"Королева автосвалки" - так называют её в народе. Приписывают связь с мафией. Чем не угодила многодетная мать лысьвенцам?
- Вы даже не представляете, как тяжело в наших условиях одной растить пятерых детей! Вот сегодня собирала их в школу - каждый денег попросил. Саше 550 рублей на кимоно надо. Он у нас спортсмен - самбо и дзюдо занимается. Недавно грамоту с соревнований принес. Очень гордился. Мише с Машей (это мои двойняшки) дала 500 рублей на поездку в «Березку» и 120 - на театр. Они у меня тоже талантливые: Маша на скрипке играет, а Мишка – в шахматы. Оле выделила 600 рублей на экскурсию в Кунгурскую ледяную пещеру...
Сегодня на одной зарплате да детских пособиях не проживешь. На носу – зима, детей одевать надо. Все купи, да в пятерном размере - пять пар обуви, пять курток, пять шапок. А еще в доме ремонт - опять же расходы... Спальню привели в божеский вид - нужно пять новых кроватей приобрести, пять новых комплектов постельного белья. А вы говорите: бизнес! Вот он где, весь мой бизнес, - в детях…
"Мафия" в ситцевом халате
Мою собеседницу Ирину Алексеевну ЛАВРЕНЕВУ за глаза называют королевой автосвалки. Это ее всю осень бранили лысьвенцы, засыпая сайт «Искры» просьбами разобраться с хозяевами кучи металлолома, складированной возле небольшого уютного скверика на улице Балахнина. Это в ее адрес читатели гневно восклицали: «Нарушитель общественного порядка!». И письменно констатировали: «С каждым днем свалка увеличивается в размерах. На обочине проезжей части - битые машины, которые мешают движению транспорта по дороге, особенно - в темное время суток. Прямо на землю с этих «железяк» стекают тосол, бензин, масло и электролит. Машины режут на металл. Чтобы не слышать звука работающих инструментов, затыкаем уши. Раньше жителей улицы радовал березками зеленый скверик, а теперь его захламляют останки машин. Понимаем, что это чей-то бизнес, но почему, принося прибыль себе, бизнесмены причиняют вред окружающей среде?»
Самые смелые посетители сайта «Искры» по секрету делились информацией о том, что автосвалку «крышует» кто-то из властных структур, а иначе отчего же она все растет? Некоторые прямо заявляли: «Там орудует мафия!»
И вот она, «мафия», стоит передо мной в обыкновенном ситцевом домашнем халатике, курточке, наспех накинутой на плечи, жмется от холодного осеннего ветра и рассказывает о своих пяти «мафиози», которых воспитывает в одиночку, получая от государства около полутора тысяч рублей (хватает только на то, чтобы коммуналку оплатить).
- Да что мы с вами в сенках разговариваем - пойдемте в дом, - Ирина, видимо, поняла, что я настроена неагрессивно, и ее настороженность сменилась благодушием. К тому же в доме заплакал ребенок.
- Это моя младшенькая – Анечка, ей полтора годика - пояснила многодетная мама.
Чтобы и ролики, и компьютер...
- Знаю, из-за чего весь сыр-бор разгорелся, - по секрету признается мне Ирина Алексеевна, когда из холодного дворика мы перебираемся в дом, - просто бизнес мой кому-то приглянулся. Вот и решили меня прикрыть, чтобы конкурентов не было. Ко мне всю осень кто-нибудь приходил. Телевидение приезжало, административная комиссия наведывалась, милиция, участковый... Депутаты были. Ругались, руками размахивали: мол, прикрывай свою лавочку. Я им прямо сказала: вы мне денег дадите газовый котел поменять? Он 9 тысяч стоит. В прошлую зиму мы замерзали: дома 13 градусов тепла было. Представьте, как жить с детьми в таких условиях. Думаете, мне бы не хотелось на работу ходить, зарплату получать? Думаете, мне, бабе, хочется с болгаркой по кучам металлолома лазить? А нужда заставляет. Хочу, чтобы у моих детей, как и у других, было все: велосипед, ролики, компьютер.
Голодали и собирали картон
Восемь лет назад Ирина Алексеевна вместе с мужем приехала в Лысьву из Омска. Тогда у нее еще не было младшенькой Ани, а месячных двойняшек Машу и Мишу привезли в багажнике «джипа» в коробке из-под телевизора. Сразу решили: пока дети маленькие, надо строить собственный дом. В то время в городе частная застройка активно не велась. Знакомые и коллеги, глядя на затею Ирины, крутили у виска: «С малыми детьми дом строить - да боже упаси!» А она упрямо продолжала идти к своей цели, пахала на трех работах, а скептикам отвечала:
- Сейчас не построимся – не построимся никогда. Дети вырастут - вырастут затраты.
Но настоящие трудности начались четыре года назад, когда муж пропал без вести. Два года семья перебивалась с хлеба на квас: собирали банки, бутылки, картон - лишь бы прокормиться. Муж, кстати, нашелся, когда Ирина подала документы на оформление детям пенсии по потере кормильца. Но участвовать в жизни семьи не собирался: пил горькую.
Помощи у государства Ирина попросила один-единственный раз. Когда уже нечем было кормить детей, в отчаянии позвонила в областную администрацию. Нажаловалась. Многодетной маме стали выплачивать пособие по безработице и подыскивать работу. Нашли быстро: продавцом в киоск. Работа посменная: один день - в дневную смену, один – в ночную. Придя домой после очередной ночной в четыре часа утра, Ирина увидела во дворе собственного дома дочь Машу. Ей тогда было пять лет. Девочка сидела на качелях - тихо и как-то отрешенно. Ирина не на шутку перепугалась, кинулась к дочери: «Машенька, что с тобой?» А она в ответ: «Я маму хочу!». Тогда Ирина поняла, что многодетной одинокой женщине надо выбирать: либо дом, либо работа. Либо такая работа, чтобы и доход от нее был существенный, и из дома надолго отлучаться не пришлось. Нашла…
Откуда припылила? Из Сарапула!
- Вы удивитесь, но меня в свое время «карамельная мафия» звали, - рассказывает Ирина. – Я в Сарапул за конфетами ездила. Местный завод, один из немногих в России, производил конфеты на какао-масле. Возьмешь такое лакомство в рот - вкус детства! Оформила я свидетельство частного предпринимателя - и вперед, на подвиги. А труд коммерсанта ох как несладок! Я, баба, бросала на няньку маленьких детей, нанимала «ГАЗельку» - и в Удмуртию, чтобы дешевых конфет купить (цена на них по сравнению с теми, что продавали местные коммерсанты, была ниже на 30 рублей с килограмма). Сутки - туда, сутки - обратно. Привозила конфеты в магазин, а мне продавцы с завистью: откуда ты такая припылила? Дай-ка на твои смешные цены взглянуть. Отвечала: мол, посмотрите, а потом со своими сравните и поплачьте!
“Карамельная мафия” даже фасовала новогодние подарки для малоимущих, многодетных семей и детей-инвалидов. Столько шоколадных конфет в подарок складывали, что кулек не завязывался. А когда в городе открылись оптовые базы, заниматься конфетами стало просто невыгодно.
Пыталась Ирина купить небольшой магазинчик в Обманке - не получилось договориться об отсрочке платежа, пришлось распрощаться с этой затеей. Пыталась открыть павильон напротив дома. Даже земельный участок выхлопотала, но нашлись конкуренты, из-под носа бизнес увели. А идея с утилизацией старых автомобилей пришла сама собой: эта ниша в городе тогда была свободна.
Лысьвенскую даму оценили пермяки
Сегодня адрес Ирининой свалки известен практически каждому автолюбителю Лысьвы. Заглядывают на огонек и приезжие. В дороге всякое случается, а куда ночью кинешься, если вышли из строя тромблер или генератор, если прокололось колесо, а запаски нет?
- Недавно в 4 утра машина подкатила – тормоза отказали, а внутри - полный салон детей. Ехать надо, где взять запчасти? – рассказывает владелица автосвалки. – Я их выручила. Так что не все меня костерят, есть и такие, кто спасибо говорит.
Однажды зарулили на улицу Балахнина парни из Перми - стартер полетел. Посмотрели на то, чем занимается одинокая предприимчивая мадам, и говорят: «Работала бы ты, Ирина, в Перми - цены бы тебе не было! Там власти и площадку выделили бы, и деньгами бы помогли».
- Недавно в Интернете нашла информацию о том, что существует специальная программа: сельским многодетным семьям выделяются беспроцентные кредиты на развитие частного бизнеса. А почему городским не выделяются? - спрашивает Ирина Алексеевна. – Не понимаю, почему наше государство не хочет помочь тем, у кого есть желание открыть собственное дело...
Любому ясно: чтобы организовать бизнес, необходим начальный капитал. Где его взять многодетной маме? Чтобы получить в банке хотя бы минимальный кредит, нужны гарантии, ежемесячный доход. Все гарантии Ирины Алексеевны – это пять ртов, которые каждый день просят кушать, да груда металлолома, мокнущая под дождем! Такие не устроят ни один банк.
- Если бы государство помогло мне организовать бизнес, я бы арендовала землю, как положено, поставила ангар, и никто бы этого бардака не видел и не жаловался, - справедливо замечает хозяйка автосвалки. - Думаете, я не просила в аренду земельный участок рядом с домом? Думаете, мне самой приятно, что под окном вместо клумбы с цветами - свалка?! Много разных комиссий ко мне приезжало, но все были однозначны: «О лишнем кусочке земли и не мечтай! Ландшафт изменится, с дороги будет видно твой ангар – некрасиво. Зеленая зона – нельзя!».
Не впервой пояса затягивать
Только в этом году нарушительницу общественного порядка пять раз привлекали к административной ответственности по статье «нарушение правил благоустройства и содержания территории Лысьвенского городского поселения». Восемь протоколов было составлено на владелицу автомобильной свалки за нарушение статьи 14.1 (часть 1) Кодекса административных правонарушений - «незаконная предпринимательская деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». Ирина Алексеевна действительно не имела свидетельства индивидуального предпринимателя на этот вид деятельности, и ее привлекли к суду. Имущество Лавреневой, то есть сама автосвалка, было арестовано. Суд состоялся. Он постановил: наложить на гражданку Лавреневу штраф в размере одной тысячи рублей без конфискации арестованного имущества.
После суда Ирина решила: будет работать по закону. Она намерена приватизировать землю, построить ангар, чтобы заниматься своим делом цивилизованно. А еще - открыть автомастерскую. Почему бы попутно и авто не ремонтировать? В настоящее время оформляет свидетельство индивидуального предпринимателя и надеется решить проблему с получением площадки на городском полигоне для утилизации транспортного мусора.
- И штрафы уплачу, не впервой пояса затягивать, - говорит Ирина. – Мама-пенсионерка надо мной смеется: «Эх, горе-бизнесмен! Нет ни сапог зимних, ни куртки». А я понимаю: бизнес – такое дело, что сегодня пан, завтра - пропал.
Пропадут ли идеи многодетной мамы, сказать сложно. В связи с финансовым кризисом, стоимость металлолома упала в цене с 9 до 1,2 тысячи рублей за тонну. С одной старой «шестерки» теперь можно взять чистого навара около тысячи рублей (полтонны тонны железа минус затраты на бензин и перевозку). Негусто...
Автосвалку Ирина постепенно ликвидирует, расчищает площадку. Бэушные автомобили пока не покупает - металл сдавать некуда. Многие фирмы, принимающие лом, повесили на своих воротах амбарные замки…
Многое в нашем разговоре с Ириной Алексеевной осталось за кадром. Ее отношения с соседями. Рассказ о судьбах тех, кто работает на резке металла, и о тех, кто продает свои машины буквально за две палки колбасы. Рассуждения на тему чиновничьего равнодушия. Оценка деятельности прошлой и нынешней власти. И даже проблема поиска настоящего мужа и отца для многочисленного семейства. Может, для читателя это все несущественно, но так или иначе составляет основу жизни одного человека. Судить о праведности и неправедности поступков Ирины я не берусь. Есть закон, и те, кто на его стороне, по-своему правы. Но всегда есть другая сторона. В данном случае это желание матери обеспечить своих детей, вырастить их счастливыми, полноценными людьми, помочь им развить таланты и способности.
Уже после общения с Ириной я вспомнила рассказ одного своего приятеля о Германии. Он говорил: если женщина в этой стране родила трех детей, она будет обеспечена хлебом насущным до конца своих дней. Таковы законы. Когда так же можно будет сказать и о нашем государстве, многие проблемы, в том числе и наличие автосвалок, отпадут сами собой…
КСТАТИ...
Утилизация старых автомобилей – полноценный бизнес, которым Европа и Америка занимаются уже более двадцати лет. В России он только развивается и особой прибыли владельцам не приносит, потому что необходимы сопутствующие перерабатывающие производства. Например, в Америке из шин делают резиновую крошку, которая является компонентом для производства асфальта, покрытий теннисных кортов и детских площадок. В нашей стране 60 % отработавших шин попросту закапывают, так как перерабатывать их нерентабельно.
Ежегодно в России оказываются брошенными 300 000 старых автомобилей, затраты на их уборку с улиц и утилизацию составляют огромные суммы, которые растут с каждым годом.
Социальные комментарии Cackle