовательных, медицинских и организационных мер, направленных на то, чтобы детям края и их семьям жилось лучше и комфортнее. И средств на столь благие дела депутаты не пожалели. Почти 332 миллиона рублей запланировано на трехлетнюю реализацию программы. Прошло полтора года, и парламентарии решили посмотреть, насколько эффективно работает их закон.
Лысьва – территория показательная
Почему за основу взяли Лысьвенский район? По словам одного из депутатов, консультативный совет мог собраться на любой другой территории. Но в таких городах, как Лысьва, наиболее отчетливо прослеживаются все плюсы и минусы, характерные для других территорий.
Чтобы оценить значимость проблем, рассматриваемых на этом консультативном совете ЗС, стоит сказать: в его работе принимали участие члены правительства Пермского края, главы и председатели Земских собраний нескольких районов, уполномоченный по правам ребенка Пермского края, большое множество чиновников более низкого ранга. Вел совет председатель Законодательного собрания Николай ДЕВЯТКИН.
Группа «Норма», группа риска - это всё наши детишки
Прежде чем начать обсуждение проблем семьи, детей, парламентарии и члены правительства посетили три объекта, через которые напрямую реализуются направления программы: дневной детский стационар, лицей № 1 и реабилитационный центр для детей.
Ответить на вопрос, почему был выбран лицей, а, к примеру, не рядовая школа на окраине, просто: гостям всегда хочется показать лучшее. И, забегая вперед, скажу: на пресс-конференции глава краевого парламента Николай Девяткин отозвался о нем весьма лестно: мол, это образец, к которому нужно стремиться всем школам Прикамья.
Да, лицей № 1 - наша «изюминка», и показать его не стыдно самому президенту. В него вложено немало спонсорских денег, созданы максимальные условия для учебы, творчества, спорта. Коллектив – победитель нацпроекта «Образование», и свой миллион он потратил на обустройство современным оборудованием кабинетов химии, информатики. По тому же нацпроекту четыре педагога отмечены дипломами и стотысячными денежными премиями. Молодому директору Павлу ПУШВИНЦЕВУ было что показать высоким гостям и было о чем рассказать.
Но лицей – это другой уровень, и все понимали: задачи у его коллектива несколько иные, чем у той же, к примеру, школы № 13. Есть в программе такие показатели, как количество детей группы риска и группы социально опасных, а попросту говоря - хулиганов, забияк и двоечников. Так вот на весь лицей один такой непослушный! С ним, конечно, ведут работу и социальный педагог, и классный руководитель. Он в поле зрения руководства учебного заведения. Есть надежда: человека из него все-таки общими усилиями сделают.
В разговоре с журналистами Павел Пушвинцев сказал:
- Наше образовательное учреждение выделяется тем, что у нас количество учащихся, находящихся в группе «норма», составляет более 98 процентов. Есть еще одно отличие – снижение количества правонарушений, и в этом, безусловно, сыграла положительную роль целевая программа. Она позволяет отвлечь детей от улицы. Наши дети активно участвуют в краевых олимпиадах, конкурсах, научных детских объединениях. Различные методические разработки, которыми мы можем пользоваться, тоже появились благодаря реализации программы.
За лицей можно только порадоваться. В других школьных учебных заведениях города и района ситуация не столь благостна, но оптимистична. Почему? Потому что исполнение целевой программы «Семья и дети Пермского края на 2007-2010 годы» за полтора года позволило добиться неплохих результатов. Самое главное, считают учителя, медики и чиновники - удалось выстроить систему профилактической работы по всей цепочке: госструктуры - муниципальная власть - школа - семья - ребенок.
Выступая на совете, первый заместитель главы района Николай ЛАЗЕЙКИН отметил: если на 1 января 2008 года в группе риска числилось 389 детей и подростков, то в результате индивидуальной работы к 1 сентября 180 были переведены в группу «норма». Количество преступлений среди несовершеннолетних снизилось с 121 до 99. Доля семей и детей, находящихся в социально опасном положении, тоже уменьшилась - на 0,7%. Итог обнадеживающий.
Наша справкаКраевая целевая программа «Семья и дети Пермского края на 2007-2010 годы» принята в связи с созданием Пермского края. Именно тогда возникла необходимость сформировать единую политику в отношении семьи и детства. Предшествующие ей программы «Дети Прикамья» и «Семья и дети Прикамья на 2002-2005 годы» были реализованы и требовали обновления в связи с новыми социальными и экономическими условиями. Была поставлена цель улучшить показатели здоровья и развития детей, снизить уровень социального сиротства, создать эффективную систему ранней профилактики развития, здоровья и правонарушений подрастающего поколения. |
Если малыш появился на свет...
Статистика последних лет тревожна - растет детская заболеваемость. Немало малышей появляются на свет с врожденными патологиями. Дети часто и много болеют. К сожалению, уровень их смертности тоже высок. И что самое страшное – в Пермском крае около трети младенцев первого года жизни гибнут в социально неблагополучных семьях. Неудивительно, что этой проблеме в ходе обсуждения реализации КЦП «Семья и дети Пермского края на 2007-2010 годы» было уделено особое внимание.
Думаю, лысьвенцам не надо говорить о том, что государство, региональная и местная власти в последние годы делают для развития детского здравоохранения немало. Они это видят на примере своей территории. Для кардинального улучшения материальной базы, подготовки специалистов, диспансеризации детей до года разработаны и действуют десятки проектов. На эти цели каждый год из бюджетов разных уровней тратятся сотни миллионов рублей. Тем не менее, статистика свидетельствует: острота проблемы сохраняется на всех территориях края. Почему?
Шамиль БИКТАЕВ, председатель департамента развития человеческого потенциала аппарата правительства Пермского края:
- Увеличение показателя детской заболеваемости говорит не столько об ухудшении состояния здоровья детей, сколько о возросшем качестве медицинских услуг в крае. В 2007 году в рамках нацпроекта «Здоровье» была проведена диспансеризация детей в возрасте до одного года, а также находящихся в стационарных учреждениях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Их всех осмотрели специалисты: невролог, офтальмолог, детский хирург, травматолог, акушер-гинеколог и другие. Кроме того, ребята прошли ультразвуковые и лабораторные исследования. Выявленные на ранней стадии заболевания позволили начать их эффективное лечение.
Наша справкаЦелевая программа «Семья и дети Пермского края на 2007-2010 годы» - объемный и разносторонний документ. В нем определены три главных направления, закрепленные в подпрограммах, – «Право ребенка на жизнь и здоровье», «Право ребенка на семью» и «Право ребенка на сохранение индивидуальности». В каждом программа предусматривает массу проектов и средства, заложенные на их реализацию. «Право ребенка на жизнь и здоровье» - это, в первую очередь, профилактика и ранняя диагностика, предупреждающая появление на свет детей с врожденными и наследственными патологиями. Это внедрение в практику работы организаций здравоохранения, образования, молодежной политики и социальной защиты новых моделей и технологий профилактики социально опасного положения детей. «Право ребенка на семью» - сбор всей информации о детдомовских детях, реструктуризация сети детдомов с учетом складывающейся новой социальной политики. Она проста: российские дети-сироты должны расти и воспитываться в семьях. Здесь же разработаны мероприятия, позволяющие выявлять на ранней стадии семьи и детей, оказавшихся в кризисной ситуации. По замыслу разработчиков программы, такая профилактика позволит снизить уровень социального сиротства в крае. Подпрограмма «Право ребенка на индивидуальность» главным образом направлена на поддержку одаренных детей. Талантам надо помогать. И нужно поддерживать, в том числе и материально, те учреждения, которые выявляют будущий золотой фонд нации и помогают ребятам в полной мере реализовать свой творческий потенциал, защищают их и направляют. |
За полтора года согласно КЦП для улучшения всей системы профилактики детской заболеваемости приобретались оборудование для медицинских и социальных учреждений, автотранспорт, технические средства реабилитации для детей-инвалидов. Немало денег было потрачено на обучение персонала – медиков, педагогов - для индивидуальной работы с неблагополучными семьями.
В Лысьвенском районе, по словам Николая Лазейкина, доля детей, имеющих нарушения здоровья, от общей численности юных лысьвенцев по сравнению с 2006 годом снизилась с 21,6 до 19,4 процента. Уменьшилось число детей с 3-й и 4-й группами заболевания, но выросло более чем на 26 процентов с 1-й группой.
Вырос показатель общей заболеваемости детей от рождения до 17 лет. Болеют чаще простудными болезнями.
В 2006 году было зафиксировано 1229 случаев заболевания органов дыхания, в прошлом - уже 1487. Объяснение простое: усиление работы участковых педиатрических служб, диспансеризация, повышение медицинской грамотности населения.
Другой, не менее острый, вопрос – профилактика социально опасного положения и социального сиротства. Это по-научному. По-простому - общество встревожено ростом детской преступности.
Немало детей живут в семьях, где процветает пьянство и весь «букет» правонарушений, связанных с ним. Дети-сироты, те, кто остался без попечения родителей, бродяжки, так называемая группа риска, а в народе трудные дети – словом, немалочисленная публика, требующая максимального внимания со стороны педагогов, медиков, соцработников и государства в целом.
В структуре краевой программы - несколько разделов, в которых разработаны направления этой деятельности. За полтора года и на территориях, и в крае была выстроена система работы с этой категорией детей. По словам Шамиля Биктаева, за год число неблагополучных семей снизилось почти на две тысячи, беспризорных детей было выявлено меньше. Все-таки позитивную роль сыграла летняя занятость несовершеннолетних и индивидуальная работа педагогов, работников ОВД, служб социальной защиты с семьями. Однако депутаты согласились: использованы далеко не все возможности. В отчете правительства есть такой показатель – количество несовершеннолетних, повторно совершивших преступление. Оно снизилось, но уж очень непоказателен результат! В 2006 году таковых было 821 человек, в 2007 году – 795. В Лысьве – их оказалось меньше на пять человек.
Кто-то из журналистов на пресс-конференции поставил под сомнение эффект программы именно в этой ее части: мол, ребенка, склонного к правонарушениям, трудно исправить и этому не поможет никакая программа. Глава парламента Николай Девяткин с таким мнением категорически не согласился и привел пример. Две семьи - по социальному статусу абсолютно равные, с равными доходами и возможностями - воспитывали сыновей. В одной вырос прекрасный человек, в другой - встал на скользкую дорожку. Почему? Потому что в свое время парня просмотрели не только родители, но и школа и все, кто так или иначе занимался его воспитанием. Нельзя оставаться равнодушным, если рядом живет проблемная семья и в ней растет маленький человек. Такая старая истина, а как современно звучит!
Право на семейный уют
Самая лучшая среда для ребенка – семейная. В этом плане подпрограмма «Право ребенка на семью» остается приоритетной, и на ее реализацию за истекшие полтора года было выделено из краевого бюджета более четырех миллионов рублей. Другое дело, что освоены они не полностью, но об этом - ниже.
Политика краевых властей относительно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается неизменной: они должны расти в семье. Поэтому в Пермском крае активно развивается система патронатных и замещающих семей, а вместе с ней – научно-методические центры сопровождения, ведется мониторинг результативности, разработаны и действуют стандарты семейно-воспитательных форм. Масса разных проектов – от создания специальных сайтов («Виртуальные родители»), до конкурсов, грантов, фестивалей и специальных премий для замещающих родителей. На все нужны не только деньги. Их-то как раз, по словам депутатов, не жалко. Был бы результат.
Он есть. В этом плане Лысьвенский район показателен. На 1 июля у нас на учете стояло 905 детей-сирот. Из них до 18 лет – 525 человек. И только 32 ребенка проживали в детском доме, остальные – в семьях: патронатных, замещающих, в семьях опекунов и попечителей. К сожалению, остановить рост числа детей, брошенных родителями, пока не удается. Одно отрадно: практически всех их забирают в семьи. Столь действенный эффект не был бы достигнут, если бы не региональный проект «Устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи» и «Реструктуризация детских домов». Значит, направления выбраны правильно и программа работает, - отмечали участники консультативного совета.
В этом блоке набольшее недовольство депутатов вызвало исполнение закона в части обеспечения детдомовцев жильем. Деньги, выделенные для них на покупку жилья, не осваиваются на всех территориях.
Председатель контрольно-счетной палаты Юрий НОВОСЕЛОВ привел такие цифры. Количество детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в крае за год выросло более чем на 700 человек и составило 8014 человек. Если в 2007 году 265 сирот смогли улучшить свои жилищные условия, то в первом полугодии 2008 года таких счастливчиков оказалось только 87.
В Лысьвенском районе в прошлом году на приобретение жилья для сирот краевой бюджет направил 5 млн. 695 тысяч рублей, из них 1 млн. 407 тысяч - неосвоенные средства 2006 года. Район купил жилье для 17 человек на 5 млн. 9 тыс. рублей. В первом полугодии - еще для двоих на сумму 526 тысяч рублей. Остаток – почти 160 тысяч. По словам председателя КСП Пермского края, по итогам проверки за 2007 год и за первое полугодие этого отмечено, что в отчете 2007 года имеются искажения (указаны фамилии детей-сирот, фактически не получивших жилье, а договоры социального найма заключены с другими лицами из числа детдомовцев, имеющих право на получение квартир). Последняя проверка показала: пять человек, получивших жилые помещения, там не проживали по причине длительности заключения договора социального найма.
Какой вывод? Жилищный вопрос трудный. Денег, выделяемых на покупку квартир детдомовцам, конечно же, не хватает. Квадратный метр дорожает, и муниципалитеты, стремясь предоставить крышу над головой как можно большему количеству людей, приобретают для них комнаты в коммуналках и нередко идут на нарушение закона. Юрий Новоселов считает: надо рассмотреть возможность перехода на практику выдачи субсидий из краевого бюджета в форме жилищных сертификатов на эти цели. Это позволило бы уменьшить влияние негативных факторов на исполнение государственных полномочий при обеспечении детдомовцев жильем.
Талантам надо помогать
Работа с одаренными детьми. Это поле деятельности в школах, спортивных клубах, в домах культуры и дворцах «удобрено» краевыми финансами и «вспахано» достаточно глубоко. Не перечислить всего, что успели сделать за полтора года при поддержке, разумеется, целевой программы те, кто работает с талантливыми ребятами и продвигает их. Для любого педагога и родителя способные дети – отрада. В них хочется вкладывать и вкладывать, тем более, что результаты налицо. Приведу только одну цифру. В Лысьвенском МР количество победителей, призеров разных конкурсов районного и краевого уровней в 2007 году по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 10%. Из краевого бюджета на реализацию подпрограммы «Право ребенка на развитие и сохранение индивидуальности» район в 2007 году получил более 140 тысяч рублей.
Тема поддержки одаренных детей широкого обсуждения на совете не получила. В этой части закон работает, средства осваиваются. Но интересное предложение высказал уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел МИКОВ. По его мнению, программа плохо нацелена на работу с детьми группы «норма». Дети в группе риска и одаренные составляют в общей массе ребят небольшой процент. В основном все-таки мы имеем дело с обыкновенными ребятами, которых никак не нельзя оставлять без внимания. Правда, комментируя это предложение, Николай Девяткин сослался на то, что в крае есть другие детские проекты, в поле зрения которых - все дети Прикамья.
Миллионы в «заначке»?
Теперь о финансах. Самая спорная и самая полемичная часть большого диалога депутатов и исполнительной власти. Кому понравится, когда деньги, выделенные депутатами на благие и социально важные дела, не осваиваются исполнителями? В коротком и сухом докладе председателя контрольно-счетной палаты Пермского края Юрия Новоселова места эмоциям не было: только цифры и только факты.
Общая потребность в финансовом обеспечении мероприятий целевой программы за счет средств краевого бюджета – 331 млн. 927 тысяч рублей. В том числе в 2007 году – 78 млн. 535 тыс., в 2008 г.- 80 млн. 231 тыс. рублей. Кроме этого законом предусмотрены средства на строительство и покупку жилья для детей-сирот - ежегодно 151 млн. 250 тыс. рублей.
Фактически в 2007 году исполнение бюджета программы составило 88,6%, в первом полугодии этого года – 74,1%.
В 2007 году самый высокий процент освоения наблюдался в реализации проекта «Право ребенка на сохранение индивидуальности», самый низкий – по проектам «Ранняя профилактика социально опасного положения и социального сиротства» и «Внедрение восстановительных технологий в деятельность субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних». В первом полугодии по всем проектам подпрограммы «Право ребенка на жизнь и здоровье» сложился низкий процент освоения.
Попросту говоря, деньги есть, но в силу разных причин они не осваиваются. Правительство же основную причину объясняет структурными изменениями. Дело в том, что в прошлом году ряд функций в сфере детства оно передало из аппарата правительства агентству по управлению социальными службами Пермского края. Структурная перестройка потребовала внесения изменений в программу. Все эти дела длительны по времени, да и волокиты здесь хватает.
Но вот что мешало осваивать средства в этом году, так и осталось непонятным. Ни один исполнитель - министерства здравоохранения, образования, социального развития, по культуре и массовым коммуникациям, агентства по управлению социальными службами, по физкультуре и спорту - не смогли освоить выделенные им средства. Ряд проектов вообще оказался на грани срыва.
Что это значит? Это значит, что школы, заведения дополнительного образования, реабилитационные центры, дети-инвалиды, сироты, детские дома и т.д. в регионах не смогли осуществить ряд своих проектов.
Что касается Лысьвенского района, Юрий Новоселов сказал:
- Лысьвенский муниципальный район участвовал во всех краевых проектах, предусмотренных программой, однако не все мероприятия были реализованы. Так, из 30 мероприятий проекта «Ранняя профилактика социально опасного положения и социального сиротства» он принимал участие в 11 на уровне краевого бюджета и в трех – на уровне муниципального.
Выводы контрольно-счетной палаты после проверки исполнения закона «О краевой целевой программе «Семья и дети Прикамья на 2007-2010 годы» Лысьвенским районом: все денежные средства, направляемые для реализации закона, использованы по назначению. Однако район не в полной мере использовал возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов.
На вопрос журналистов, почему такое низкое освоение средств не обеспокоило депутатов раньше, председатель комитета по социальной политике ЗС Валерий ЧУПРАКОВ объяснил просто:
- Существует не одна программа по социальным вопросам. Поэтому говорить о том, что исполнение закона, принятого год назад, нужно было контролировать каждый квартал, неправильно. По окончании первого этапа мы обязательно рассмотрим в комитете его реализацию.
Николай ДевяткИН, делая вывод из состоявшейся дискуссии, подытожил:
- Реализация программы дала положительный результат. Но он мог быть чуть получше. Есть некоторые моменты, о которых стоит сказать особо. Обеспечение детей жильем. В прошлом году, несмотря на то, что деньги из бюджета на эти цели выделялись, они использовались не полностью. Я считаю, это недопустимо.
Консультативный совет принял пакет рекомендаций правительству края и поручил Николаю Девяткину проинформировать о ходе разговора депутатов Законодательного собрания на очередном пленарном заседании. Так что дискуссия будет иметь продолжение.
Социальные комментарии Cackle