Мы с кыновскими ребятами хотели воочию убедиться, что уральские самоцветы не исчерпали своего эстетического, информационного и коллекционного потенциала, что, кроме спортивного и оздоровительного туризма, в нашем регионе можно развивать особый вид туризма – познавательный. Стали искать единомышленников. Валентина Палкина и коллектив турклуба «Дорога» весной 2008 года организовали первый в городе минералогический музей. Валентина Владимировна и ее ребята болели «каменной горячкой» в острой форме, а значит, - «мы с тобой одной крови»!..
В России две беды: дураки и дороги. Когда они совмещаются, возникает туризм
Автобус и команда «Дороги» встречают нас на вокзале. Отъезжаем на два часа раньше запланированного. Хорошее начало! Пересекаем реку Чусовую. После недавних дождей она вздулась и помутнела (нам еще предстоит увидеть Чусовую в ее верховьях и удивиться контрасту).
В поселке горняков Сараны уже поджидает Эдуард Фищенко, преподаватель Пермской гимназии им. Дягилева, минералог с более чем 20-летним стажем. Вместе обедаем, а пустые банки собираем в мешок - железное правило «Дороги» (к концу похода он наполнится и банки попадут в металлолом в Лысьве). Идем на месторождение хромитовых руд. Осматриваем старые карьеры, грандиозные диабазовые останцы. Находим образцы змеевика и знаменитых сарановских минералов: уваровита, родохрома, сфена, хромовых слюд на кальците. Попадаются блоки диабазовой породы с высыпкой мелких кристаллов пирита - «золота дураков».
Мы в п. Промысла. Здесь в 1825 году был найден первый в России алмаз, в память о чём установлен камень. Перед нами - старые разработки золота и алмазов - знаменитые Крестовоздвиженские прииски. Чуть в стороне от заросших разработок протекает по песчаному дну Алмазный ключ - небольшая речка, водами которой и промывались пески прииска. Умываемся «золотой» и «алмазной» водой...
Заповедник советской эпохи
В пяти километрах от маршрута лежит город горняков и металлургов Кушва. По предложению Валентины посещаем памятник Семену Чумпину, вогулу, показавшему русским Кушвинское месторождение железной руды. Соплеменники жестоко покарали Степана: сожгли за оскорбление духов гор. Но вот уже 270 лет на этом месте ведется добыча руды.
Кушва кажется заповедником советской эпохи. Вот где нужно снимать фильмы о 60-70-х годах ХХ века! На окраине, за буйно заросшим городским парком, обнесенным литой чугунной оградой (не сдали на металлолом! - удивляются кыновские мальчишки), полого вздымаются отвалы горного комбината и «огрызок» магнитной горы. На вершине - памятник Чумпину - чаша с языком пламени. Со смотровой площадки открывается вид на гигантский железнорудный карьер глубиной метров в триста. БелАЗы на его серпантинах кажутся игрушечными машинками...
Первая ночевка - на лесной поляне. Вокруг - следы браконьерской лесозаготовки: десяток сосновых пней и брошенные вершинные части деревьев. Подобный лесной беспредел сейчас по всей стране...
На родине сказочного демидовского богатства?
Нижний Тагил. На окраине - в Меднорудянском - добыты, пожалуй, самые крупные в мире глыбы малахита, здесь, в мокрых узких шахтах, добывалось сказочное богатство Демидовых. Здешним малахитом облицованы колонны Исаакиевского собора в Петербурге, интерьеры Зимнего дворца, крупные вазы, камины, целые малахитовые кабинеты продавались в ХIX веке как в аристократические дома России, так и в Европу. Наша мечта - найти по кусочку настоящего уральского малахита.
Сейчас старые демидовские шахты вскрыты глубоким карьером, в котором недавно добывали железную руду. Видны стволы старых шахт - пропитанные охристыми породами 200-летние бревна. Собираем медные минералы. Время от времени встречаются небольшие корочки малахита.
И вот мы уже в Невьянске – столице горной империи Демидовых.
Цена экскурсии в Невьянскую башню «кусается» - 150 рублей со взрослого, 100 - со школьника, но экскурсия того стоит! На третьем этаже ждёт неожиданный аттракцион: слуховая комната. Если встать лицом в угол и произнести фразу шепотом, то она отчетливо слышна в углу, расположенном по диагонали, причем звук голоса усилен и идет не сзади, а сверху. Люди же, находящиеся рядом, ничего не слышат. Минут десять в комнате стоит шипение, прерываемое взрывами изумленного смеха!
С верхней обзорной площадки открывается вид на город, пруд, отвалы золотых приисков на юго-западной окраине: в окрестностях Невьянска и сейчас ведется добыча золота, и она, по словам нашего гида, превышает одну тонну в год...
Изюмительная кашка!
На обочине шоссе, в маленькой деревушке Корелы, – настоящий колодезный журавль! Почти для всех ребят это первая встреча с древнейшим водоподъемным устройством, для меня же – звонок из детства (скрипучие колодезные журавли в те годы были обычной принадлежностью деревенских окраин). Ребята поднимают воду на журавле (оказывается, не так это просто - цепь идет рывками, и кое у кого штаны и рубашка мокрые). Умываемся настоящей колодезной водой. Местный мужик, пришедший с флягой, смотрит на нас с усмешкой.
Далее ландшафт становится лесостепным: чистые ухоженные сосняки чередуются с обширными массивами полей. Проезжаем отворот на с. Октябрьское. До революции оно называлось Шайтанским и славилось самоцветными копями. В поисках старой копи парни бегут вперед, а мы с девочками осматриваем все камушки на дороге и на обочинах. Вот они – куски агата-переливта! А вот дорога на копь. Неглубокие канавы заполнены водой, на отвалах вырос 30-летний лес – разработка давно заброшена.
Липовские карьеры. В XIX веке здесь были самые продуктивные турмалиновые копи в России. Липовские турмалины украшают минералогические коллекции всей Европы. Горные работы завершились в 1989 году. На дне образовались глубокие озера с изумрудной водой. Пресная вода сейчас - главное минеральное богатство Липовки: это крупнейшие на восточном склоне Среднего Урала запасы вод, которые используются для водоснабжения г. Реж.
На следующий день отправляемся на сбор минералов. Мы в царстве мрамора: его огромные блоки сахарного, серо-полосчатого, желтоватого цвета лежат как в карьере, так и в отвалах. Много железистых минералов: лимонит, жеоды бурого железняка. Любуемся изумрудно-зеленой водой огромного карьерного озера. Его глубина превышает 50 м, а прозрачность воды - не менее десяти метров. Парни из «Дороги» находят два небольших обломка красных кристаллов. Вероятно, это турмалин. Неподалеку - интересные образцы опала от голубоватого до шоколадного цветов. Здесь же в изобилии встречаются натечные формы халцедона.
Ночуем в окрестностях г. Березовского, на берегу Пышмы. За рекой видны огромные отвалы золоторудных шахт. Березовский – место первой в России находки золота. За ужином предупреждаем девочек, что это последняя еда, приготовленная «Дорогой». Теперь кашеварить будет школа № 65. Девочки внутренне напряглись, но не показывают вида.
Завтрак. На этот раз утреннюю кашу с изюмом готовили девочки из Кыновской школы. Правда, манку всыпали в холодную воду, но эту “аварию” вовремя заметили и по мере сил постарались исправить интенсивным перемешиванием. Первая каша – комом, то есть комками. Изюмительная кашка!..
Гороховый борщ: Макаревич отдыхает!
А впереди - Екатеринбург. Первая экскурсия - в музей Горного университета, где одна из самых замечательных минералогических коллекций нашей страны. Билеты платные, но цены… 20 рублей! Для желающих посетить музей замечу: понедельник - выходной. На первом этаже - гигантский кристалл горного хрусталя размером в рост человека и весом более 700 кг.
Три часа любуемся уникальными уральскими минералами и изделиями из самоцветов. В киоске можно купить редкие их образцы (от 60 до 12000 руб.). Неплохой выбор литературы по самоцветам, а в соседней комнате - ювелирный магазин. Цены низкие, а качество - екатеринбургское. Здесь сумели сохранить культуру уральского самоцвета даже в советское время.
«Дорога» тянет нас в аквапарк. Препятствие одно: у девочек нет купальников. В распродажном магазине наши красавицы подбирают себе купальные гарнитуры. Берем билеты на один час. Клянусь, когда побываю в Екатеринбурге в следующий раз, то обязательно приду сюда снова, но уже не на час, а на два!
По пути из Екатеринбурга лежит «родонитовая полоса», в которой еще в XVIII веке открыты несколько месторождений прекрасного розового камня – родонита. Самое знаменитое – Большая орлецовая копь в Малом Седельниково - лет 10 назад была «рекультивирована». Великолепный памятник горного дела утрачен навсегда. Именно эта копь дала самые крупные и качественные монолиты орлеца. Изделия из них украшают дворцы Петербурга, а одна уникальная глыба помещена в центре Екатеринбурга.
С трудом находим отвалы Бородулинского месторождения - оно заросло щеткой молодого леса. Находим несколько кусков родонита, а пшеничное поле у дороги дарит редкую встречу с голубыми васильками.
Мы на станции Кладовка. В ее окрестностях когда-то стояла охотничья избушка старика Коковани. девочка Даренка мечтала увидеть чудесного легконогого козлика Серебряное Копытце. Здесь он оставил по покосным ложкам свои следы - зеленые камушки. Название «хризолиты», приведенное в сказе, неверно: при точном определении они оказались гранатами-демантоидами (вспомните повесть Куприна «Гранатовый браслет»). В каком-нибудь десятке километров отсюда лежит исток Полдневой Чусовой - Большое Чусовское озеро, но прямой дороги до него нет.
Девочки хлопочут у костра – на ужин варят что побыстрее: суп из пакетов с тушенкой. Супчик удался на славу: гороховый борщ. Разнообразно и калорийно. Надо будет послать рецепт Андрею Макаревичу!..
Как герои Джека Лондона
Новый день. В лагере старателей-хитников осматриваем свежие шурфы: их глубина превышает четыре метра. Присмотревшись к работе старателей, ребята пытаются освоить технологию. Как ни странно, лучше получается у девочек (вот бы так они и посуду мыли!). Находим зерна бурых гранатов-альмандинов и мелкие обломки зеленого демантоида. Старатели потчуют рассказами о сказочной удаче весны: подняли камень каратов на 12. После огранки ушел он в Хельсинки за 19 тыс. долларов. Часа два, как герои Джека Лондона, сами промываем грунт. Находки обильны и мелки. Но красивы! И они – наши.
Шесть вечера. Мы - на знаменитом Гумешевском медном руднике на окраине г. Полевского. Здесь добывал малахит Данила-мастер, здесь встретил Хозяйку Медной горы. Еще лет 15 назад работала на Гумешках медная шахта, но в середине 90-х закрылась. Не менее 20 тонн зеленого камня должно еще оставаться под землей. Но в начале нового века организовали на Гумешках гидродобычу меди: грунты обрабатываются раствором сильной кислоты, он поступает в гидролизный цех, где и получают товарную медь. Таким образом, происходит добыча без извлечения руды на поверхность.
Ветер доносит характерный серный запах. Пара-тройка лет интенсивной добычи - и медных минералов на Гумешках не останется. Более чем тысячелетняя история Медной горы близка к завершению. На этот раз - навсегда. А мы спешим найти хоть какие-нибудь минералы. Находки редки и скудны, но когда уже идём к автобусу, Хозяйка подбрасывает-таки утешительный приз: сахарные глыбы мрамора с россыпью крупных золотистых кристаллов халькопирита. Тщательно моем руки с мылом: предосторожность не напрасная - при работе с образцами медь остается на коже.
Прощайте, Гумешки! Может быть, мы последние, кто увидел тень вашей былой малахитной славы. В обратный путь! Ночуем на границе Пермских и Екатеринбургских земель, где в прошлом проходила граница между Строгановскими и Демидовскими владениями...
В Кунгуре - остановка у памятника «Пуп Земли». Рассказываю современные поверья, связанные с этим памятником... Впрочем, приезжайте в Кунгур, и вам объяснят, что такое Пуп Земли и какими чудесными свойствами он обладает.
В Лысьве расстаемся на автовокзале. Спасибо тебе, «Дорога»! До встречи на новом маршруте!
Итоги экспедиции |
---|
За шесть дней преодолели более чем 1000 км, маршрут как бы «окольцевал» реку Чусовую - от ее истоков до Чусового. Посетили семь месторождений уральских самоцветов, два музея, четыре памятника, аквапарк, четыре места современных промышленных горных разработок, лагерь старателей-хитников. Доказали: бассейн Чусовой обладает не только спортивно-туристическим потенциалом, но и культурно-познавательным, в том числе минералогическим и фольклорным. Ребята прикоснулись к древней культуре камня, расширили свой культурный кругозор. Собранные образцы минералов и горных пород пополнят экспозицию музея «Дороги» и положат начало геологической коллекции Кыновской школы. Ребята получили хороший урок прикладной экологии: в походе старались не оставлять техногенных следов и не губить живые организмы (за исключением кусачих насекомых). Особая благодарность - тем, без кого эта экспедиция не состоялась бы, - Петру Андреевичу Штейникову и Николаю Григорьевичу Кашину. |